Файл: Планконспект проведения занятий с личным составом дежурных караулов 10 псч 1 псо тема 1 Вводная часть (цель и структура цикла) как развивается хронический стресс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 966
Скачиваний: 59
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник 10 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ
МЧС России по Забайкальскому краю
капитан внутренней службы
В.Ф. Микайлов
«____» _____________ 2023 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с личным составом дежурных караулов 10 ПСЧ 1 ПСО
Тема 7.1: Вводная часть (цель и структура цикла) как развивается хронический стресс.
Вид занятия: Классно-групповое. Отводимое время: 2 (ч).
Цель занятия: Формирование у обучаемых знаний о организации и проведении мероприятий по психологическому сопровождению деятельности личного состава.
Литература, используемая при проведении занятия:
-
«Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных». Под общей ред. Ю.С. Шойгу -
«Психологическое состояние» ред. Л.В. Куликова -
«Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса» Под общей ред. Марищук В.С., Евдокимов В.А.
Развернутый план занятия:
Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса, включая контроль занятий:
1. Учебный вопрос № 1 - наименование, время (мин.)
Вводно-подготовительная часть: сбор личного состава. Объявление темы, регламента и цели занятия (2 мин.).
2. Учебный вопрос № 2 - наименование, время (мин.)
Вводная часть (цели и структура курса), 43 мин.
Психологическая подготовка – одно из трех направлений, входящих в систему психологического сопровождения деятельности специалистов МЧС России, наряду с психологической диагностикой, психологической профилактикой и коррекцией. Работа психологов в этих направлениях позволяет минимизировать воздействие негативных последствий профессиональной деятельности на пожарных и спасателей.
Психологическая подготовка уже давно является неотъемлемой частью профессиональной подготовки летчиков, космонавтов, военных, и, конечно, она важна для спасателей и пожарных, чья деятельность протекает в особых, сложных условиях. Это направление опирается на накопленные теоретические и практические знания в области психологической науки.
Психология – наука многогранная и интересная. Каждый из нас так или иначе сталкивался с ней: например, читал книги или статьи в журналах о том, как проще общаться с людьми или разрешать конфликты, размышлял об особенностях своего характера. Кто-то задумывался, наука ли это вообще? Действительно, как наука психология знакома лишь узкому кругу специалистов, но при этом близка многим. Психология есть там, где есть человек и его психика, которая позволяет воспринимать окружающий мир, оценивать его и взаимодействовать с ним. Психология проникает в разные сферы жизни человека: в обучение, семейные отношения, профессиональную деятельность и многие другие. На сегодняшний день выделяют различные отрасли психологического знания: социальная, возрастная, педагогическая, семейная и др. Так как психикой обладают не только люди, но и животные, существуют специальные направления, изучающие особенности психики и поведения животных, такие как, например, зоопсихология. Психология очень полезная и практичная наука: она позволяет человеку лучше понимать себя и других, взаимодействовать с людьми, решать те или иные задачи, а также она способна улучшать качество жизни человека.
Помимо того, что психология влияет на жизнь каждого из нас, она играет важную роль и в профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля. Ведь пожарные и спасатели постоянно работают в чрезвычайных ситуациях различного масштаба и сложности, где сталкиваются с человеческим горем, потерями, которые влияют не только на пострадавших, но и на самих специалистов.
Поэтому в рамках учебного пособия мы обратимся, в большей степени, к экстремальной психологии, и центральным понятием выступит такое явление, как стресс.
Стресс встречается в жизни каждого человека, однако в некоторых сферах профессиональной деятельности он присутствует практически всегда. Работая в сложных условиях, спасатели и пожарные оказываются под воздействием огромного количества стресс-факторов: работа в среде, непригодной для дыхания, воздействие высоких или низких температур, работа на высоте и не только. Высокое эмоциональное напряжение, недостаток или противоречивость информации
, а также ответственность за жизнь не только пострадавших и коллег, но и свою собственную. Все эти факторы отражаются на состоянии специалистов и требуют от них не только серьезной профессиональной подготовки, но и психологической.
Цель данного курса заключается в следующем: раскрыть закономерности протекания реакции стресса, обозначить степень его влияния на пострадавших и людей, которые принимают участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, раскрыть механизмы адаптации к стрессу, познакомить читателей с основными способами профилактики и техниками самопомощи.
Курс состоит из трех разделов.
В первом разделе будет раскрыто понятие стресса и его причины, а также закономерности протекания стрессовой реакции. Также мы рассмотрим, какие процессы стресс запускает в организме как на физиологическом, так и психологическом уровнях. Для чего необходимы эти знания? Стресс охватывает абсолютно всех участников, включенных в процесс ликвидации последствий, а также самих пострадавших. Поэтому специалистам необходимо понимать, что может происходить с ними и их организмом, а также с другими людьми. Мы расскажем, почему стресс - это не всегда плохо, а также изучим, как человек может влиять на протекание стрессовой реакции.
Второй раздел посвящен теме хронического стресса, который возникает в результате постоянной высокой физической и психологической нагрузки на специалиста. Мы рассмотрим причины его возникновения и последствия, к которым приводит его продолжительное влияние. Также в данном разделе мы поговорим о ресурсах человека и о возможных способах регуляции своего состояния, будут предложены простые рекомендации и приемы, направленные на сохранение собственного здоровья, развитие личных и профессиональных отношений. Ведь специалисту важно знать, как помочь себе самостоятельно и как быть, если все прилагаемые усилия не дают нужного эффекта.
