Файл: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическую карта

Класс: _10___________________________________       

Тип урока Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

- личностные: формирование гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического опыта России, развитие готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности, анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; умение смыслового чтения; устанавливать причинно-следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения событий, документальных материалов;

- предметные: применение фактологических знаний и предметных умений (работа с картой) при обсуждении заданных дискуссионных тем; владение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества.

Средства обучения: __компьютер, медиапроектор, экран, учебник, подборка карт по Первой мировой войне, раздаточный материал, иллюстративный материал.

Виды деятельности обучающихся на уроке (групповая, индивидуальная, парная, коллективная)____ групповая (Класс делится на группы: журналистов, историков, политиков, аналитиков. Группам предлагается обсудить три вопроса, но, по ходу урока количество обсуждаемых вопросов можно сократить.

У каждой группы своя задача: - журналисты озвучивают проблемные вопросы, представляют свою точку зрения по поставленной проблеме, иллюстрируют ее документами, фотографиями, свидетельствами современников; - историки поясняют историческую ситуацию, складывающуюся вокруг проблемы, комментируют происходившие события, используя фактологический материал, строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; - политики поясняют логику принятых решений, предполагаемые последствия этих решений для государств; - аналитики предлагают обобщенные выводы о последствиях действий государств в ходе Первой мировой войны и последствиях войны для судеб Европы и мира; - группы, при необходимости, помогают своему выступающему, все участники дискуссии могут задавать выступающему вопросы, включаться в обсуждение, высказывать свое мнение


Характеристика этапов урока: 


Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Тема урока: «Россия в Первой мировой войне»


Восприятие информации.
Формулируют тему.

Зачитывает стихотворение Александра Блока, и побуждает к обсуждению исторических событий отраженных в нем: 
Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца — взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда... В закатной дали
Были дымные тучи в крови.

И, садясь, запевали Варяга одни,
А другие — не в лад — Ермака,
И кричали ура, и шутили они,
И тихонько крестилась рука.

Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,
Раскачнувшись, фонарь замигал,
И под черною тучей веселый горнист
Заиграл к отправленью сигнал.
Обсуждение содержания стихотворения

Просит сформулировать тему.

Этап целеполагания


Группа историков конкретизирует знания о событиях Первой мировой войны с привлечением хронологической таблицы
Группы обсуждают представленный список вопросов и при необходимости его корректируют.

Беседа учителя с классом.

- Что вы знаете о Первой мировой войне? Учитель обобщает сказанное

Предлагает вопросы для обсуждения: - Была ли Первая мировая война неизбежной? - Россия в Первой мировой войне: победы и поражения. - Результаты и последствия Первой мировой войны.

Проверка домашнего задания

 Дети объясняют значения понятий с которыми работали дома и как они связаны с темой урока, каждая группа со своей позиции

Учитель предлагает обсудить понятия

Антанта

Тройственный союз

План Шлиффена

Атака мертвецов

Блицкриг

Брусиловский прорыв

Верденская мясорубка

ВПК (Военно-промышленные комитеты) 

Позиционная война

Прогрессивный блок

Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы


Начинает группа журналистов. С использованием карты поясняется содержание таблицы «Основные спорные вопросы в международных отношениях европейских государств к началу Первой мировой войны» (Приложение 2), положения таблицы анализируются и озвучиваются. Вывод о вероятности или отсутствии возможности избежать войны делается с опорой на мнения историков, которые представлены в документе «Историки о неизбежности Первой мировой войны» (Приложение 3). Остальные группы поочередно высказывают свое мнение об обоснованности выводов группы журналистов, представляют, аргументируя свою точку зрения по данной проблематике.
Задача историков кратко рассказать о двух сложившихся военнополитических блоках — Антанта и ее союзники и Центральные державы (Тройственный союз) и их союзники (Приложение 4). С привязкой к карте перечислить основные битвы Первой мировой войны (Приложение 5), показывая особенности этих сражений (например, битва при Сомме, когда военное командование Великобритании в течение одного дня потеряло 60 000 солдат). Историки должны выделить участие и роль России в Первой мировой войне как спасительницы союзнических армий, рассказать о героизме русских воинов, среди которых было немало уроженцев Ярославской земли (Приложение 6), представить свои выводы. Политики могут построить анализ ситуации на комментировании фрагмента статьи У. Черчилля – «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошел ко дну, когда гавань была в виду. Она уже претерпела бурю, когда все обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена…» Политики характеризуют ситуацию, сложившуюся в государстве (Приложение 7), делают вывод о влиянии ситуации на ведение военных действий и итогов войны. Остальные группы дополняют выступления основных докладчиков. Учитель и ведущий акцентируют внимание на проблеме обсуждения, к какому лагерю можно отнести Россию — лагерю победителей или побежденных?
Раскрывает группа аналитиков. В выступлении должны быть отмечены особенности Первой мировой войны (Приложение 7), ее итоги (Приложение 8), новые явления в общественной жизни и международных отношениях, которые она породила. При обсуждении выступления группы аналитиков необходимо обратить внимание на новые явления и угрозы, которые могут сегодня привести к военным конфликтам: зависимость каждого отдельного государства от глобализации мировых процессов, экономические и информационные войны, гонка вооружений, применение таких видов оружия, которые могут мгновенно перевести военный конфликт из разряда локальных в глобальный, и т.д.

