Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов— Ниппура (в 160 км от современного Багдада) в 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н. э. Таким образом, это древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания и одновременно древнейшая «фармакопея» в истории человечества. Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п.
Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее был предельно лаконичен. К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. Сведущий врачеватель, по всей вероятности, знал это, тем более что в тот период истории Месопотамии значительный объем знаний продолжал передаваться устно; записывались лишь конкретные, точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать. В древнем Шумере каждый свободный человек имел свою печать. Она представляла собой маленький резной цилиндрик из камня с отверстием по продольной оси, через которое продевался шнурок. Носилась она на шее и всегда имелась при себе. При составлении важных документов печать прокатывалась по влажной глиняной табличке и выполняла в древнем Шумере функции появившейся позднее подписи. На одной из древних цилиндрических печатей, найденной в Лагаше и принадлежавшей «Урлугаледине, врачевателю», имеется изображение хирургического пинцета. Кроме того, на ней изображена змея на дереве - символ медицины и в наши дни. Часто встречается изображение специального ножа, которым повитухи перерезали пуповину новорожденного.
2.2 Гигиена
В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение вшивости, т.е. педикулеза).
Во времена Шумера высоко ценились ароматические свойства растений, а археологи располагают фактами, что и ранее жители Междуречья умели изготавливать масла для притираний. Местные врачи обладали навыками извлечения экстрактов, смешивания и сохранения препаратов. Именно от народов Древнего Междуречья египтяне впоследствии заимствовали рецепты своих драгоценных благовоний.
2.3 Приемы врачевания
В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь o применении обезболивающих паст (содержащих белену) и лечебных мастик (с растительными компонентами), которые клали в дупло больного зуба. В Шумере была обнаружена и датирована 3000 г. до н. э. первая специально изготовленная зубочистка из золота Древний Ассирийский медицинский текст содержал описание процедуры очистки зубов указательным пальцем, обернутым тканью. Уже во втором тысячелетии до н. э. использовался зубной порошок, приготовленный из пемзы с добавлением натуральных кислот – винного уксуса или винной кислоты.
Применение водных процедур, массажа и ароматерапии дополнялось магическими формулами и обрядами. Так, камни наделялись мистической и целебной силой. Шумерская знать лечилась преимущественно при помощи драгоценных камней. Простые смертные довольствовались лежанием на горячей морской гальке, многим было известно и о целебных свойствах вулканических камней… Тогда же было отмечено, что горячие камни по-разному воздействуют на каждого человека: одному помогают избавиться от болей в спине, другому - снять нервное напряжение, третьему – укрепить иммунитет или избавиться от токсинов и шлаков, четвертому - улучшить настроение и расслабиться… Постепенно был выработан комплекс процедур, суть которых заключалась в прикладывании к определенным точкам тела камней и использовании притираний.
2.4 Хаммурапи
Вавилонское царство достигло наивысшего расцвета и могущества во времена царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) - одного из наиболее выдающихся правителей древности, который объединил под своей властью разрозненные земли Междуречья и создал могущественное государство, включавшее всю Нижнюю и большую часть Верхней Месопотамии.
Могущественным соседом Вавилонии было Ассирийское царство. Наивысшего могущества Ассирия достигла при Ашурбанипале (ок. 668—626 гг. до н. э.), завоевательные походы которого значительно расширили границы царства. Ашурбанипал создал самое большое в тогдашнем мире царское хранилище клинописных текстов (так называемая «библиотека» Ашурбанпала). По велению царя клинописные таблички переписывались во всех подвластных ему территориях и свозились в Ниневию. Таким образом, в оригиналах и копиях была собрана почти вся шумерская и аккадская литература: тексты по философии, религии, математике, астрономии, деловая переписка, гадания и т. д. Некоторая часть табличек этого собрания посвящена описанию болезней и методов их лечения.
2.5 Верования
На протяжении веков в культуре и естественно-научных знаниях Ассирия придерживалась в основном вавилонских традиций. Это позволяет говорить о вавилоно-ассирийской культуре (и врачевании) как о едином целом.
Древние вавилоняне приняли верования шумеров и пантеон шумерских богов (так же, как полтора тысячелетия спустя древние римляне заимствовали пантеон древнегреческих богов). Они сохранили их функции, но или богам другие имена.
Богиня врачевания и исцеления Гула получила свое искусство от верховной триады богов. Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвращает умерших к жизни. Наряду с этим верили, что Гула может насылать и неизлечимые болезни. Культовым животным Гулы была собака, которую часто изображали рядом с ней.
Кроме Гулы покровителями врачевания были Ниназу — «владыка знания воды» и Нингишзида — «владыка благого дерева» (дерева жизни).