В третьем разделе затронем тему травматического стресса. Как специалисты, так и люди, непосредственно оказавшиеся в эпицентре травматических событий, включены в ситуацию, которая оказывает сверхинтенсивное влияние, угрожает жизни и здоровью и вмиг меняет привычный уклад жизни. Чтобы уметь справляться с такого рода влиянием, специалистам необходимо быть психологически подготовленными. Профессионалам важно понимать, почему, казалось бы, в одинаковых условиях люди могут вести себя по-разному, каким образом человек может реагировать в стрессовой ситуации, и, соответственно, как с ним взаимодействовать. В данном разделе будут также рассмотрены способы минимизации негативных последствий травматического стресса и меры их профилактики.
Таким образом, имея базовые психологические знания, человек может научиться прогнозировать многие ситуации, понимать причинно-следственные связи в своем поведении и поведении других людей, быть внимательнее к своему психологическому состоянию и прислушиваться к организму, который порой так много пытается нам сказать. Эти знания важны для сохранения здоровья и эффективного выполнения профессиональной деятельности, особенно, когда она проходит в экстремальных условиях.
3. Учебный вопрос № 3 - наименование, время (мин.)
Стресс как естественная реакция организма (42 мин.)
В нашей жизни мы часто слышим о стрессе. Это явление активно обсуждается в СМИ, демонстрируется в рекламе, фильмах, литературе и часто носит негативный оттенок. Например, люди говорят, что испытывают стресс, когда чувствуют разочарование, гнев, подавленность, усталость. Действительно, стресс часто связан с переживанием этих эмоций, но также он влияет на поведение и организм в целом. Длительное или интенсивное воздействие стресса может истощать силы и ресурсы человека, оказывать воздействие на его психическое и физическое здоровье.
Положительные стороны этого явления можно связывать со способностью быстро и успешно реагировать на изменения среды и адаптироваться к ним. Каждый из нас может вспомнить ситуации, в которых неожиданно находились силы справиться с трудностями. Это может быть устройство на работу, предложение руки и сердца, победа на соревнованиях, прыжок с парашютом или профессиональный успех, случившийся вопреки всем сложившимся условиям.
Стресс может положительно влиять на ценности человека, знания о себе и окружающих, способствовать формированию командного чувства у профессионалов, а также развивать особую культуру взаимной поддержки, отражающуюся как в принципах целого ведомства, так и в работе каждого специалиста в чрезвычайных ситуациях.
Сплочение незнакомых людей перед лицом опасности – это тоже отражение такого явления, как стресс: например, когда неравнодушные люди сопереживают пострадавшим, оказывают им безвозмездную помощь.
Смотреть на стресс только с положительной или негативной стороны – ошибочно. Это настолько широкое явление, что ответить однозначно, хорошо или плохо испытывать стресс, просто невозможно.
Для понимания механизмов развития стресса ответим последовательно на вопросы: что это за реакция? Как она протекает? Какие факторы влияют на успешную адаптацию в стрессовой ситуации?
Что такое стресс?
Стресс – это защитная реакция организма, возникающая в ответ на изменившиеся условия. Она протекает схоже для всех, независимо от пола, возраста и обстоятельств.
Организм человека — это сложнейший механизм, в котором происходят различные процессы, обеспечивающие его взаимодействие с окружающим миром. Состояние организма постоянно меняется за счет регуляции активности органов и систем.
Например, когда человек спит, его дыхание и сердцебиение становятся реже, а при занятии физическим трудом дыхание и сердцебиение учащаются, усиливается потоотделение.
Также у человека имеются врожденные защитные реакции. Например, пыль, попавшая в нос, может спровоцировать чихание, а подавившийся человек начинает усиленно кашлять.
Реакция стресса так же естественна, как и эти процессы. Ее смысл заключается в мобилизации всех систем организма для адаптации к изменившимся условиям. Стресс важен для выживания - он позволяет в короткие сроки получить много энергии и реализовать необходимые действия (например, бороться или бежать).
Примером того, как эта реакция может спасти человеку жизнь или здоровье, может послужить событие, которое произошло с космонавта Алексеем Леоновым в августе 1967 года.
А. Леонов совершал тренировочный прыжок, когда во время раскрытия парашюта произошло чрезвычайное происшествие - парашют раскрылся, но лямка обвила ногу космонавта и зацепилась за металлическую спинку. А. Леонов летел к земле вниз головой.
Иногда парашютисты ломают ноги при приземлении, нетрудно представить, что случилось бы при ударе головой. При попадании в подобную ситуацию у человека развивается стрессовая реакция, и именно благодаря ей космонавт смог согнуть металлическое приспособление и освободить лямку. В итоге его прыжок завершился благополучно.
Основоположником учения о стрессе стал канадский исследователь Ганс Селье, который в ходе своих экспериментов на животных обратил внимание, что абсолютно разные угрозы (стрессоры) вызывают в организме похожий набор реакций – учащение сердцебиения, дыхания, ускорение обмена веществ, быстрое высвобождение энергии из мест ее хранения и прекращение ее дальнейшего накопления. Он открыл неспецифическую (протекающую одинаково у всех) реакцию, возникающую в ответ на неприятные переживания, характерную как для животных, так и для человека.