Файл: Литература 16 Раскрыть понятие дикие животные, экологическое сообщество.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, его самые яркие признаки внешнего вида, его главные повадки. Особенности жизни животных для старших дошкольников остаются незнакомыми или неясными. Дети не знают, где животное обитает, чем питается, с какими сезонными изменениями сталкивается. Дети данного возраста знают от 10 до 20 животных.
Показательным является то, что дети больше знают об экзотических животных, чем о представителях родного края. Знания детей о животных родной местности обычно очень неглубокие и неточные. Часто дети объединяют животных, опираясь на сходство во внешнем строении, на среду обитания, что побуждает дошкольников относить к одной группе животных, схожих друг с другом, но, в реальности, находящихся в разных группах классификатора. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала, по мнению педагогов и психологов, являются два элемента:
В процессе формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста в детском саду используются разнообразные методы: наглядные (наблюдение, рассматривание картин, слайдов), практические (опыт, моделирование, метод проектов), словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы), игровые (предметные, настольно – печатные, словесные, творческие) [14, c. 58].
Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. Поэтому большое значение приобретает использование моделей и деятельности моделирования в работе с детьми. Модели являются средством перехода от наглядно – действенного и наглядно – образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир. Использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о животных [8, c. 64].
Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Метод проектов углубляет интерес ребенка к проблеме формирования представлений о животных родного края, мотивирует к самостоятельному поиску информации. Детям могут быть предложены различные темы проектной деятельности: «Заповедники», «Животный мир», «Создание альбомов с рисунками и рассказами детей о животных «, «Красная книга» и др. В ходе организации проектной деятельности обеспечивается развитие умений отражать представления о многообразии особенностях животного мира региона [5, c. 46].
Большое значение в формировании у старших дошкольников представлений о животных имеет такая форма работы как экскурсия. По определению П.В. Большаника экскурсия (от лат. «excursio» - поездка) - это «…организованный, сопровождаемый объяснениями показ какого-либо объекта, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью».
Экскурсия может рассматриваться как один из основных видов занятий и особая форма организации работы по формированию представлений о животных у старших дошкольников. В старшем дошкольном возрасте данная форма работы традиционно включает кратковременные экскурсии в рощу, парк или сквер, расположенные непосредственно возле ДОУ, а также «экскурсии выходного дня», когда по согласованию с родителями (и при их активном участии) организуется длительная экскурсия в лес, включающая наблюдения, время для отдыха и самостоятельной игровой деятельности детей.
Большой популярностью среди детей, родителей, педагогов пользуются экологические походы (пешие, комбинированные, т.е. с использованием транспортных средств). Эта форма работы позволяет ребенку закрепить полученные теоретические знания о природе на основе непосредственного контакта с ней, что очень важно для формирования представлений о животных. К организации экскурсий и туристических походов можно привлечь пап воспитанников. При ознакомлении детей с животными используют рассказ воспитателя, чтение художественной книги о животных, беседу [2, c. 77].
Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей, формируют понятия.
Особое место и значение в формировании представлений о животных у старших дошкольников занимают дидактические игры. По мнению А.Н. Леонтьева, большое значение игры в развитии личности ребенка-дошкольника определяется не тем, что в ней упражняются отдельные психические процессы, а тем, что отдельные психические процессы совершенствуются в игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребенка, его сознание на новую ступень развития. Ребенок в игре сознает свое «я», учится действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя их в зависимости от цели.
Использование экологических игр в воспитательно-образовательном процессе ознакомления детей с миром природы принципиально меняет ситуацию: учебная деятельность, преобразуясь в игровую, обеспечивает легкость в понимании и усвоении дошкольниками экологических знаний, отражающих причинно-следственные связи явлений, взаимосвязи объектов. Экологические игры могут проводиться во время прогулок, экскурсий, на занятиях и т. д., для обобщения знаний о животных [6, c. 87].
Дети старшего дошкольного возраста не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. Старшие дошкольники учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных, получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, овладевают основными навыками ухода за домашними животными.
При ознакомлении детей с животными используют все виды дидактических игр: с предметами, настольно-печатные, словесные подвижные.
Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Раздели на группы», парные картинки, «Лабиринты», «Чей хвост?», «Птицы, звери, рыбы», «Найди закономерность» и другие, дают возможность систематизировать знания детей о животных, классифицировать виды в зависимости от условий обитания, и систематических групп, находить черты общего и отличного в образе жизни животных.
Словесные игры: «Найди общее слово», «Кто кем будет», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно», «Загадки» и др. проводятся с целью закрепления, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь, мышление.
Для развертывания творческих игр природоведческого содержания необходимо иметь наборы игрушек животных и др. Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении. Игровые занятия и игры-минутки помогают детям усвоить главные отличительные черты живого и неживого, создавать достаточно четкую классификацию объектов природы, обеспечить усвоение того факта, что все живые организмы требуют для жизнедеятельности набор определенных условий: питание, свет, воздух, вода, температура (тепло), жилище (для животных). Они также узнают о существовании хищников и об их роли в природе.
Актуальным направлением в формировании представлений о животных родного края является музейная педагогика. Эколого – развивающая среда – это важнейшее условие реализации системы экологического воспитания старших дошкольников [3, c. 10].
Классификация занятий по ознакомлению дошкольников с дикими животными
1. Первично-ознакомительные занятия
На этих занятиях дети обучаются распознавать по признакам внешнего строения диких животных; узнают, чем они питаются, как передвигаются и многие другие факты их жизни. В плане умственного воспитания эти занятия способствуют формированию отчетливых конкретных представлений о диких животных (например, млекопитающих) и явлениях окружающей среды, взаимосвязанной с жизнью конкретных животных.
2. Комплексные занятия
Функции комплексного (интегрированного) занятия: систематизация фактических полученных элементарных знаний детьми. Обобщение и систематизация основных понятий. Подведение итогов полученным элементарным знаниям, умениям и навыкам детей. Следующий тип занятия, о котором мы упоминали выше – комплексный – является очень важным для личностного развития дошкольников. Фактически вариантом комплексного занятия являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе в специально организованных играх, соревнованиях, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия (очистка местности от мусора).
3. Обобщающие занятия
Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов, на основе которых формируется обобщенное представление, каждому признаку соответствует специальный вопрос. В заключение беседы выделенные признаки суммируются (сначала воспитателем, затем детьми) и таким образом дается всеохватывающая формулировка обобщенного представления. Важным компонентом обобщающих занятий является использование наглядных опор: натуральных предметов, муляжей, картин, моделей. Наглядность помогает выделить общие признаки объектов природы и установить их сходство.
Важным компонентом обобщающих занятий является использование наглядных опор: натуральных предметов, муляжей, картин, моделей. Обобщающее занятие проводится с целью формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. На этих занятиях ставится задача выделить комплекс существенных и характерных признаков объектов приемом сравнения и на этой основе обобщают конкретные знания детей.
Таким образом, в дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. В процессе формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста в детском саду используются разнообразные методы: наглядные (наблюдение, рассматривание картин, слайдов), практические (опыт, моделирование, метод проектов), словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы), игровые (предметные, настольно – печатные, словесные, творческие). Наиболее часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений в формировании у старших дошкольников представлений о животных используется наглядно – иллюстративный материал. Классификация занятий по ознакомлению дошкольников с дикими животными включает следующие виды занятий:
Первично-ознакомительные занятия. На этих занятиях дети обучаются распознавать по признакам внешнего строения диких животных; узнают, чем они питаются, как передвигаются и многие другие факты их жизни.
Комплексные занятия. Это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи обучения и воспитания дошкольников и строятся на разных видах деятельности, поэтому обычно бывают интегрированными.
Обобщающие занятия. Проводится с целью формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы.
При ознакомлении детей с животными используют все виды дидактических игр: словесные, подвижные, с предметами, настольно-печатные.
ЛИТЕРАТУРА
Показательным является то, что дети больше знают об экзотических животных, чем о представителях родного края. Знания детей о животных родной местности обычно очень неглубокие и неточные. Часто дети объединяют животных, опираясь на сходство во внешнем строении, на среду обитания, что побуждает дошкольников относить к одной группе животных, схожих друг с другом, но, в реальности, находящихся в разных группах классификатора. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала, по мнению педагогов и психологов, являются два элемента:
-
наглядная представленность этих понятий; -
возможность их включения в практическую деятельность.
