Файл: По учебному курсу Коррекционная педагогика и специальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа учебного предмета должна содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета;

3) описание места учебного предмета в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

6) содержание учебного предмета;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

- Программа духовно-нравственного развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, урочную, внеурочную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

- комплексная программа формирования у обучающихся с нарушением слуха знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

- Программа коррекционной работы направлена на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, коррекцию слухоречевого развития, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении ООП. Программа коррекционной работы предусматривает необходимость учета особых образовательных потребностей слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Цель программы – оказание комплексной помощи слабослышащим и позднооглохшим обучающимся в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,
развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников. Программа включает в себя программы педагога-психолога, учителя-логопеда, сурдопедагога, социального педагога.

- Программа внеурочной деятельности осуществляется в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

3. Формы и методы организации инклюзивного образования

С учетом индивидуальных особенностей учеников, педагоги должны подбирать наглядные методы обучения, которые обеспечат объемное, комплексное, многоаспектное восприятие информации, повышающей качество усвоения учебного материала. Кроме того, опора на разные наглядно-чувственные основы позволит обучающимся приобрести
как теоретические, так и практические навыки и умения, повлияет на развитие
познавательной активности и мотивации к учебной и исследовательской деятельности, создаст здоровьесберегающий и комфортный режим в восприятии информации. Возможно использование разнообразных наглядных методов. Метод иллюстрации позволяет демонстрировать обучающимся
иллюстрированные материалы и пособия: картины, плакаты, портреты, графики, диаграммы, чертежи, схемы, карты, макеты, атласы, изображения информации на учебной доске и пр.
Метод демонстрации состоит в том, чтобы показывать, как действуют реальные приборы или их модели, различные механизмы, технические установки. К данному методу относят постановку опытов и проведение экспериментов, а также демонстрацию различных процессов, свойств материалов, особенностей конструкций и приборов, разных
коллекций (например, минералов, насекомых, художественных изделий, образцов материалов и т.д.).

Метод демонстрации обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих. Разновидностью
метода демонстрации следует рассматривать и экскурсии.
Широкое применение IT и постоянное развитие электронных носителей в школьном образовании привело к постоянно применяемому в учебной практике видеометоду - демонстрация материала с помощью фильмоскопов, кодоскопов, диапроекторов, киноаппаратов, телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров и т.п... Видеометод является одним из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека.


Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом,
концентрированном виде представить большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу (ультразвуковое изображение, спектральный анализ, влияние радиоактивных элементов на протекание биологических, химических и биохимических процессов, протекание быстрых и медленных процессов и т.д.).
Данный метод может использоваться на всех этапах обучения как
многофункциональный метод. Использование метода видеонаглядности создает благоприятные условия для повышения эффективности всего учебного процесса. В условиях общеобразовательной школы при работе с глухим/слабослышащим ребенком необходимо подбирать различные наглядные методы, которые в условиях конкретного урока будут эффективными и позволят решить поставленные задачи, получить положительные результаты. Используя необходимую наглядность, педагог
должен разъяснить цель демонстрации, акцентировать внимание на объекте и помочь детям удержать его в поле зрения, охарактеризовать свойства, показать разные его стороны, сделать соответствующий комментарий.
Использование наглядных методов требует учитывать особенности школьников с нарушенным слухом (меньший объем восприятия, его замедленный темп, неточности и др.) и применять доступные схемы, таблицы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, при этом необходимо предварительно информировать ребенка о тематике, содержании и задачах просмотра, строго дозировать и структурировать предлагаемый
материал. Наглядный материал должен соответствовать психологической готовности учащегося с нарушенным слухом к его усвоению, учитывать возрастные и другие особенности. Текстовое сопровождение (письменные комментарии, аннотации, субтитры) наглядного материала оптимизирует его восприятие глухим/слабослышащим ребенком. Объем, количество пособий, место и время их демонстрации должны согласовываться с темой, содержанием и структурой урока, ровно на столько, насколько
это необходимо для самостоятельного восприятия и понимания информации учеником с нарушенным слухом. Важно отметить, что избыточный наглядный материал не способствует научению такого ребенка поиску и отбору необходимой информации в процессе урока и самостоятельного выполнения домашней работы. слабослышащий обучающийся из-за чрезмерного стремления опираться на визуальную основу восприятия, может ограничиваться просмотром демонстрируемых единиц на уроке/дома, без осмысления и переработки полученной информации. Поэтому ребенка с нарушенным слухом надо учить пользоваться наглядным материалом в

