Файл: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическую карта
Класс: _10___________________________________
Тип урока Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
- личностные: формирование гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического опыта России, развитие готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности, анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; умение смыслового чтения; устанавливать причинно-следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения событий, документальных материалов;
- предметные: применение фактологических знаний и предметных умений (работа с картой) при обсуждении заданных дискуссионных тем; владение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества.
Средства обучения: __компьютер, медиапроектор, экран, учебник, подборка карт по Первой мировой войне, раздаточный материал, иллюстративный материал.
Виды деятельности обучающихся на уроке (групповая, индивидуальная, парная, коллективная)____ групповая (Класс делится на группы: журналистов, историков, политиков, аналитиков. Группам предлагается обсудить три вопроса, но, по ходу урока количество обсуждаемых вопросов можно сократить.
У каждой группы своя задача: - журналисты озвучивают проблемные вопросы, представляют свою точку зрения по поставленной проблеме, иллюстрируют ее документами, фотографиями, свидетельствами современников; - историки поясняют историческую ситуацию, складывающуюся вокруг проблемы, комментируют происходившие события, используя фактологический материал, строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; - политики поясняют логику принятых решений, предполагаемые последствия этих решений для государств; - аналитики предлагают обобщенные выводы о последствиях действий государств в ходе Первой мировой войны и последствиях войны для судеб Европы и мира; - группы, при необходимости, помогают своему выступающему, все участники дискуссии могут задавать выступающему вопросы, включаться в обсуждение, высказывать свое мнение
Характеристика этапов урока:
Название, содержание и цель этапа урока | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
Тема урока: «Россия в Первой мировой войне» | Восприятие информации. Формулируют тему. | Зачитывает стихотворение Александра Блока, и побуждает к обсуждению исторических событий отраженных в нем: Петроградское небо мутилось дождем, На войну уходил эшелон. Без конца — взвод за взводом и штык за штыком Наполнял за вагоном вагон. В этом поезде тысячью жизней цвели Боль разлуки, тревоги любви, Сила, юность, надежда... В закатной дали Были дымные тучи в крови. И, садясь, запевали Варяга одни, А другие — не в лад — Ермака, И кричали ура, и шутили они, И тихонько крестилась рука. Вдруг под ветром взлетел опадающий лист, Раскачнувшись, фонарь замигал, И под черною тучей веселый горнист Заиграл к отправленью сигнал. Обсуждение содержания стихотворения Просит сформулировать тему. |
Этап целеполагания | Группа историков конкретизирует знания о событиях Первой мировой войны с привлечением хронологической таблицы Группы обсуждают представленный список вопросов и при необходимости его корректируют. | Беседа учителя с классом. - Что вы знаете о Первой мировой войне? Учитель обобщает сказанное Предлагает вопросы для обсуждения: - Была ли Первая мировая война неизбежной? - Россия в Первой мировой войне: победы и поражения. - Результаты и последствия Первой мировой войны. |
Проверка домашнего задания | Дети объясняют значения понятий с которыми работали дома и как они связаны с темой урока, каждая группа со своей позиции | Учитель предлагает обсудить понятия Антанта Тройственный союз План Шлиффена Атака мертвецов Блицкриг Брусиловский прорыв Верденская мясорубка ВПК (Военно-промышленные комитеты) Позиционная война Прогрессивный блок |
Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы | Начинает группа журналистов. С использованием карты поясняется содержание таблицы «Основные спорные вопросы в международных отношениях европейских государств к началу Первой мировой войны» (Приложение 2), положения таблицы анализируются и озвучиваются. Вывод о вероятности или отсутствии возможности избежать войны делается с опорой на мнения историков, которые представлены в документе «Историки о неизбежности Первой мировой войны» (Приложение 3). Остальные группы поочередно высказывают свое мнение об обоснованности выводов группы журналистов, представляют, аргументируя свою точку зрения по данной проблематике. Задача историков кратко рассказать о двух сложившихся военнополитических блоках — Антанта и ее союзники и Центральные державы (Тройственный союз) и их союзники (Приложение 4). С привязкой к карте перечислить основные битвы Первой мировой войны (Приложение 5), показывая особенности этих сражений (например, битва при Сомме, когда военное командование Великобритании в течение одного дня потеряло 60 000 солдат). Историки должны выделить участие и роль России в Первой мировой войне как спасительницы союзнических армий, рассказать о героизме русских воинов, среди которых было немало уроженцев Ярославской земли (Приложение 6), представить свои выводы. Политики могут построить анализ ситуации на комментировании фрагмента статьи У. Черчилля – «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошел ко дну, когда гавань была в виду. Она уже претерпела бурю, когда все обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена…» Политики характеризуют ситуацию, сложившуюся в государстве (Приложение 7), делают вывод о влиянии ситуации на ведение военных действий и итогов войны. Остальные группы дополняют выступления основных докладчиков. Учитель и ведущий акцентируют внимание на проблеме обсуждения, к какому лагерю можно отнести Россию — лагерю победителей или побежденных? Раскрывает группа аналитиков. В выступлении должны быть отмечены особенности Первой мировой войны (Приложение 7), ее итоги (Приложение 8), новые явления в общественной жизни и международных отношениях, которые она породила. При обсуждении выступления группы аналитиков необходимо обратить внимание на новые явления и угрозы, которые могут сегодня привести к военным конфликтам: зависимость каждого отдельного государства от глобализации мировых процессов, экономические и информационные войны, гонка вооружений, применение таких видов оружия, которые могут мгновенно перевести военный конфликт из разряда локальных в глобальный, и т.д. | Изучение материалов по первому вопросу. У всех групп по данному вопросу подборка материалов одинаковая. Обсуждение первого вопроса «Была ли Первая мировая война неизбежной?» Второй вопрос — «Россия в Первой мировой войне: победы и поражения», представляют сразу две группы: историки и политики. Вывод записывается на доске. Третий вопрос — «Результаты и последствия Первой мировой войны» |
Освоение новых знаний и способов деятельности | Каждая группа работает над одним из направлений. Возможные варианты ответов: Из этих цитат мы можем пронаблюдать, что через призму своей образованности, просвещенности, интеллигенция пытается «переварить» происходящее в стране, но это им непреодолимо трудно, именно поэтому меняется их отношение к народу, стране, жизни. Это как раз и есть перелом в сознании людей. Анархия, царившая в стране, поселилась и в умах людей. Но как это пережить? Конкретного ответа, несмотря ни на что, никто дать не может. А из дневниковых записей, мы можем пронаблюдать, что несмотря на свою образованность, широкий кругозор русская интеллигенция переживала на себе переломные моменты в своем сознании относительно даже, казалось бы ранее неоспоримых, понятий в жизни (долг, честь, патриотизм и т.д.). | Определите как нарастал политический и духовный кризис в стране, пользуясь заметками русской интеллигенции того времени: «Мои заметки» Ю.В. Готье: «22 /сентября/. … мною несколько раз овладевало чувство жгучего желания перестать быть русским. 30 /сентября/. Деморализация идет и вширь и вглубь. …общее настроение паническое, жуткое и мрачное. 8 /октября/. Демобилизуемые солдаты самых старых призывов везде бесчинствуют. …специальное историческое образование приводит к более или менее трезвым взглядам; как жаль, что историков так мало. 13 /октября/. Москва вся полна слухами… 15 /октября/. …но ведь завтра будет опять какая-нибудь гадость! 18 /октября/. Что за неустойчивость – какой отличительный образец русского человека! 30 /октября/. Разложение общества и народа непоправимое и неизбежно дойдет до конца. Странно, что война куда-то отошла временно на второй план; впрочем, об этом известий никаких; воспользовались ли немцы русскими преступлением и глупостью? Помещица Н.А. Тучкова-Огарева в письме Л.