В процессе формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста в детском саду используются разнообразные методы: наглядные (наблюдение, рассматривание картин, слайдов), практические (опыт, моделирование, метод проектов), словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы), игровые (предметные, настольно – печатные, словесные, творческие) [14, c. 58].
Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. Поэтому большое значение приобретает использование моделей и деятельности моделирования в работе с детьми. Модели являются средством перехода от наглядно – действенного и наглядно – образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир. Использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о животных [8, c. 64].
Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Метод проектов углубляет интерес ребенка к проблеме формирования представлений о животных родного края, мотивирует к самостоятельному поиску информации. Детям могут быть предложены различные темы проектной деятельности: «Заповедники», «Животный мир», «Создание альбомов с рисунками и рассказами детей о животных «, «Красная книга» и др. В ходе организации проектной деятельности обеспечивается развитие умений отражать представления о многообразии особенностях животного мира региона [5, c. 46].
Большое значение в формировании у старших дошкольников представлений о животных имеет такая форма работы как экскурсия. По определению П.В. Большаника экскурсия (от лат. «excursio» - поездка) - это «…организованный, сопровождаемый объяснениями показ какого-либо объекта, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью».
Экскурсия может рассматриваться как один из основных видов занятий и особая форма организации работы по формированию представлений о животных у старших дошкольников. В старшем дошкольном возрасте данная форма работы традиционно включает кратковременные экскурсии в рощу, парк или сквер, расположенные непосредственно возле ДОУ, а также «экскурсии выходного дня», когда по согласованию с родителями (и при их активном участии) организуется длительная экскурсия в лес, включающая наблюдения, время для отдыха и самостоятельной игровой деятельности детей.
Большой популярностью среди детей, родителей, педагогов пользуются экологические походы (пешие, комбинированные, т.е. с использованием транспортных средств). Эта форма работы позволяет ребенку закрепить полученные теоретические знания о природе на основе непосредственного контакта с ней, что очень важно для формирования представлений о животных. К организации экскурсий и туристических походов можно привлечь пап воспитанников. При ознакомлении детей с животными используют рассказ воспитателя, чтение художественной книги о животных, беседу [2, c. 77].
Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей, формируют понятия.
Особое место и значение в формировании представлений о животных у старших дошкольников занимают дидактические игры. По мнению А.Н. Леонтьева, большое значение игры в развитии личности ребенка-дошкольника определяется не тем, что в ней упражняются отдельные психические процессы, а тем, что отдельные психические процессы совершенствуются в игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребенка, его сознание на новую ступень развития. Ребенок в игре сознает свое «я», учится действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя их в зависимости от цели.
Использование экологических игр в воспитательно-образовательном процессе ознакомления детей с миром природы принципиально меняет ситуацию: учебная деятельность, преобразуясь в игровую, обеспечивает легкость в понимании и усвоении дошкольниками экологических знаний, отражающих причинно-следственные связи явлений, взаимосвязи объектов. Экологические игры могут проводиться во время прогулок, экскурсий, на занятиях и т. д., для обобщения знаний о животных [6, c. 87].
Дети старшего дошкольного возраста не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. Старшие дошкольники учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных, получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, овладевают основными навыками ухода за домашними животными.
При ознакомлении детей с животными используют все виды дидактических игр: с предметами, настольно-печатные, словесные подвижные.
Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Раздели на группы», парные картинки, «Лабиринты», «Чей хвост?», «Птицы, звери, рыбы», «Найди закономерность» и другие, дают возможность систематизировать знания детей о животных, классифицировать виды в зависимости от условий обитания, и систематических групп, находить черты общего и отличного в образе жизни животных.
Словесные игры: «Найди общее слово», «Кто кем будет», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно», «Загадки» и др. проводятся с целью закрепления, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь, мышление.
Для развертывания творческих игр природоведческого содержания необходимо иметь наборы игрушек животных и др. Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении. Игровые занятия и игры-минутки помогают детям усвоить главные отличительные черты живого и неживого, создавать достаточно четкую классификацию объектов природы, обеспечить усвоение того факта, что все живые организмы требуют для жизнедеятельности набор определенных условий: питание, свет, воздух, вода, температура (тепло), жилище (для животных). Они также узнают о существовании хищников и об их роли в природе.
