Файл: Литература 16 Раскрыть понятие дикие животные, экологическое сообщество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема №2: Формирование обобщённых представлений у старших дошкольников о диких животных

СОДЕРЖАНИЕ





Стр.

1.Раскрыть понятие «дикие животные», «экологическое сообщество»

3

2.Характеристика крупных диких животных-представителей одного экологического сообщества.

4

3.Методика формирования обобщённых представлений у детей старшего дошкольного возраста о диких животных.

5

Литература

16


1.Раскрыть понятие «дикие животные», «экологическое сообщество»
Дикие животные – объекты животного мира, к которым относят животных, естественной средой обитания которых является дикая природа, а также находящиеся в состоянии естественной свободы, содержащиеся в полусвободных условиях или в неволе. К диким животным относятся:

  • хордовые, в том числе позвоночные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы и другие).

  • беспозвоночные (членистоногие, моллюски, иглокожие и другие) во всем их видовом и популяционном многообразии [4, c. 45].

Экологическое сообщество это совокупность взаимодействующих популяций, занимающих определенную территорию, живой компонент экосистемы. Сообщество функционирует как динамическая единица с различными трофическими уровнями, через него проходит поток энергии и совершается круговорот питательных веществ.  Видовая структура сообщества включает два понятия видовой состав и видовое разнообразие. 

Экологическое образование является одним из самых важных направлений дошкольной педагогики, задача развития экологических представлений детально изучается в программе детского сада. Знакомство детей с животным миром имеет важное значение, не только для экологического воспитания детей, но и для привития бережного отношения детей к животным.

Наличие представлений о животных, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В.Г. Грецова, З М.К. Ибраимова и др.), являются основой осознанного бережного отношения к природе. В трудах А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина отмечено, что представления у детей дошкольного возраста часто отличаются фрагментарностью, бессистемностью; дошкольникам крайне сложно выделить неявные, скрытые связи между явлениями [1, c. 36].


2.Характеристика крупных диких животных-представителей одного экологического сообщества
Тайга, или северный хвойный лес – полоса хвойных лесов, окружающих земной шар в северных широтах планеты. Тайга является крупнейшим биомом на Земле, общей площадью около 50 миллионов акров (20 млн га), что составляет 17% площади суши Земли. Природная зона тайги характеризуется холодным, суровым климатом, уровнем осадков (снега и дождя) и коротким периодом вегетации. Есть два типа таежных лесов: открытая тайга – лесные массивы с широко разбросанными деревьями, и густые леса, подстилка которых, как правило, в тени. Животный мир тайги, как и животный мир тундры из-за суровой зимы, отличается относительно низким разнообразием. Одни животные тайги способны справиться с холодной зимой, другие впадают в спячку, но многие виды мигрируют на юг в районы с более благоприятным климатом. Ниже представлен список наиболее типичных для биома тайги животных, включая млекопитающих, птиц, насекомых, хищников, грызунов, травоядных и других представителей фауны.

Животные тайги:

  1. Лось - род парнокопытных млекопитающих, самые крупные представители семейства оленевых. Включает 2 вида: европейский лось, или соха́тый (лат. Alces alces), и американский лось (лат. Alces americanus).

  2. Олень - парнокопытное млекопитающее из семейства оленевых. Благородныйолень обитает в большей части Европы, на Кавказе, в Малой Азии, Иране, в некоторых частях Западной и Центральной Азии. Он также обитает в регионе Атласских гор между Марокко и Тунисом на северо-западе Африки, являясь единственным видом оленей, обитающих в Африке. 

  3. Росомаха - хищное млекопитающее семейства куньих, единственный представитель рода Gulo (в переводе с латинского «обжора»). Имеются два подвида: Gulo gulo gulo (Евразия) и Gulo gulo luscus (Северная Америка). Крупный представитель подсемейства куньих.

  4. Косуля - животное небольших размеров чуткое и грациозное с длинной красиво изогнутой шеей, короткими ногами, заканчивающимися острыми копытцами. 

  5. Волк - вид хищных млекопитающих из семейства псовых (Canidae). Наряду с койотом (Canis latrans), обыкновенным шакалом (Canis aureus) и ещё несколькими видами составляет род волков (Canis).

  6. Рысь - вид млекопитающих из рода рысей

  7. Лисица - хищное млекопитающее семейства псовых, наиболее распространённый и самый крупный вид рода лисиц. Длина тела 60-90 см, хвоста - 40-60 см, масса - 6-10 кг.

  8. Барсук - вид млекопитающих из рода барсуков семейства куньих. Длина тела — 60—90 см, хвоста — 20—24 см; масса — до 24 кг, осенью, перед спячкой — до 34 кг. 



3.Методика формирования обобщённых представлений у детей старшего дошкольного возраста о диких животных
При ознакомлении детей с животным миром, как отмечает И.В. Корганова, решаются в единстве три воспитательные задачи:

  • формирование представлений о животных,

  • развитие эмоционально-положительного отношения к ним;

  • воспитание нравственного поведения в природе [4, c. 48].

Ознакомление с животными, их частями, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это формирование первоначальных представлений о животных, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. По мнению А.М. Федотовой, понятие «представления о животных» подразумевает собой не только знание разнообразия представителей животного мира, внешнего вида и признаков их как живых организмов, но и понимание их образа жизни, повадок и способов выживания.

