Файл: Николаева Зинаида Александровна, первая квалификационная категория 2 пояснительная записка рабочая программа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 11»
Принято на заседании методического совета школы:
Протокол № _____ от «___» ___________ 2021 г.
Утверждаю:
Директор МБОУ ООШ № 11
_____________ Т.Н. Кочнева
Приказ № _____ от «____» ___________ 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Занимательная информатика»
8, 9 классы
2021-2022 учебный год
с. Филатовское, 2021 г.
Составитель:
учитель информатики
МБОУ ООШ № 11
Николаева Зинаида Александровна, первая квалификационная категория
2
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Занимательная информатика» разработана в соответ- ствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Рабочая программа кружка «Занимательная информатика» для 8-9 классов составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно- методическим документами:
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. №273-ФЗ;
Закона Свердловской области от 15.07.2013 г. №78-03 «Об образовании в
Свердловской области»;
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993);
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81);
Санитарные правила 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 г. № 15).
Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему – подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель данной программы – формирование элементов компьютерной грамотности, коммуникативных умений школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
3
Основные задачи программы:
помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для ра- боты в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
помощь в преодолении боязни работы с техникой, в том числе решение эле- ментарных технических вопросов;
изучение принципов работы наиболее распространенных операционных си- стем;
помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программа- ми;
творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изуче- ние инструментов некоторых прикладных программ);
развитие умственных и творческих способностей учащихся;
адаптация ребенка к компьютерной среде;
овладение основами компьютерной грамотности;
использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач.
В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса ин- форматики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт опре- деления наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на систем- но-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, по- строить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, раз- витию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуи- цию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использова- но для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.
Программа разработана с учётом особенностей второй ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей школьника и рассчитана на возрастной аспект – 13-15 лет, представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для уча- щихся 8- 9 классов. Программа данного кружка реализована в рамках внеучебной деятельно- сти в соответствии с образовательным планом МБОУ ООШ № 11.
Данная программа рассчитана на 34 часа.
Программа кружка построена на специально отобранном материале и опирается на
следующие принципы:
системность;
гуманизация;
междисциплинарная интеграция;
дифференциация;
дополнительная мотивация через игру;
доступность, познавательность и наглядность;
практико-ориентированная направленность;
психологическая комфортность
4
Формы и методы работы:
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и вы- полнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Круглые столы, диспуты, поисковые и научные исследования, проекты.
Творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов).
Планируемые результаты реализации программы кружка
«Занимательная информатика»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут
сформированы
Учащийся получит возможность для
формирования
Внутренняя позиция школьника внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
внутренней позиции школьника на уровне
положительного отношения к школе,
понимания необходимости обучения,
выраженного в преобладании учебно-
познавательных мотивов и предпочтений
социального способа оценки знаний
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
- Познавательные универсальные действия
Учащийся научится
Учащийся получит возможность
научиться
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Умение выбрать основание для сравнения объектов сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака
осуществлять сравнение, самостоятельно
выбирая основания и критерии
Умение выбрать основание для классификации объектов проводит классификацию по заданным критериям
осуществлять классификацию
самостоятельно выбирая критерии
Умение доказать свою точку зрения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях
строить логические рассуждения,
включающие установление причинно-
следственных связей
5
Умение определять последовательность событий устанавливать последовательность событий устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы
Умение определять последовательность действий определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов
определять последовательность выполнения
действий, составлять инструкцию
(алгоритм) к выполненному действию
Умение использовать знаково-символические средства использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач
создавать и преобразовывать модели и
схемы для решения задач
Умение кодировать и декодировать информацию кодировать и декодировать предложенную информацию
кодировать и декодировать свою
информацию
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).
понимать информацию, представленную в
неявном виде (выделяет общий признак
группы элементов, характеризует явление по
его описанию) и самостоятельно
представлять информацию в неявном виде.
