Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
содержание
Введение 3
1. Понятие общения 4
2. Общение и коммуникация 6
3. Функции общения 8
4. Виды общения 10
5. Структура общения 14
заключение 17
Список использованной литературы 19
Введение
Проблема межличностных отношений и общения всегда волновала человечество и была актуальной для любого исторического этапа развития цивилизации. Каждый человек включен в многоуровневую систему отношений, эта система существует за счет общения и взаимодействия людей друг с другом. Одним из важнейших аспектов общения и взаимодействия являются деловые отношения, обеспечивающие эффективность профессиональной жизни человека. Для того чтобы быть частью системы межличностных отношений, быть включенными в отношения с другими, уметь организовать общение, необходимо понимать законы, принципы и механизмы существования этой системы.
В связи с вышеизложенным, тема работы представляется весьма актуальной как в научном, так и в практическом плане.
Цель работы – рассмотреть функции и структуру общения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие «общение»;
2. рассмотреть категории «общение» и «коммуникация»;
3. охарактеризовать функции общения;
4. проанализировать виды общения;
5. раскрыть структуру общения.
Объект исследования: процесс общения.
Предмет исследования: общение как взаимодействие.
Структурно работа состоит из введения, пяти основных разделов, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие общения
Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Есть множество подходов к ее обоснованию.
Общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.
Психологический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями.
Психологический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.
Исходя из того, что общение существует как полисистема, его формирующая функция осуществляется через приобретение личностью социокультурных ценностей и реализацию себя как творческой, уникальной индивидуальности в процессе социального взаимодействия с другими людьми.
Некоторые авторы рассматривают общение как социально- и личностно-ориентированный процесс. В нем не только реализуются личностные отношения, но и проявляются установки на социальные нормы.
Процесс общения обосновывается часто как процесс передачи нормативных ценностей. В этом просматривается объяснение термина «общение» как «социального процесса, через который общество влияет на индивида». Если соединить два положения, то можно увидеть, что в них общение выступает как коммуникативно-регулятивный процесс, через который не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется процесс их усвоения всей социальной системой.
Психологический подход определяет общение как специфическую форму деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его существования. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, вне реализации которой замедляются, тормозятся, а иногда и деформируются социальное бытие личности, ее взаимоотношения с обществом. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих личностный смысл в формировании личности. В связи с этим психология рассматривает потребности в общении как процесс взаимодействия личности и социокультурной среды.
2. Общение и коммуникация
Как соотносятся понятия «коммуникация» и «общение»? Одни ученые разводят эти понятия, другие отождествляют их, считая синонимичными.
Коммуникация — это односторонняя информационная связь между людьми, животными и/или техническими устройствами, которая носит однонаправленный, безответный и монологичный характер.
Коммуникация между людьми - это частный случай общения.
Общение — это взаимный обмен посланиями между коммуникатором (адресантом) и реципиентом (адресатом), которые меняются ролями.
Это взаимная коммуникация с обратной связью, протекающая в форме диалога или полилога между людьми, сообщающимися между собой.
Таким образом, отличие коммуникации от общения состоит в том, что первая является односторонней информационной связью, которую могут устанавливать и животные, и технические устройства, а второе - информационный обмен между людьми.
В разговорной же практике между коммуникацией и общением нет непереходимой грани. А главное, их роднит и объединяет общий для них признак - сообщение.
Человек живет среди людей, и социокультурное общение является необходимым условием его личностного и общественного совершенствования. В процессе общения происходят освоение, усвоение и передача культурных ценностей, социализация человека, формируется внутренняя культура личности, без общения невозможны ни совместный труд, ни приращение культуры, ни само продолжение человеческого рода на Земле.
Общение - это специфическая форма человеческого взаимодействия, необходимое условие и универсальный способ общественного и личностного развития, процесс взаимообмена продуктами (результатами) духовного производства и психической деятельности (взглядами, представлениями, мыслями, идеями, знаниями, опытом, чувствами и переживаниями).
Необходимое условие осуществления культурной коммуникации - наличие общего языка у субъектов общения. В той мере, в какой коммуникатор и реципиент обладают общим историкосоциокультурным опытом, они одинаково интерпретируют значение символов (кода), что способствует взаимопониманию между ними.
В зависимости от степени этой общности результаты культурной коммуникации могут колебаться от полного совпадения (взаимопонимания) до существенного разногласия (непонимания) между субъектами в интерпретации символов (и смысла сообщения).
Чем выше общность жизненного и социокультурного опыта адресанта и адресата, тем эффективнее их взаимопонимание в процессе общения и адекватнее интерпретация смысла послания.