С.Н. Николаева утверждает, что в дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это поднимает вопрос о средствах улучшения качества имеющихся знаний и формирования осознанных, глубоких и обобщенных знаний о животных у детей дошкольного возраста [8, c. 65]. Автор показывает различные способы обобщения конкретных знаний о животных с опорой на наглядные характерные признаки и выделяет такие основания, которые доступны пониманию детей. При этом она отходит от общепринятой зоологической систематики, как это практикуется в школе. В основу формирования у детей обобщенных представлений могут быть положены: степень взаимосвязи различных животных и человека (домашние и дикие животные); способ питания: хищные, растительноядные, всеядные; местообитание: наземные, наземно-воздушные, водные, наземно-водные; способ передвижения: летающие, плавающие, прыгающие, бегающие и т.д.

Работы Л.С. Игнаткиной и Л.Б. Ительсона свидетельствуют, что формирование представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста можно осуществлять путем интериоризации действий по созданию объекта. Механизм формирования образа представления рождается в процессе интериоризации деятельности, а отделение образа от реальности возникает в следствии интериоризации подражательных действий коммуникативного назначения [13, c. 41]. Исследование проблемы формирования представлений у дошкольников проводится в рамках формирования наглядно-образного мышления. В некоторых исследованиях изучается специфика и структура, а также особенности образного мышления. Решение таких проблем, как:


– развитие системы элементарных научных экологических представлений, которые доступны пониманию дошкольников;

– формирование познавательного интереса к миру животных;

– развитие первоначальных навыков грамотного с экологической точки зрения и безопасного обращения с животными;

– формирование положительного и бережного отношения к миру животных, заботы об окружающем мире в целом.

– формирование чувства эмпатии к животным;

– развитие навыков наблюдения за животными, объектами природы;

– развитие первоначальной ценностной системы ориентации;

– развитие элементарных поведенческих норм по отношению к животным;

– развитие способности и желания охранять животных и при необходимости помогать им, ухаживая за живыми объектами, можно найти в работах О.М. Силаевой, А.М. Федотовой и других исследователей [3, c. 6].

По мнению исследователей, учитывая образовательное значение экологического воспитания, педагогу нужно решить следующие задачи:

– пополнять представления детей о мире природы, делать их точными;

– учить детей наблюдать за природой;

– формировать у детей любознательность;

– развивать у детей представления о домашних животных, о их зависимости от людей и повадках;

– развивать детские представления о диких животных: об их среде обитания, о способах добывать пищу, о подготовке к зимней спячке;

– развивать представления детей о птицах;

– помогать детям получать знания о пресмыкающихся и насекомых;

– знакомить детей с разнообразием родной природы;

– пополнять знания дошкольников о животных разных климатических зон [2, c. 74].

Основными показателями развития у старших дошкольников представлений о животных являются:

– осознание взаимосвязи животных с человеком (дикие или домашние);

– знание способов добывания пищи (всеядные, хищники, травоядные);

– знание мест обитания (земля, воздух, вода) различных животных;

– умение выделять разные способы передвижения: птицы летают, рыбы плавают, змеи ползают, обезьяны лазают, кто-то прыгает или бегает.

Согласно работам В.В. Серикова, формирование представлений о животных у старших дошкольников должно строиться на личностноориентированном подходе, а развитие экологических представлений у старших дошкольников осуществляться с помощью личностноориентированных методик [14, c. 52]. Исследователи Л.М. Бобылева и Е.Н. Водовозова утверждают, что дети могут получить знания о животных, научиться правильно (по-доброму) к ним относиться, если они будут ухаживать за домашними животными. Таким образом, формирование представлений у старших дошкольников о животных, в том числе представлений о животных родного края, это одна из задач экологического воспитания.


Учитывая особенности дошкольного возраста детей, специфику их личностного и психического развития, биологическая экология в той или иной степени является научной основой для построения адекватной методики воспитательного процесса. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста определены тем, что длиться значимый период детского развития, который начался в 5 лет. И это период, когда вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других важных характеристик психики ребенка и формируется готовность к предстоящему школьному обучению [3, c. 7].

Во многих педагогических и психологических исследованиях обоснована доступность для детей старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды (А.П. Захарович, Т.А. Ковальчук, П.Г. Саморукова, Л.Е. Образцова, Н.К. Постникова, И.А. Хайдурова, Л.С. Игнаткина и др.); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.). В исследованиях С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой и др. определены особенности формирования у детей представлений о животных в соответствии с их возрастными возможностями.

Вопросы экологического воспитания, формирования представлений о диких животных также вызывают значительный интересов у педагогов дошкольного образования, подтверждением этого является значительное количество публикаций по данной тематике в журналах «Дошкольное образование», «Воспитатель детского сада» в 2010-2021 гг.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать связь между средой обитания и живыми организмами. На конкретных примерах они стараются связывать характер поведения животных с имеющимися у них соответствующими органами и с особенностями их среды обитания. Дети рассматриваемой возрастной группы могут легко найти общие признаки, с помощью которых животных можно объединять в группы. Так появляются первые представления о классификации животного мира.

Распределяя животных по разным признакам, дети дошкольного возраста используют наглядные образы и обобщающий термин. Старшие дошкольники получают довольно много знаний о мире природы. Но большая часть этих знаний – хаотичные данные о тех или иных видах живых организмах, самых главных особенностях их строения и их поведении. Это связано с тем, что дети могут узнать название животного