Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по патологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы для подготовки к экзамену по патологии:


  1. Структурно-функциональные основы компенсаторио – приспособительных реакций: регенерация, гипертрофия, гиперплазия, организация, инкапсуляция, метаплазия.

  2. Атрофия – определение, формы и исходы атрофии.

  3. Нарушение периферического кровообращения – венозная гиперемия, причины, признаки.

  4. Стресс – определение понятия, причины, стадии стресса.

  5. Болезнь, определение понятия, симптомы, периоды болезни, исходы.

  6. Местные и общие проявления воспаления

  7. Опухоли – определение, общая характеристика, строение опухолей.

  8. Паренхиматозные белковые дистрофии: причины, виды.

  9. Нарушение периферического кровообращения – артериальная гиперемия: причины, виды, признаки.

  10. Нарушение периферического кровообращения – эмболия: понятие, причины, виды, значение.

  11. Шок – определение понятия, причины, стадии шока, порочные круги шока, виды шока.

  12. Нарушение периферического кровообращения – тромбоз: понятие, причины, виды тромбов, исход тромбоза .

  13. Комы: уремическая, печеночная, гипергликемическая, гипогликемическая.

  14. Коллапс, кома – определение понятий, причины, механизмы развития.

  15. Нарушение минерального обмена. Камни.

  16. Нарушение водного обмена. Отеки механизмы отеков.

  17. Классификация лихорадки по типу температурной кривой и по степени максимального подъема температуры. Значение лихорадки.

  18. Нарушение лимфообращения: причины, признаки, виды.

  19. Нарушение эндогенного питания (пищевое голодание), виды голодания.

  20. Злокачественные опухоли, характеристика, признаки отличающие злокачественные опухоли от доброкачественных.

  21. Характеристика доброкачественных опухолей.

  22. Лихорадка – определение, проявления, причины.

  23. Дистрофия – определение, механизмы развития, классификация.

  24. Жировые дистрофии: причины, виды.

  25. Нарушение тканевого обмена веществ (нарушения эндогенного питания – нарушение белкового, жирового, углеводного обмена веществ).

  26. Механизмы компенсаторио – приспособительных реакций. Стадии развития компенсаторио – приспособительных реакций.

  27. Некроз – определение, формы и исходы некроза.

  28. Воспаление – определение, причины, стадии и механизмы воспаления.

Ситуационные задачи:



  1. Задача.

У больного М., 60 лет, при эзофагогастродуаденоскопиисо взятием и исследованием биопсии диагностирован рак фатерова соска.

Вопросы к задаче:

  1. О какой кишке идет речь? Дайте ее краткую анатомическую характеристику.

  2. Какие изменения слизистых оболочек, кожных покровов могут быть у данного больного? Назовите пигмент, являющийся основным «виновником» этих изменений.



  1. Задача.

Известно, что в момент пищеварения в крови увеличивается количество лейкоцитов.

Вопросы к задаче:

  1. Назовите данное изменение крови.

  2. Опишите строение лейкоцитов, классификацию, функции.

  1. Задача.

Двое юношей участвовали в забеге на длительную дистанцию. При этом у первого из них наблюдалось учащение сердечных сокращений с 60 до 120 минут увеличение минутного объема сердца до 15 л. У второго минутный объем составил те же 15 л. при учащении сердцебиений с 80 до 200 в минуту.

Вопросы к задаче:

  1. Объясните понятие: частота сердечных сокращений, назовите величину показателя в покое.

  2. Определите юношу, менее тренированного к физическим нагрузкам, объясните свой вывод.

  1. Задача.

У больного 94 лет с ишемическим инфарктом головного мозга развился пролежень в области крестца.

Вопросы к задаче:

  1. Строение головного мозга.

  2. Какой патологический процесс развился в ткани головного мозга.

  1. Задача.

Неопытный водолаз очень быстро вынырнул с большой глубины. У него отмечаются за грудные боли, удушье, цианоз, коллапс. Через некоторое время он скончался.

Вопросы к задаче:

  1. Перечислите форменные элементы крови, их функции в организме.

  2. От какой болезни он скончался? Что лежит в основе данной болезни?

  1. Задача.

В приемный покой стационара поступил пациент с жалобами за грудиной, возникающую после глотания пищи и сопровождающуюся кашлем. При рентгенологическом обследовании в стенке пищевода на уровне V-го грудного позвонка было обнаружено инородное тело.

Вопросы к задаче:

  1. Назовите анатомическое сужение пищевода, соответствующее указанному уровню повреждения стенки.

  2. Определите причину появления кашля у пациента.

  1. Задача.

