Файл: По учебному курсу Коррекционная педагогика и специальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 __________________________________________________

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

44.03.02 Психологопедагогическое образование

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Психология и педагогика начального образования

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание № 1

по учебному курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»


(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Студент

Морозова Елена Владимировна







(И.О. Фамилия)




Группа

  • ППОбп-1902б













Преподаватель

  • Ошкина Алла Анатольевна







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

Практическое задание 1

Тема 2. Воспитание, образование и развитие детей с нарушением слуха

Формулировка задания 1.

Разработайте разделы Адаптированной образовательной программы для ребенка Х с нарушением слуха, получающего образование в инклюзивном классе (или дошкольной группе) совместно с нормированными детьми.

Разделы адаптированной образовательной программы для разработки:


1. Материально-техническое обеспечение получения образования

2. Программно-методическое обеспечение

3. Формы и методы организации инклюзивного образования
1. Материально-техническое обеспечение получения образования

Материально-техническое обеспечение школьного образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований:

- к организации пространства;

- к временному режиму обучения;

-к техническим средствам обучения;

-к обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудников с родителями (законными представителями) обучающихся;

- к специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям слабослышащих и позднооглохших обучающихся, позволяющих реализовывать выбранный вариант Стандарта.

Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на слабослышащих и позднооглохших обучающихся, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью дифференциации и индивидуализации процесса образования обучающихся с нарушением слуха. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с нарушением слуха. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесс координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлеченных в процесс образования, и родителей (законных представителей) слабослышащего, позднооглохшего и кохлеарно имплантированного обучающегося. В случае необходимости организации удаленной работы специалисты обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования.

- Требования к организации пространства. При обучении по АОП предусматривается специальный подход при комплектовании класса общеобразовательного учреждения, в котором будет обучаться ребенок с нарушением слуха. Общая численность класса не должна превышать 25 детей, из них 1-2 ребенка с нарушенным слухом, остальные обучающиеся – нормально слышащие здоровые сверстники. Образовательная организация должна содержать оборудованные комфортные помещения, включая учебные кабинеты, специальные кабинеты индивидуальной работы по развитию слухового восприятия и обучению произношения, столовую, спортивный зал, санитарные, игровые и др.



- Организация временного режима обучения. Временной режим образования обучающихся с нарушением слуха (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность учебной недели – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. В содержание физкультурных минуток обязательно включаются упражнения на снятие зрительного напряжения, на предупреждение зрительного утомления, на активизацию зрительной системы, так как большая часть информации слабослышащим и позднооглохшим ребенком воспринимается зрительно.

- Организация рабочего места. В обучении слабослышащего и позднооглохшего обучающегося особое внимание уделяется оборудованию рабочего места. Желательна одноместная парта, которая имеет стационарное крепление на полу. Номер парты подбирается в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Парта должна иметь хорошее освещение. Необходимо учесть, какой рукой пишет ребенок: если ведущая рука – правая, то свет на рабочую поверхность должен падать слева, а если ребенок левша, тогда стол лучше установить возле окна так, чтобы свет падал справа. Необходимые школьные учебники должны находиться на расстоянии вытянутой руки; обязательно пользоваться подставкой для книг. С парты должен открываться прямой доступ к информации, расположенной на доске, информационных стендах и пр. В поле зрения слабослышащего и позднооглохшего обучающегося всегда должно находиться лицо педагога.

- Технические средства комфортного доступа слабослышащего и позднооглохшего обучающегося к образованию (ассистирующие средства и технологии):

- специализированные компьютерные обучающие комплексы;

- звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования;

- FM-системы, визуальные приборы;

- аппаратура для исследования слуховой функции.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентных участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. К техническим средствам обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся, ориентированных на его особые образовательные потребности, относятся:


- звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования;

- слухоречевой аудиокласс;

-радиокласс;

-визуальные приборы;

- персональные цифровые слуховые аппараты различных моделей;

- кохлеарные имплантаты;

- приборы для исследования слуха (тональные и речевые аудиометры разных моделей);

- компьютерные обучающие программы («Видимая речь», «Мир за твоим окном», «Текстовый редактор»);

-FM-системы.

- Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения. Реализация АОП для слабослышащих и позднооглохших обучающихся предусматривает использование базовых учебников для здоровых сверстников, к которым с учетом особых образовательных потребностей применяются специальные приложения, дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и электронных носителях. Образовательная организация должна быть обеспечена учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

Образовательное учреждение должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. При реализации АОП используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

2. Программно-методическое обеспечение

Программно-методическое обеспечение образования включает:

- Учебный план
, включающий календарный график организации учебного процесса.

- Программа формирования универсальных учебных действий слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Основная цель реализации программы формирования УУД состоит в формировании слабослышащего, позднооглохшего и кохлеарно имплантированного обучающегося как субъекта учебной деятельности, обеспечивая одно из направлений его подготовки к последующей профессиональной деятельности, самостоятельной быто-вой и социальной жизни.

Задачи реализации программы:

- формирование мотивационного компонента учебной деятельности обучающихся с нарушением слуха;

-овладение слабослышащими, позднооглохшими и кохлеарно имплантированными обучающимися комплексом учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

- развитие системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантной основы образовательного процесса и обеспечивающей детям с нарушением слуха умение учиться.

Программа формирования универсальных учебных действий слабослышащих и поздно-оглохших обучающихся на ступени начального общего образования содержит:

- описание ценностных ориентиров образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся на уровне начального общего образования;

- характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

- Программы учебных предметов. Примерные программы по учебным предметам начальной школы разработаны в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и поздно-оглохших обучающихся. Примерные программы служат ориентиром для авторов рабочих учебных программ. Программы отдельных учебных предметов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.