Актуальным направлением в формировании представлений о животных родного края является музейная педагогика. Эколого – развивающая среда – это важнейшее условие реализации системы экологического воспитания старших дошкольников [3, c. 10].
Классификация занятий по ознакомлению дошкольников с дикими животными
1. Первично-ознакомительные занятия
На этих занятиях дети обучаются распознавать по признакам внешнего строения диких животных; узнают, чем они питаются, как передвигаются и многие другие факты их жизни. В плане умственного воспитания эти занятия способствуют формированию отчетливых конкретных представлений о диких животных (например, млекопитающих) и явлениях окружающей среды, взаимосвязанной с жизнью конкретных животных.
2. Комплексные занятия
Функции комплексного (интегрированного) занятия: систематизация фактических полученных элементарных знаний детьми. Обобщение и систематизация основных понятий. Подведение итогов полученным элементарным знаниям, умениям и навыкам детей. Следующий тип занятия, о котором мы упоминали выше – комплексный – является очень важным для личностного развития дошкольников. Фактически вариантом комплексного занятия являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе в специально организованных играх, соревнованиях, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия (очистка местности от мусора).
3. Обобщающие занятия
Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов, на основе которых формируется обобщенное представление, каждому признаку соответствует специальный вопрос. В заключение беседы выделенные признаки суммируются (сначала воспитателем, затем детьми) и таким образом дается всеохватывающая формулировка обобщенного представления. Важным компонентом обобщающих занятий является использование наглядных опор: натуральных предметов, муляжей, картин, моделей. Наглядность помогает выделить общие признаки объектов природы и установить их сходство.
Важным компонентом обобщающих занятий является использование наглядных опор: натуральных предметов, муляжей, картин, моделей. Обобщающее занятие проводится с целью формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. На этих занятиях ставится задача выделить комплекс существенных и характерных признаков объектов приемом сравнения и на этой основе обобщают конкретные знания детей.
Таким образом, в дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. В процессе формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста в детском саду используются разнообразные методы: наглядные (наблюдение, рассматривание картин, слайдов), практические (опыт, моделирование, метод проектов), словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы), игровые (предметные, настольно – печатные, словесные, творческие). Наиболее часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений в формировании у старших дошкольников представлений о животных используется наглядно – иллюстративный материал. Классификация занятий по ознакомлению дошкольников с дикими животными включает следующие виды занятий:
Первично-ознакомительные занятия. На этих занятиях дети обучаются распознавать по признакам внешнего строения диких животных; узнают, чем они питаются, как передвигаются и многие другие факты их жизни.
Комплексные занятия. Это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи обучения и воспитания дошкольников и строятся на разных видах деятельности, поэтому обычно бывают интегрированными.
Обобщающие занятия. Проводится с целью формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы.
При ознакомлении детей с животными используют все виды дидактических игр: словесные, подвижные, с предметами, настольно-печатные.
ЛИТЕРАТУРА
-
Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / О.М. Газина, В.Г. Фокина. – Электрон. текстовые данные. – М. : Прометей, 2018. – 254 c. – 978-5-7042-2492-1. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24031.html -
Бобылева Л. М. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. М. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2005. № 7. – С.74-77. -
Будникова, Т. А. Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста / Т. А. Будникова, Е. С. Дунаева. – Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). –Казань : Молодой ученый, 2020. – С. 6-10. -
Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 7. - С. 45-49. -
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 156с. -
Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: Детство-пресс, 2016. –319с. -
Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников: методическое пособие / С. Н. Николаева и др.; под науч. ред. С. Н. Николаевой. -Москва :Пед. о-во России, 2015. – 95 с. -
Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С. Н. Николаева. - Москва : Мозаика-Синтез, 2020. –117 с. -
Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. – с.119. -
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2014. – 336с. -
Николаева Н. Формирование представлений о многообразии животного мира / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 1. – С.41. -
Поддьяков H.H. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н. Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова, Н. П. Батищева и др.; под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. - М. : Педагогика, 1985. - 200 с. -
Скачкова А.В. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира [Электронный ресурс]/ А.В. Скачкова. – Режим доступа: URL: http://openklass.ru/nod/201593 -
Федотова А.М. Формирование представлений о животном мире/ А.М. Федотова // Воспитание и обучение детей старшего дошкольного возраста: методические рекомендации детского сада. – М.: Просвещение. – 2018.