Файл: 2. Общение и коммуникация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Манипуляция - это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое обеспечивает получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений. Манипулятор использует психологически уязвимые места человека- черты характера, привычки, желания, достоинства. Э. Шостром, отмечает, что манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, цинизм и недоверие к себе и другим. Сильнее всего страдают от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе, взаимной привязанности. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми, будь то возлюбленные, родители и их дети и т. д. В любом обучении всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интересней, замотивировать детей, привлечь их внимание.) Манипулятор живет в каждом человеке. Э. Шостром выделил 8 типов манипуляторов, которые объединяются в 4 пары: диктатор - тряпки; вычислитель – прилипала; хулиган - славный парень; судья - защитник.

Диктатор - преувеличивает свою силу, приказывает и делает все, чтобы жестко управлять своей жертвой.

Тряпка – жертва диктатора. Развивает большое мастерство во взаимоотношениях с диктатором: не слышит, молчит, ловит на лету и с полуслова. В нужный момент легко меняется с диктатором местами.

Вычислитель – Преувеличивает возможности своего контроля над окружающими. Обманывает, увиливает с тем чтобы перехитрить и вывести на чистую воду. Стремится всех и вся контролировать.

Прилипала – Преувеличивает свою зависимость. Позволяет делать другим работу за себя.

Хулиган – Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность, угрожает. Тем самым получает выводы для себя.

Славный парень – Преувеличивает свою заботу, любовь, привязывает к себе нарочитой добротой. В споре с хулиганом чаще всего выигрывает.

Судья – Преувеличивает свою критичность. Никому не верит, преисполнен негодования, обвинения, с трудом прощает.

Защитник – Противоположность судье. Чрезмерно снисходителен к ошибкам других. Портит людей, сочувствуя сверх меры, не давая им стать самостоятельными и самокритичными в своих оценках.

Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному, так как основано на равноправии партнеров. Диалогическое, или так называемое гуманистическое, общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия собеседников. Диалогическое общение возникает лишь в случае, когда соблюдается ряд правил взаимоотношений
3:

  • психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»);

  • полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

  • восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности);

  • направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»);

  • обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип персонифицирования общения).


5. Структура общения



Структуру общения можно рассмотреть с разных точек зрения: как посредством выделения уровней анализа явления, так и посредством основных его функций4. С точки зрения уровня анализа явления их выделяют три (рис. 3).


Рисунок 3 – Уровень анализа общения
Первый уровень – макроуровень. На этом уровне процесс общения изучается в пролонгированных интервалах времени, сопоставимых с этапами развития человека: на сколько человек включен в систему взаимосвязей с другими, членом каких социальных групп является (т.е. с кем и как часто он поддерживает контакты).

Второй уровень – мезауровень. Основное внимание на этом уровне уделяется содержательным компонентам ситуаций общения (по поводу «чего» и «с какой целью» человек вступает в общение); рассматривается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, используемые в общении.

Третий уровень – микроуровень. На этом уровне анализируется элементарная единица общения – взаимодействие участников общения: «вопрос – ответ», «побуждение к действию – действие», «сообщение информации – отношение к ней» и т.п.

Рисунок 4 – Структура общения
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов. Общение оказывается неэффективным

Наиболее распространенной в социальной психологии является структура, включающая три взаимосвязанных стороны общения5 (рис. 5).

Другими словами, структуру общения характеризуют путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.



Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.


Рисунок 5 – Структура общения
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Каждая из представленных сторон представляет собой многомерный содержательный пласт характерных особенностей общения

заключение



Завершая работу, представляется необходимым выделить наиболее важные выводы.

В целом в работе были решены следующие задачи: а) определено понятие «общение»; рассмотрены категории «общение» и «коммуникация»; охарактеризованы функции общения; проанализированы виды общения; раскрыта структура общения.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

Процесс общения – один из интереснейших процессов, способствующих формированию и дальнейшему развитию личности.

1. Общение - взаимодействие людей, нацеленное на взаимодействие и соединение усилий с целью достижения общего результата. Общение практически постоянно связано с деятельностью, и оно имеет возможность рассматриваться как особый вид деятельности. «Общение» и «коммуникативная деятельность» - синонимы. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Структуру общения составляют коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.

2. В социальной психологии выделяют пять главных функций общения: прагматическая функция, формирующая функция, функция подтверждения, функция организации и поддержания межличностных отношений и внутриличностная функция.

3. Выделяют три типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое. Кроме того, в современной психологии общение подразделяют на такие ключевые виды как: целевое и инструментальное, деловое и неделовое (личное), прямое и косвенное, социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное, вербальное и невербальное, межличностное, личностно-групповое и межгрупповое общение.



Список использованной литературы





  1. Болотова А.Б. Психология вербального и невербального общения // Вестник медицины и образования. - 2022. - № 1-3. - С. 87-92.

  2. Гылыджова Ш. Понятие саморезультата в психологии общения / Гылыджова Ш. // Матрица научного познания. - 2023. - № 4-1. - С. 405-408.

  3. Психология общения и переговоров: методическое пособие / сост. С.С. Новикова. – Москва: ФЛИНТА, 2021. – 45 с.

  4. Социальная психология общения: теория и практика: монография / под общ. ред. С.Д. Гуриевой, Л.Г. Почебут, А.Л. Свенцицкого. – 2- е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2021 – 389 с.

  5. Степанько А.Н., Гуляченко И.В., Кумалатов Р.Ш., Ермаков В.В. Личность и общение в контексте перспектив развития социальной психологии // Modern Science. - 2022. - № 1-2. - С. 348-349.

  6. Столяренко Л.Д. Психология общения: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 317 с.

  7. Сухов А.Н. Социальная психология общения и отношений / Сухов А.Н. // Человеческий капитал. - 2023. - № 1 (169). - С. 182-191.

1 Болотова А.Б. Психология вербального и невербального общения // Вестник медицины и образования. - 2022. - № 1-3. - С. 87-92.

2 Гылыджова Ш. Понятие саморезультата в психологии общения / Гылыджова Ш. // Матрица научного познания. - 2023. - № 4-1. - С. 405-408.

3 Психология общения и переговоров: методическое пособие / сост. С.С. Новикова. – Москва: ФЛИНТА, 2021. – 45 с.

4 Степанько А.Н., Гуляченко И.В., Кумалатов Р.Ш., Ермаков В.В. Личность и общение в контексте перспектив развития социальной психологии // Modern Science. - 2022. - № 1-2. - С. 348-349.

5 Сухов А.Н. Социальная психология общения и отношений / Сухов А.Н. // Человеческий капитал. - 2023. - № 1 (169). - С. 182-191.