Н. Толстому рассказывает: «Перед гробом погибшего солдата несли образа; проходя конец нашего порядка, я увидала двух крестьян, лежащих на соломе и в картузах. Это обстоятельство меня поразило, так оно было противоположно народным обычаям. За гробом шли мать с дочерью – их вели под руки – они рыдали. В толпе послышался хохот баб…» Председатель Думы М.В. Родзянко в одной из своих телеграмм сказал: «…в столице анархия… Всякое промедление смерти подобно…». Французский посол в Петрограде Морис Палеолог (запись за 6 марта по новому стилю): «Петроград терпит недостаток в хлебе и дровах, народ страдает. Сегодня утром у булочной на Литейном я был поражен злым выражением, которое я читал на лицах всех бедных людей, стоявших в хвосте, из которых большинство провело там всю ночь. ……., с которым я говорил об этом, не скрыл от меня своего беспокойства. Но что делать? Железнодорожный кризис, действительно, ухудшился. Сильные морозы, которые держатся во всей России, вывели из строя, — вследствие того, что полопались трубы паровиков, — более тысячи двухсот локомотивов, а запасных труб, вследствие забастовок, не хватает. Кроме того, в последние недели выпал исключительно обильный снег, а в деревнях нет рабочих для очистки путей. В результате — 5700 вагонов в настоящее время застряли.» Интересные мысли о взаимоотношениях “вождей и масс” высказывал общественный деятель, публицист, историк Петр Струве: ”Вожаки мыслят себе организацию общества согласно идеалам коммунизма, как цель, разрыв существующих духовных связей и разрушение унаследованных общественных отношений и учреждений - как средство. Массы же не приемлют, не понимают и не могут понять конструктивной цели социализма, но зато жадно воспринимают и с увлечением применяют разрушительное средство”. 2. Определите как происходило падение морального и политического авторитета императорской власти в России, пользуясь заметками русской императрицы Николаю II и монархиста В.М. Пуришкевича: 3.Опишите качества людей и их роль в истории целого государства, пользуясь письмами исторических деятелей того времени: * Столыпин П.А. из письма к жене: «Я министр внутренних дел в стране окровавленной, потрясенной, представляющей из себя шестую часть шара, и это в одну из самых трудных исторических минут, повторяющихся раз в тысячу лет. Человеческих сил тут мало, нужна глубокая вера в Бога, крепкая надежда на то, что Он поддержит, вразумит меня. Господи, помоги мне. … Прочное землеустройство крестьян внутри России и такое же устройство переселенцев в Сибири – вот два краеугольных вопроса, над которыми правительство должно неустанно работать. Не следует, разумеется, забывать и о других нуждах – о школах, путях сообщения и пр., но те два должны проводиться в первую голову». * Николай II из письма к матери: «Милая, дорогая мама. Наконец нахожу время написать тебе о нашем путешествии, которое было наполнено самыми разнообразными впечатлениями, и радостными, и грустными. Начну по порядку... В тот же вечер, 27 августа, мы поехали в Киев... 1[сентября] вечером в театре произошло пакостное покушение на Столыпина. Ольга и Татьяна были со мною тогда, и мы только что вышли из ложи во время второго антракта, так как в театре было очень жарко. В это время мы услышали два звука, похожие на стук падающего предмета; я подумал, что сверху кому-нибудь свалился бинокль на голову, и вбежал в ложу. Вправо от ложи я увидел кучу офицеров и людей, которые тащили кого-то, несколько дам кричало, а прямо против меня в партере стоял Столыпин. Он медленно повернулся лицом ко мне и благословил воздух левой рукой. Тут только я заметил, что он побледнел и что у него на кителе и на правой руке кровь. Он тихо сел в кресло и начал расстегивать китель. Фредерикс и профессор Рейн помогали ему. Пока Столыпину помогали выйти из театра, в коридоре рядом с нашей комнатой происходил шум, там хотели покончить с убийцей; по-моему - к сожалению, полиция отбила его от публики и увела его в отдельное помещение для первого допроса. Все-таки он сильно помят и с двумя выбитыми зубами. Потом театр опять наполнился, был гимн, и я уехал с дочками в 11 часов. Ты можешь себе представить, с какими чувствами. Аликс ничего не знала, и я ей рассказал о случившемся. Она приняла известие довольно спокойно. Вернулся в Киев 3 сентября вечером, заехал в лечебницу, где лежал Столыпин, видел его жену, которая меня к нему не пустила. 4 сентября поехал в 1-ю Киевскую гимназию - она праздновала свой 100-летний юбилей». * Брусилов А.А. из письма к коллеге: "Требую активности всегда и везде, - нужно не только своевременно и сообразно с обстановкой выбирать момент для перехода в наступление. Пассивную оборону раз навсегда запрещаю не только выполнять, но и думать о ней. Я не честолюбив, ничего лично для себя не домогаюсь, но, посвятив всю свою жизнь военному делу и изучая это сложное дело беспрерывно в течение всей жизни, вкладывая всю свою душу в подготовку к войне, я хочу проверить себя, свои знания, свои мечты и упования в более широком масштабе". |
Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала | Делятся мнениями. | Анализ деятельности. |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация | Представители групп сообщают о результатах работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты | Проанализируйте роль России в Первой мировой войне и влияние войны на развитие европейской цивилизации. |
Контроль и самоконтроль, коррекция | На доске представляются выводы, к которым пришли группы. | Учитель заканчивает урок небольшим общим обсуждением, задав вопрос классу: какие уроки преподала человечеству Первая мировая война? Или предложить объяснить смысл афоризма, который приписывается первому канцлеру Германской империи Отто фон Бисмарку (1815– 1898 гг.): «Даже победоносная война — это зло, которое должно быть предупреждено мудростью народов»). |
Подведение итогов урока, рефлексия | – Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизод урока, высказывают оценочные суждения. | Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. |
Приложение 2
Основные спорные вопросы в международных отношениях европейских государств к началу Первой мировой войны
Конфликтующие стороны | Столкновение интересов |
Великобритания — Германия |
Африки, которые Великобритания считала «своими»;
|
| чай нападения Германии; - Великобритания отказалась от политики «блестящей изоляции» и перешла к политике образования антигерманского блока |
Франция — Германия |
Германии в1871годупо итогам войны 1870 года;
|
Россия — Германия Россия — Австро-Венгрия |
(без доступа к Балтийскому и Черноморскому побережьям); - Австро-Венгрия противодействовала России, потому что та взяла на себя роль защитника всех славян на Балканах и в Сербии;
|
Сербия — Австро-Венгрия |
|
Германия |
|
|
|
Австро-Венгрия |
|
Приложение 3
Историки о неизбежности I мировой войны
Владимир Булдаков (российский историк): К войне, причем к войне мировой, готовились буквально все. Но все рассчитывали, что война начнется гораздо позже, где-то году в 1917. Все рассчитывали к этому самому году осуществить перевооружение, подготовку к войне закончить. Говорить о случайности возникновения войны, говорить о том, что сыграли роль какие-то провокаторы в лице сербских националистов или пресловутой "Черной руки" было бы не вполне справедливо. В атмосфере всеобщей подготовки к войне рано или поздно тот или иной случай сыграет свою роковую роль. И надо сказать, что до сараевских выстрелов также возникали ситуации взрывоопасные. И такие ситуации, конечно, могли возникнуть и в будущем, если бы в 1914 году в Сараево эти выстрелы не прогремели. Когда все ожидают войны, когда мир находится в обстановке всеобщей враждебности, рано или поздно случай сыграет свою роковую роль.
Петер фон Кильмансек (немецкий историк):На вопрос, можно ли было предотвратить войну, однозначно не ответить. Скорее всего, следует сказать и «да», и «нет». «Да» потому, что каждая из пяти великих держав могла повести себя в этом конфликте иначе, чем она это сделала. Каждая по-своему имела возможность содействовать сохранению мира. АвстроВенгрия могла ограничиться преследованием сербских террористов без того, чтобы нападать на Сербию. Германия могла вполне обойтись без гарантий полной поддержки Австро-Венгрии. Россия, в свою очередь, необязательно должна была оказывать Сербии полную поддержку. Ну и так далее. Но, как мы знаем, ни одна из этих держав этого не сделала. И только потому, что каждая из них в этой ситуации всеобщего кризиса видела, прежде всего, свои интересы. И эти интересы, эта борьба за власть были для каждой из них значительно важнее, чем сохранение мира. Полностью отсутствовала готовность заплатить за мир хоть какой-то ценой. А скорее всего, в этом случае даже высокой ценой. Этой готовности не было, потому что достижение своих национальных интересов, даже если за них надо было заплатить войной, ставилось значительно выше, чем всеобщий мир. В этом смысле, учитывая дух времени и мышление этой эпохи, война была неизбежна.