- Регулятивные универсальные действия
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи
Принимать и сохранять учебные цели и задачи
в сотрудничестве с учителем ставить новые
учебные задачи
Умение контролировать свои действия осуществлять контроль при наличии эталона
Осуществлять контроль на уровне
произвольного внимания
Умения планировать свои действия планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
планировать и выполнять свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации в новом учебном
материале
Умения оценивать свои действия оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки
самостоятельно адекватно оценивать
правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его реализации, так и
в конце действия
6
- Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Умение объяснить свой выбор строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора
строить понятные для партнера
высказывания при объяснении своего выбора
и отвечать на поставленные вопросы
Умение задавать вопросы формулировать вопросы
формулировать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные уме- ния и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повсе- дневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информаци- ей учащиеся будут уметь:
представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
создавать свои источники информации – информационные проекты (сообще- ния, небольшие сочинения, графические работы);
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таб- лиц, рисунков;
владеть основами компьютерной грамотности;
использовать на практике полученные знания в виде докладов, программ, ре- шать поставленные задачи;
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;
придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с инфор- мацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов
Способы контроля:
устный опрос;
комбинированный опрос;
проверка самостоятельной работы;
игры;
защита проектов
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка дости- жений учащихся.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной програм- мы «Занимательная информатика» – игры, соревнования, конкурсы, марафон, защита проек- тов.
7
Материально-техническое обеспечение программы
I. Технические средства обучения:
1) ПК;
2) проектор;
3) сетевой принтер;
4) устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса;
5) интерактивная доска.
II. Программные средства:
1) Операционная система Windows 7, 8, 10 (базовая);
Учебно-тематический план (34 ч)
Учебная тема
Количество часов
Основы компьютерной грамотности
3
Работа в текстовом редакторе MSWord
10
Работа с графическим редактором MSPaint.
6
Работа с табличным редактором Excel
8
Работа в программе MSPowerPoint
7
Всего
34
Поурочно-тематическое планирование кружка
№ п/п
Наименование тем занятий
Дата
план
факт
I.
Основы компьютерной грамотности
1.
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях кружка.
08.09.21 2.
Правила жизни людей в мире информации. Оргтехника.
15.09.21 3.
Различные способы передачи информации (буква, пик- тограмма, иероглиф, рисунок).
22.09.21
II.
Работа в текстовом редакторе MSWord
4.
Создание текстового документа. Способы редактирова- ния текста.
29.09.21 5.
Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.
06.10.21 6.
Оформление текста: применение шрифтов и их атрибу- тов. Оформление текста: выделение текста цветом.
13.10.21 7.
Проверка орфографии и грамматики.
20.10.21 8.
Использование элементов рисования (автофигуры, ри- сунки, клипы).
27.10.21 9.
Использование элементов рисования (надписи WordArt).
10.11.21
8 10.
Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С днем рождения».
17.11.21 11.
Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, фор- матирование текста, изменение направления текста.
24.11.21 12.
Форматирование таблиц: добавление границ и заливки.
01.12.21 13.
Создание проекта «Расписание уроков».
08.12.21
III.
Работа с графическим редактором MS Paint.
14.
Работа с графическим редактором Paint.
15.12.21 15.
Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С
Новым годом».
22.12.21 16.
Редактирование объектов. Обращение цвета.
12.01.22 17.
Конструирование.
19.01.22 18.
Создание мини-проекта «Волшебница-зима».
26.01.22 19.
Создание мини-проекта «Волшебница-зима».
02.02.22 20.
Создание мини-проекта «Поздравительная открытка
«День защитника Отечества».
09.02.22 21.
Создание мини-проекта «Поздравительная открытка
«День защитника Отечества».
16.02.22
IV.
Работа с табличным редактором Excel
22.
Особенности представления в информации в табличном редакторе MSExcel.
23.02.22 23.
Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «8
Марта».
02.03.22 24.
Создание линейных и столбчатых диаграмм. Формати- рование.
09.03.22 25.
Создание круговых диаграмм. Форматирование.
16.03.22 26.
Использование автоввода данных. Форматирование яче- ек.
30.03.22 27.
Создание мини-проекта «Наблюдения за погодой».
06.04.22
V.
Работа в программе MS PowerPoint
28.
Особенности представления в информации в программе
MSPowerPoint.
13.04.22 29.
Создание слайдов. Макет. Форматирование объектов.
20.04.22 30.
Настройка анимации. Дизайн.
27.04.22 31.
Создание творческих мини-проектов в среде MSPower-
Point.
04.04.22 32.
Создание творческих мини-проектов в среде MSPower-
Point.
11.05.22 33.
Защита мини-проектов.
18.05.22 34.
Защита мини-проектов. Заключительное занятие.
25.05.22
ИТОГО:
34 ч