В общении информация циркулирует между партнерами (соавторами) по общению, духовно обогащая их. Это процесс взаимной выработки новой информации, общей для партнеров по общению и рождающей их общность (или повышающей ее степень) и протекающий в режиме диалога (общения двух партнеров) или полилога (общения многих партнеров).
3. Функции общения
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения1. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.
Функции общения | |||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||
Инструментальная функция | | Интегративная функция | | Функция самовыражения | | Трансляционная функция | | Экспрессивная функция | | Функция социального контроля | | Функция социализации |
Рисунок 1 – Функции общения
Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.
Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.
Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), функцию социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
В процессе общения личность может реализовать свои различные потребности, причем степень выраженности этих потребностей у каждого человека будет разной (рис. 2):
Рисунок 2 - Виды потребностей, реализуемых в общении
Потребность в безопасности проявляется в том, что, находясь в сообществе других людей, человек чувствует себя защищенным от различного рода угроз и опасностей.
Потребность в аффилиации заключается в стремлении быть включенным в доверительные, эмоционально-значимые отношения с другими людьми.
Потребность в престиже заключается в стремлении человека иметь определенный социальный статус в обществе, пользоваться уважением других людей.
Потребность в доминировании/подчинении проявляется в том, что одни люди стремятся главенствовать в отношениях, управлять другими, а другие – хотят быть ведомыми и не стремятся к лидерским позициям.
Потребность в проявлении индивидуальности заключается в стремлении человека раскрыть свои индивидуально-личностные особенности, подчеркнуть свою уникальность и неповторимость.
4. Виды общения
В межличностном общении отношения строятся на основе эмоциональной привлекательности, ценностного сходства партнеров и мало зависят от социальных рангов и ролей. Вступая в межличностное общение, люди ориентированы на свои внутренние цели и ценности. Их отношение к партеру формируется «здесь и сейчас» в ходе контакта, на основе демонстрируемого им поведения и взглядов. Общение будет стремиться к продвижению, если формирует у партнеров взаимную симпатию. И мало причин его продолжать будет у тех партнеров, которые начали испытывать эмоциональную неприязнь друг к другу.
Ролевое общение помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенные на основе деловых, формально-социальных контактов. Оно обеспечивает коммуникацию в таких социальных тандемах, как «руководитель - подчиненный, «покупатель-продавец». В таких отношениях именно роль, ролевые ожидания участников общения определяют, как будет воспринят партнер, как будет читаться его поведение и строиться собственное. В ролевом общение человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, восприятии партера и самовосприятии.
В ролевом общении человек реализует себя как член общества, определенной группы, выразитель интересов определенных отношений. Участвуя в таком общении, он тем самым поддерживает и развивает систему социальных, общественных связей некоторого сообщества2.
Ритуальное общение – человек подтверждает свое существование в качестве члена общества той или иной важной для него группы. Важная особенность ритуальных отношений состоит в их безличности. Не только самого себя человек рассматривает как носителя роли, но партнера воспринимает формально, как необходимый элемент ритуала. Его качества не важны до тех пор, пока они не мешают выполнению ритуала. В межличностных отношениях ритуалам уделяется немного места. Их количество нарастает в ситуациях эмоциональной напряженности, психологического бегства партнеров друг от друга: подчеркнутая вежливость, банальные комплименты. Ритуал – это такая «ресурсосберегающая» технология социального подтверждения. Ритуальный стиль общения является «обьект – обьектным» в силу того, что ценность личности, индивидуальности в нем нивелирована, у него нет конкретного автора, нет направленности на конкретного человека. Участники равны в своей безличности и в своем праве удовлетворить те важные социальные потребности, ради которых они вступили в ритуал.
Монологическое общение - это распространенная форма общения, предполагающая позиционное неравноправие партнеров. Можно выделить две разновидности монологического общения: императив и манипуляция.
Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера - не завуалирована: «Будешь делать, как я скажу». В качестве средств оказания влияния используются приказы, указания, предписания и требования, наказания, поощрения. Принято считать, что есть 3 нормы поведения, которые могут быть привиты малышу при помощи жесткого императива: Не делай того, что является угрозой для твоей жизни; не делай того, что является угрозой для жизни другого человека; не наноси вред имуществу, ценностям своей семьи. Все остальные нормы поведения и социальные ценности должны быть привиты иным путем, в процессе сотрудничества, позволяющего ребенку личностно перерабатывать и внутренне усваивать информацию и требования взрослого. Это обеспечит устойчивость убеждений и позволит сформировать такие черты личности, как критичность, самостоятельность в поступках и оценке своего и чужого поведения.