Файл: Тип художественного мышления гомеровского эпоса эпический синкретизм поры его расцвета (Илиада) и начавшегося разложения (Одиссея).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Тип художественного мышления гомеровского эпоса — эпический синкретизм поры его расцвета («Илиада») и начавшегося разложения («Одиссея»). Именно этот тип мышления определяет специфику художественного отображения действительности и эстетического воздействия поэм, сущность его — в изначальном, равнонаполненном единстве образа и понятия, и как следствие, в неделимости единичного и всеобщего, частного и общего, личного и общественного, конкретного и абстрактного в восприятии мира и во взглядах на мир. I I . Синкретизм гомеровского мировосприятия, определяя типологическое и эстетико-поэтическое единство поэм, диктует эпосу закономерности образного строя, не сводимые к системе приемов, но охватывающие мировоззренческо-содержательную сторону произведений в их художественном единстве и пронизывающие всю образную структуру эпоса в целом. Среди прочих особое значение имеют принципы «целостности» и всеохвата мировосприятия, принцип качественного единообразия мира при количественном неравенстве качеств, это единообразие составляющих, а также закономерность неделимого сращения «истины» и «вымысла» в эпическом повествовании. III . Ря д закономерностей образного строя гомеровского эпоса, выявленных нами, равно ка к и некоторые закономерности, отмеченные иными исследователями до нас, оказываются связанными с этими принципами и предстают от них производными. 1) Среди этих закономерностей, если исходить из последовательности «слоев» античного определения «художественного» произведения, — восприятие эпического гекзаметра как средоточия элементов (метрических стоп) едва ли не всех известных античных стихотворных размеров; а равно и осознание единства в нем метра и «аметрии», или иначе — элементов неметрической прозаической речи. Последнее ведет к использованию эпического гекзаметра в произведениях как «художественных» (эпос киклический, а также эпос эпохи эллинизма), так и «научных» (дидактический эпос)

  2. 2) Те же принципы рождают особый эпический «вымысел», где «ложь» и «истина» изначально и равномерно слиты. Каждый факт такого вымысла может одновременно рассматриваться ка к «ложь», созданная по законам послегомеровской античной поэзии, и как истина античной «науки» и эпико-мифологического сознания. 3) В области же темы и композиции выдвинутые принципы заявляю т о себе слиянием структурно-семантических закономерностей «рассказа» художественного произведения и «доказательства» произведения «научного» и ведут к тематической полифонии и — вместе — к типологическому лексико-семантическому единству эпического мировосприятия. Темой эпического повествования становятся и люди, и боги, и животные, и предметы как равные, лишь с большей долей вниман ия к людям и божествам; а все объекты такого повествования оказываются художественно созданными по единой лексико-семантической и структурной эпической «модели», в едином сочетании этикоэстетических понятий, имеющих единое же смысловое наполнение и художественное истолкование. Налицо такие закономерности образной системы, как : а) соизмеримость, качественное единообразие гомеровских понятий «весь» и «каждый» (гомеровский эпический «каждый» вмещает в себя свойства «всех», и «все» состоят из однотипных многих «каждых»); б) соизмеримость понятий «человек» — «герой» — «племя» (эпический герой — часть и целое, «каждый» человек племени и «все» племя одновременно); в) эпическая синонимия и лексики и образов поэм, суть которой — в изначальном тождестве явлений единого смыслового ряда при последующем размежевании этих явлений по количеству общих им всем качеств (количественное увеличение качества создает новый смысловой оттенок в пределах прежнего качества); г) соизмеримость эпических идеалов: божества, человека, оружия , камня, — построенных в соблюдении совокупности единых этикоэстетических категорий и ориентированных на всеэпический идеал «хорошего», «лучшего»; д) строение эпической гомеровской характеристики лиц, предметов, явлений общей (типической) дл я всех объектов единого смыслового ряд а и, вместе, частной (индивидуальной) дл я каждого из объектов этого ряда ; е) целостность, всеохват эпических мыслей и чувств, вмещающих все оттенки бытия, всю жизнь в ее возможных проявлениях ; общность этих мыслей, чувств и по сути и по форме выражения , дл я всего эпического мира, специфическая трактовка чувства как личного и общественного одновременно

  3. 4) Тем же основным принципам гомеровского художественного мышления отвечают и закономерности эпического действия. Композиционно эпическое действие выступает как система разветвленного логического доказательства, «ослабленного» сросшимся с ним «избыточным» материалом образного освоения мира, «излишним» в ходе строго логического движения мысли. Эпическое действие предстает всеобщим (развертывается вокруг человека, божества, предмета, животного ка к единообразных и самозначимых объектов эпического повествования), постоянно и повсеместно завершенным, гармоничным (в равномерности чередования событий, близких по сходству или противоположности), статичным и поступательным одновременно. На требовании всеобщей и повсеместной завершенности действия — следствие целостности эпического мироосознан и я — основывается, в частности, эпический закон «хронологической несовместимости», некогда выявленным и сформулированный Φ. Ф. Зелинским применительно к поэмам Гомера. 5) В «словесном выражении», или стиле в узком значении понятия, синкретизм эпического мышления диктует лексике гомеровских поэм одновременную и подчеркнутую поли- и моносемию общеупотребительного слова, слияние в эпическом контексте значений общеупотребительного слова и тропа, специфику смыслового содержания и употребления привычных эпических тропов: гиперболы, эпитета, метаформы, сравнения и т. д. 6) Особое положение в исследовании художественного мировосприятия гомеровского эпоса занимает вопрос об авторском «я» сказителя, которое в поэмах Гомера предстает слитым с эпическим «мы» коллектива и неотделимым от него. Сказитель, гомеровский эпический «каждый», не имеет своего особого мнения, отличного от мнения эпических «всех», но в единстве со «всеми» выражае т волю, желание , взгляд этих «всех». Подобное решение вопроса имеет принципиальное значение для характеристики авторства Гомера и путей формирования эпических поэм. IV. Принципы и закономерности образного строя гомеровского эпоса, обусловленные общим типом художественного мышления — эпическим синкретизмом,— проясняют и утверждают правомерность таких явлений поэзии Гомера, как сосуществование в художественной ткани эпоса элементов иных жанровых систем в их совокупности: драмы, лирики, сатиры, риторического искусства, а равно и элементов, казалось бы, иных художественных стилей, иной, негомеровской, культурной эпохи: натурализма, сентиментализма и романтизма, объективизма и индивидуализма, а также фетишизма и — шире — мифологизма, ощущаемых гомеровским эпосом как элементы собственного стиля и собственной художественной системы