Изучение материалов по первому вопросу. У всех групп по данному вопросу подборка материалов одинаковая.
Обсуждение первого вопроса «Была ли Первая мировая война неизбежной?»

Второй вопрос — «Россия в Первой мировой войне: победы и поражения», представляют сразу две группы: историки и политики.

Вывод записывается на доске.

Третий вопрос — «Результаты и последствия Первой мировой войны»

Освоение новых знаний и способов деятельности 

Каждая группа работает над одним из направлений.

Возможные варианты ответов:

Из этих цитат мы можем пронаблюдать, что через призму своей образованности, просвещенности, интеллигенция пытается «переварить» происходящее в стране, но это им непреодолимо трудно, именно поэтому

меняется их отношение к народу, стране, жизни. Это как раз и есть перелом в сознании людей. Анархия, царившая в стране, поселилась и в умах людей. Но как это пережить? Конкретного ответа, несмотря ни на что, никто дать не может. А из дневниковых записей, мы можем пронаблюдать, что несмотря на свою образованность, широкий кругозор русская интеллигенция переживала на себе переломные моменты в своем сознании относительно даже, казалось бы ранее неоспоримых, понятий в жизни (долг, честь, патриотизм и т.д.).

Определите как нарастал политический и духовный кризис в стране, пользуясь заметками русской интеллигенции того времени:

«Мои заметки» Ю.В. Готье:

«22 /сентября/. … мною несколько раз овладевало чувство жгучего желания перестать быть русским.

30 /сентября/. Деморализация идет и вширь и вглубь. …общее настроение паническое, жуткое и мрачное.

8 /октября/. Демобилизуемые солдаты самых старых призывов везде бесчинствуют. …специальное историческое образование приводит к более или менее трезвым взглядам; как жаль, что историков так мало.

13 /октября/. Москва вся полна слухами…

15 /октября/. …но ведь завтра будет опять какая-нибудь гадость!

18 /октября/. Что за неустойчивость – какой отличительный образец русского человека!

30 /октября/. Разложение общества и народа непоправимое и неизбежно дойдет до конца. Странно, что война куда-то отошла временно на второй план; впрочем, об этом известий никаких; воспользовались ли немцы русскими преступлением и глупостью?

Помещица Н.А. Тучкова-Огарева в письме Л.Н. Толстому рассказывает: «Перед гробом погибшего солдата несли образа; проходя конец нашего порядка, я увидала двух крестьян, лежащих на соломе и в картузах. Это обстоятельство меня поразило, так оно было противоположно народным обычаям. За гробом шли мать с дочерью – их вели под руки – они рыдали. В толпе послышался хохот баб…»

Председатель Думы М.В. Родзянко в одной из своих телеграмм сказал: «…в столице анархия… Всякое промедление смерти подобно…».

Французский посол в Петрограде Морис Палеолог (запись за 6 марта по новому стилю):

«Петроград терпит недостаток в хлебе и дровах, народ страдает.

Сегодня утром у булочной на Литейном я был поражен злым выражением, которое я читал на лицах всех бедных людей, стоявших в хвосте, из которых большинство провело там всю ночь. ……., с которым я говорил об этом, не скрыл от меня своего беспокойства. Но что делать? Железнодорожный кризис, действительно, ухудшился. Сильные морозы, которые держатся во всей России, вывели из строя, — вследствие того, что полопались трубы паровиков, — более тысячи двухсот локомотивов, а запасных труб, вследствие забастовок, не хватает. Кроме того, в последние недели выпал исключительно обильный снег, а в деревнях нет рабочих для очистки путей. В результате — 5700 вагонов в настоящее время застряли.»

Интересные мысли о взаимоотношениях “вождей и масс” высказывал общественный деятель, публицист, историк Петр Струве: ”Вожаки мыслят себе организацию общества согласно идеалам коммунизма, как цель, разрыв существующих духовных связей и разрушение унаследованных общественных отношений и учреждений - как средство. Массы же не приемлют, не понимают и не могут понять конструктивной цели социализма, но зато жадно воспринимают и с увлечением применяют разрушительное средство”.