Величина жизненной емкости легких составляет 3800 мл., резервный объем вдоха – 1700 мл., резервный объем выдоха – 1500 мл. частота дыхания составляет 18 в минуту.

Вопросы к задаче:

  1. К какой системе относятся легкие? Опишите их строение.

  2. Дайте определения указанных показателей внешнего дыхания.

  1. Задача.

Больная 35 лет, погибла от синдрома почечной недостаточности, в результате массивного маточного кровотечения и постгеморрагического шока. Ра вскрытии обнаружено острое общее малокровие внутренних органов.

Вопросы к задаче:

  1. Строение почек.

  2. Какой патологический процесс развился в почках. Какие другие этиологические факторы способны вызывать подобный патологический процесс в почках.

  1. Задача.

В неврологическое отделение поступил пациент. При обследовании обнаружено, что у него нарушена речь, он не может отчетливо произносить слова. Обращенную к нему речь понимает хорошо.

Вопросы к задаче:

  1. Перечислите доли больших полушарий головного мозга.

  2. Назовите данное патологическое состояние. Определите участки повреждения головного мозга.

  1. Задача.

У человека, прибывшего из равнинной области в высокогорную местность, при лабораторном исследовании крови выявлено увеличение количество эритроцитов.

Вопросы к задаче:

  1. Перечислите форменные элементы крови, их функции в организме.

  2. Назовите выявленное изменение крови. Объясните механизм его возникновения в данной ситуации.

  1. Задача.

У восьмидесятилетней больной, с ожирением III степени и страдающей сахарным диабетом, отмечается гипергликемия и гликозурия, проявления макроангиопатии и микроангиопатии, признаки недостаточности кровообращения, печеночной и почечной недостаточности.

Вопросы к задаче:

  1. Строение печени.

  2. Назовите характерное поражение сердца у такой больной с ожирением и сахарным диабетом.

  1. Задача.

В скудной мокроте вязкой консистенции у больного К., 45 лет, встречаются прожилки буроватого цвета. Известно, что больной перенес ревматический эндокардит.

Вопросы к задаче:

  1. Дайте краткую анатомическую характеристику верхних дыхательных путей.

  2. Чем представлены данные прожилки и какой пигмент в них содержится?

  1. Задача.

В медицинской практике при необходимости выполняется пункция плевральной полости. Прокол производится в межреберном промежутке.

Вопросы к задаче:

  1. Обоснуйте место прокола при проведении плевральной пункции.

  2. Какой секрет можно получить при проведении плевральной пункции?

  1. Задача.

У больной С., 35 лет, отмечается выраженный цианоз губ, слизистой оболочки рта, акроцианоз. В анамнезе – ревматизм.

Вопросы к задаче:

  1. Строение сердца.

  2. Назовите болезнь, следствием которой являются эти симптомы у данной больной.

  1. Задача.

Больная 47 лет, с детских лет страдала ревматизмом с поражением митрального клапана. Поступила в кардиологическое отделение с признаками декомпенсации митрального стеноза: акроцианоз, одышка, отеки, увеличение живота в следствии скопления отечной жидкости (асцит). При кашле выделялась мокрота с бурым оттенком. Смерть наступила от хронической сердечно-сосудистой недостаточности.

Вопросы к задаче:

  1. Перечислите клапаны сердца.

  2. Какое нарушение кровообращения обнаружено у больной?

  1. Задача.

У больного У., 58 лет, внезапно появились распирающие боли в левой нижней конечности, по поводу чего по совету врача он находился на строгом постельном режиме. Больной ослушался совета врача, встал, подошел к окну, потянулся, чтобы открыть форточку, упал, потерял сознание и внезапно скончался.

Вопросы к задаче:

  1. Строение легких.

  2. Какова возможная причина смерти данного больного?

  1. Задача.

Пациенту с абсцессом правой почки в левую ягодичную область внутримышечно введен раствор антибиотика.

Вопросы к задаче:

  1. Опишите строение большого круга кровообращения.

  2. Опишите путь лекарственного средства от места введения до очага поражения.

  1. Задача.

При обследовании пациента с увеличением функции щитовидной железы выявлено увеличение основного обмена .

Вопросы к задаче:

  1. Объясните причину увеличения основного обмена при гиперфункции щитовидной железы.

  2. Определите изменения основного обмена при гипофункции щитовидной железы.

  1. Задача.

В стационар доставлен пациент с обильной кровопотерей. Проведено исследование групповой принадлежности крови стандартными сыворотками. Результат: получена агглютинация с сыворотками первой и второй групп.