Эмблемой Нингишзиды был посох, обвитый двумя змеями, впоследствии ставший одной из эмблем медицины. Древнейшее изображение такого посоха выполнено на кубке шумерского правителя из г. Лагаш — Гудеа, который жил в XXII в. до н. э.
Центральное женское божество - богиня Иштар также приносила исцеление от болезней. Бог Нергал - властелин подземного царства, среди прочих своих дел управлял заразными болезнями и лихорадками, которые, как призраки, «выползали» из-под земли - преисподнего мира.
2.6 Врачеватели Месопотамии
Врачебные знания в древней Месопотамии сначала передавались устно. В старовавилонский период они все чаще стали записываться на глиняных табличках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по названиям пораженных частей тела. Их совокупность составляла своего рода «руководство», весьма ценное для врачевателей.
К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей)
Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н. э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту.
Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на три основные категории:
1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний.
2. Связанные с явлениями природы и образом жизни. Они объяснялись употреблением нездоровой пищи, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.
3. Связанные с религиозными верованиями («рука бога», «дуновение злого духа» и т. п.).
Защита» от такого «колдовства» была вполне адекватной: женщины носили на шее маленькие фигурки демонов или клали их под порог своего дома, для того чтобы отпугивать демонов их же изображением, а заклинатели читали магические тексты, которые имелись в таком множестве, что для их целенаправленного поиска создавались специальные каталоги по разделам, например, «Болезни горла», «Избавить от злых духов с помощью мучной воды...» и т. п.
Врачеватель-асуту чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив, прежде всего со сверхъестественными силами. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или «удара» в голову (описание которого напоминает инсульт).
Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: «он умрет», «он не выздоровеет» и т. п. Благоприятный прогноз встречается реже: «он будет жить», «он вылечится», «его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить». Если прогноз был безнадежен, ашипу (в отличие от асуту), удалялся, не начиная врачевания. У ашипу даже были предостережения от лечения: «Этот человек под опасным влиянием, не приближайся к нему». Возможно, это связано с зачатками представлений о заразных болезнях.
Прогнозы асуту, как правило, оптимистичны: «он выздоровеет», «его нужно лечить». Прогноз «он умрет» в текстах асуту встречается редко. Если же болезнь была за пределами компетенции асуту, он «не протягивал своей руки» (впоследствии это выражение появилось в «Гиппократовом сборнике»).
Врачевание асуту было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Цели его лечения были вполне реальными: «остановить лихорадку и жар», «отвести отеки», «заставить болезнь уйти», «успокоить выступающие сосуды рук и ног» и т.п.
Асуту был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы (горчица, тмин), коренья, семена (в частности, около 50 видов зерен), овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), листья и плоды деревьев (финики), кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупа мидий, - кожа козла и ягненка), экскременты птиц, овец и т. д.
Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, сами варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. В состав каждого готового лекарства входило несколько компонентов (иногда более 20). Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов.
В отличие от асуту главным в ритуале врачевателя ашипу было чтение заклинаний. В хранилище рукописей Ашшурбанапала обнаружено собрание заклинаний и обрядовых действий из 40 табличек под общим названием «В дом больного». Искусство его врачевания лежало в сфере того, что сегодня называется «психотерапией», однако за этим искусством скрывалась и другая сторона его деятельности - лекарственное лечение. Понятно, что пять лекарственных средств, уже проверенных на практике, в сочетании с целебными свойствами самой кожи ягненка не могли не оказать благоприятного действия.
Иногда в процессе обряда врачевания ашипу делал из глины или воска статуэтки, изображавшие больного или «преследовавших» его призраков, с целью отпугнуть или уничтожить их. Важное место в обрядах ашипу занимали магические круги, которые он очерчивал вокруг больного, и магические числа. Он определял критические дни выздоровления или обострения болезни, которые предсказывал заранее, исходя из предыдущего опыта; и всегда сопровождал свои действия обращением к богам и добрым духам.
Набор лекарственных средств ашипу был значительно уже, чем врача-эмпирика асуту. Однако почти в каждой рекомендации есть указание на использование лекарств.
Неудачный исход врачевания (что при том уровне развития медицины было явлением вполне естественным) ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: «такова воля богов» или «болезнь не ушла, потому, что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарства» и т. п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким.
Репутация эмпирика-асуту была более уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя. В результате, асуту постепенно утрачивали свои позиции.
Однако в целом, как свидетельствуют клинописные тексты, лечение асуту было более эффективным, чем лечение ашипу.
Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам после смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т. е. кесаревым сечением) спасти живого младенца.