2. Определите как происходило падение морального и политического авторитета императорской власти в России, пользуясь заметками русской императрицы Николаю II и монархиста В.М. Пуришкевича:

3.Опишите качества людей и их роль в истории целого государства, пользуясь письмами исторических деятелей того времени:

* Столыпин П.А. из письма к жене: «Я министр внутренних дел в стране окровавленной, потрясенной, представляющей из себя шестую часть шара, и это в одну из самых трудных исторических минут, повторяющихся раз в тысячу лет. Человеческих сил тут мало, нужна глубокая вера в Бога, крепкая надежда на то, что Он поддержит, вразумит меня. Господи, помоги мне.

… Прочное землеустройство крестьян внутри России и такое же устройство переселенцев в Сибири – вот два краеугольных вопроса, над которыми правительство должно неустанно работать. Не следует, разумеется, забывать и о других нуждах – о школах, путях сообщения и пр., но те два должны проводиться в первую голову».

* Николай II из письма к матери: «Милая, дорогая мама. Наконец нахожу время написать тебе о нашем путешествии, которое было наполнено самыми разнообразными впечатлениями, и радостными, и грустными. Начну по порядку...

В тот же вечер, 27 августа, мы поехали в Киев... 1[сентября] вечером в театре произошло пакостное покушение на Столыпина. Ольга и Татьяна были со мною тогда, и мы только что вышли из ложи во время второго антракта, так как в театре было очень жарко. В это время мы услышали два звука, похожие на стук падающего предмета; я подумал, что сверху кому-нибудь свалился бинокль на голову, и вбежал в ложу.

Вправо от ложи я увидел кучу офицеров и людей, которые тащили кого-то, несколько дам кричало, а прямо против меня в партере стоял Столыпин. Он медленно повернулся лицом ко мне и благословил воздух левой рукой.

Тут только я заметил, что он побледнел и что у него на кителе и на правой руке кровь. Он тихо сел в кресло и начал расстегивать китель. Фредерикс и профессор Рейн помогали ему.

Пока Столыпину помогали выйти из театра, в коридоре рядом с нашей комнатой происходил шум, там хотели покончить с убийцей; по-моему - к сожалению, полиция отбила его от публики и увела его в отдельное помещение для первого допроса. Все-таки он сильно помят и с двумя выбитыми зубами. Потом театр опять наполнился, был гимн, и я уехал с дочками в 11 часов. Ты можешь себе представить, с какими чувствами. Аликс ничего не знала, и я ей рассказал о случившемся. Она приняла известие довольно спокойно.

Вернулся в Киев 3 сентября вечером, заехал в лечебницу, где лежал Столыпин, видел его жену, которая меня к нему не пустила. 4 сентября поехал в 1-ю Киевскую гимназию - она праздновала свой 100-летний юбилей».

 

* Брусилов А.А. из письма к коллеге: "Требую активности всегда и везде, - нужно не только своевременно и сообразно с обстановкой выбирать момент для перехода в наступление. Пассивную оборону раз навсегда запрещаю не только выполнять, но и думать о ней. Я не честолюбив, ничего лично для себя не домогаюсь, но, посвятив всю свою жизнь военному делу и изучая это сложное дело беспрерывно в течение всей жизни, вкладывая всю свою душу в подготовку к войне, я хочу проверить себя, свои знания, свои мечты и упования в более широком масштабе".


Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала

Делятся мнениями.

Анализ деятельности.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Представители групп сообщают о результатах работы, отвечают на вопросы учеников из других групп.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты

Проанализируйте роль России в Первой мировой войне и влияние войны на развитие европейской цивилизации.

Контроль и самоконтроль, коррекция

На доске представляются выводы, к которым пришли группы.

Учитель заканчивает урок небольшим общим обсуждением, задав вопрос классу: какие уроки преподала человечеству Первая мировая война? Или предложить объяснить смысл афоризма, который приписывается первому канцлеру Германской империи Отто фон Бисмарку (1815– 1898 гг.): «Даже победоносная война — это зло, которое должно быть предупреждено мудростью народов»).

Подведение итогов урока, рефлексия

– Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизод урока, высказывают оценочные суждения.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.