пределах необходимого. Эффективность применения наглядных методов также во многом зависит от использования качественных наглядных средств (натуральных, изобразительных, символических) и приспособлений для их демонстрации (подъемных столиков, экранов, медиа техники и др.). Значимым является планирование продуманного и гармоничного использования наглядных средств на уроке, учет их различных дидактических функций и
возможностей для комплексного применения и правильного соотношения наглядности и других источников информации. Кроме того, необходимо заранее подготовить четкие комментарии, обобщения информации, выделения главного в содержании и т.д., предусмотреть активное включение учащихся в процесс поиска информации, решения задачи, составления комментариев и т.д. на их основе. При демонстрации учебного фильма, если отсутствуют субтитры, учитель должен позаботиться о том, чтобы глухому/слабослышащему ребенку на слухо-зрительной основе воспроизводили звучащее на экране речевое сопровождение или необходимо
предоставить покадровую письменную аннотацию.
Использование наглядных методов предусматривает обязательное речевое
сопровождение. Применение традиционных и инновационных наглядных средств в инклюзивном образовательном пространстве активизирует мыслительную и речевую деятельность ученика с нарушенным слухом, способствует повышению его познавательной активности
в целом, формирует мотивацию общения со сверстниками, а также создает благоприятные условия для организации партнерского взаимодействия в ученическом коллективе.

Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) также широко используются в процессе обучения детей с нарушениями слуха для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций. Как правило, практические, наглядные и словесные методы используются в комплексе, что позволяет формировать у детей с нарушениями слуха сенсомоторную основу понятий об окружающем мире, более
точно, полноценно воспринимать и осмысливать информацию, удерживать ее и перерабатывать. Применение этих методов возможно с использованием таких приемов, как планирование выполнения задания, постановка цели, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Внедрение практических методов требует учитывать особенности школьников с нарушенным слухом (меньший практический опыт, специфика понимания речи, возможное превалирование наглядных форм мышления и др.).

Для детей с нарушенным слухом важными среди практических методов являются упражнения - планомерные и повторяющиеся действия с целью овладения ими или повышения качества их реализации, в том числе и по развитию речи. Школьные упражнения условно можно разделить на три группы: подготовительные, тренировочные и творческие. Основная цель упражнений – систематическая отработка умений и навыков
путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности. Для ученика с нарушенным слухом упражнения могут сопровождаться одновременным выполнением словарной работы, чтобы задание было выполнено осознано и самостоятельно. В перспективе большинство
практических приемов направлены на получение и усвоение знаний и на дальнейший перевод их в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня. Работа с упражнениями начинается с формирования алгоритма учебных действий и поведения в процессе урока. Школьник с нарушением слуха учится ориентироваться на план урока; учитель на первом этапе адаптации школьника с нарушенным слухом предлагает алгоритмизированные инструкции, фиксирует внимание
глухого/слабослышащего ребенка на начале действия и побуждает его к полноценному восприятию инструкции, анализу, обобщению и закреплению практического опыта в слове. Кроме того, ребенку предлагаются такие виды работ, как совместное с учителем/партнером чтение и выполнение задания; объяснение учителем/партнером и показ образца выполнения задания упражнения; самостоятельное чтение задания ребенком и развернутое объяснение своих действий в процессе его выполнения, сначала с
учителем, затем в паре с партнером или в группе. Учителю необходимо помнить о своевременном отказе от алгоритмов и стереотипов в постадаптационный период, когда ребенок начинает справляться с пониманием инструкции и выполняет упражнения самостоятельно.
Наиболее трудным для ребенка с нарушенным слухом, придерживающегося
подражательной манере поведения, является участие в лабораторных работах, где требуется самостоятельное проведение исследований и экспериментов. Чаще всего такой метод применяется при изучении химии, биологии, физики. Для плохослышащего ребенка лабораторная работа может проводиться индивидуально или в паре с учеником - партнером. Успешное участие ребенка