Вопросы к задаче:

  1. Дайте характеристику групп крови системы АВО

  2. Определите группу крови пациента по картине агглютинации.

  1. Задача.

Известно, что в момент пищеварения в крови увеличивается количество лейкоцитов.

Вопросы к задаче:

  1. Назовите данное изменение крови.

  2. Опишите строение лейкоцитов, классификацию, функции.

  1. Задача.

Два спортсмена участвовали в забеге на длительную дистанцию. После забега минутный объем дыхания у первого из них составил 120 л. при частоте дыхания 80 в мин. У второго 120 л. при частоте дыхания 40 в мин.

Вопросы к задаче:

  1. Объясните понятие: частота дыхания, дыхательный объем; назовите этих показателей в покое.

  2. Рассчитайте величину дыхательного объема у каждого спортсмена. Назовите спортсмена более тренированного к физическим нагрузкам, объясните свой выбор.

  1. Задача.

У пациента с травмой свода черепа отсутствуют наружные признаки перелома костей черепа, но имеются симптомы повреждения мозга.

Вопросы к задаче:

  1. Назовите кости черепа и особенности строения костей свода черепа.

  2. Перечислите симптомы повреждения головного мозга.

  1. Задача.

Пациент 30 лет, предъявляет жалобы на увеличение размеров кистей и стоп. С некоторого времени заметил изменения внешности: увеличение нижней челюсти и костей носа.

Вопросы к задаче:

  1. Изменения в работе какого органа привели к данной патологии. Дайте его краткую анатомическую характеристику.

  2. Назовите данное состояние. Определите гормональное нарушение, приведшее к подобным изменениям.

  1. Задача.

Мужчина 42 года, в течении нескольких лет страдал артериальной гипертонией. Неожиданно потерял сознание, возник левосторонний паралич конечностей.

Вопросы к задаче:

  1. Дайте краткую характеристику строения больших полушарий головного мозга.

  2. Какую патологию головного мозга заподозрил врач?

  1. Задача.

Больной 70 лет, длительное время страдал ревматическим пороком сердца и скончался от сердечно-сосудистой недостаточности. На вскрытии обнаружены признаки общего хронического венозного полнокровия (застоя): уплотненные легкие, синюшные и уплотненные почки и селезенка, плотная пестрая печень, асцит, гидроторакс, гидроперикард и отеки.

Вопросы к задаче:

  1. Дайте краткую анатомическую характеристику строения сердца.

  2. Какой процесс развился в легких? Какой вид нарушения обмена характерен для изменений легких при хроническом венозном застоии?

  1. Задача.

При обследовании больного ребенка обнаружено, что створки митрального клапана не полностью закрывают левое предсердно-желудочковое отверстие.

Вопросы к задаче:

  1. Опишите строение створчатых клапанов сердца, их значение для организма.

  2. В связи с указанным изменением определите нарушение внутрисердечной гемодинамики в момент систолы левого желудочка.

  1. Задача.

В клинической практике некоторые лекарственные препараты вводят больному с помощью микроклизм (30-100 мл.)

Вопросы к задаче:

  1. Назовите функции толстой кишки, обеспечивающую проникновение препарата в кровь.

  2. Перечислите остальные функции толстого кишечника и их основные нарушения.

  1. Задача.

У больного М., 60 лет, при эзофагогастродуаденоскопии со взятием и исследованием биопсии диагностирован рак фатерова соска.

Вопросы к задаче:

  1. О какой кишке идет речь? Дайте ее краткую анатомическую характеристику.

  2. Какие изменения слизистых оболочек, кожных покровов могут быть у данного больного? Назовите пигмент, являющийся основным «виновником» этих изменений.

  1. Задача.

Больная 80 лет, была доставлена машиной скорой помощи в больницу с клинической картиной «острого живота» и кишечной непроходимости. При экстренной хирургической операции – лапаротомии – петли тонкой кишки раздуты, черного и темно-красного цвета, дряблой консистенции. Мезентеральные артерии с атеросклеротическими бляшками, просвет некоторых обтюрирован тромбами.

Вопросы к задаче:

  1. Строение тонкого кишечника.

  2. Назовите процесс резвившийся у больной в тонкой кишке и причину данного процесса.

  1. Задача.

Тучный мужчина 20 лет, попал под автомашину. Имеют место распространенные переломы длинных трубчатых костей нижних конечностей. По дороге в больницу больной скончался. На вскрытии обнаружен врожденный порок сердца: дефект межжелудочковой перегородки.

Вопросы к задаче:

  1. Перечислите длинные трубчатые кости нижних конечностей.

  2. Назовите форму эмболии, которая возникла у больного.