Приложение 2

Основные спорные вопросы в международных отношениях европейских государств к началу Первой мировой войны



Конфликтующие стороны

Столкновение интересов

Великобритания — Германия

  • Поддержка Германией буров в англо-бурской войне 1899– 1902 гг.;

  • германская экспансия в странах Восточной и Юго-Западной

Африки, которые Великобритания считала «своими»;

  • необъявленная экономическая и торговая война Великобритании против Германии;

  • Великобритания вела военно-морские приготовления на слу-







чай нападения Германии;

- Великобритания отказалась от политики «блестящей изоляции» и перешла к политике образования антигерманского блока

Франция — Германия

  • Франция опасалась новой германской агрессии;

  • стремилась возвратить Эльзас и Лотарингию, переданные

Германии в1871годупо итогам войны 1870 года;

  • выплата Францией Германии огромной по тому времени контрибуции в размере 5 млрд. франков;

  • Франция пыталась сохранить Северную Африку как свою колонию;

  • Франция несла убытки на своих традиционных рынках сбыта в конкуренции с немецкими товарами

Россия —

Германия

Россия — Австро-Венгрия

  • Россия противодействовала германской гегемонии в Европе;

  • Россия расценивала строительство железной дороги БерлинБагдад (1898 год) как недружественный со стороны Германии акт;

  • Россия претендовала на свободный проход своего флота в Средиземное море и настаивала на ослаблении или пересмотре в свою пользу режима контроля над проливом Дарданеллы, чему препятствовала Германия;

  • Германия хотела вернуть Россию к допетровским границам

(без доступа к Балтийскому и Черноморскому побережьям); - Австро-Венгрия противодействовала России, потому что та взяла на себя роль защитника всех славян на Балканах и в Сербии;

  • Россия противодействовала австрийскому проникновению на Балканы;

  • Россия поддерживала на Балканах антиавстрийские и антитурецкие настроения у сербов и болгар;

  • России было необходимо поддержать престиж великой державы

Сербия —

Австро-Венгрия

  • Сербия после получения полной независимости в 1878 году стремилась утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов;

  • Сербия вынашивала планы образования отдельного государства «Югославия», которое включало бы всех славян, проживающих на юге Австро-Венгерской империи;

  • Сербия неофициально поддерживала националистические организации, боровшиеся против Австро-Венгрии и Турции

Германия

  • Экономический подъем Германии был неразрывно связан с милитаризацией страны;

  • стремилась к военному, экономическому и политическому господству на Европейском континенте;

  • Германии были необходимы рынки сбыта, она вступила в борьбу за колонии и стремилась получить равные права в колониальных владениях Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Португалии;




  • рассчитывала окончательно сокрушить Францию;

  • отобрать у России Польшу, Украину и Прибалтику; - в Антанте видела союз против себя с целью подорвать своё могущество

Австро-Венгрия

  • Из-за своей многонациональности играла роль постоянного очага нестабильности в Европе;

  • пыталась удержать захваченные ею в 1908 году Боснию и Герцеговину




Приложение 3


Историки о неизбежности I мировой войны

Владимир Булдаков (российский историк): К войне, причем к войне мировой, готовились буквально все. Но все рассчитывали, что война начнется гораздо позже, где-то году в 1917. Все рассчитывали к этому самому году осуществить перевооружение, подготовку к войне закончить. Говорить о случайности возникновения войны, говорить о том, что сыграли роль какие-то провокаторы в лице сербских националистов или пресловутой "Черной руки" было бы не вполне справедливо. В атмосфере всеобщей подготовки к войне рано или поздно тот или иной случай сыграет свою роковую роль. И надо сказать, что до сараевских выстрелов также возникали ситуации взрывоопасные. И такие ситуации, конечно, могли возникнуть и в будущем, если бы в 1914 году в Сараево эти выстрелы не прогремели. Когда все ожидают войны, когда мир находится в обстановке всеобщей враждебности, рано или поздно случай сыграет свою роковую роль.

Петер фон Кильмансек (немецкий историк):На вопрос, можно ли было предотвратить войну, однозначно не ответить. Скорее всего, следует сказать и «да», и «нет». «Да» потому, что каждая из пяти великих держав могла повести себя в этом конфликте иначе, чем она это сделала. Каждая по-своему имела возможность содействовать сохранению мира. АвстроВенгрия могла ограничиться преследованием сербских террористов без того, чтобы нападать на Сербию. Германия могла вполне обойтись без гарантий полной поддержки Австро-Венгрии. Россия, в свою очередь, необязательно должна была оказывать Сербии полную поддержку. Ну и так далее. Но, как мы знаем, ни одна из этих держав этого не сделала. И только потому, что каждая из них в этой ситуации всеобщего кризиса видела, прежде всего, свои интересы. И эти интересы, эта борьба за власть были для каждой из них значительно важнее, чем сохранение мира. Полностью отсутствовала готовность заплатить за мир хоть какой-то ценой. А скорее всего, в этом случае даже высокой ценой. Этой готовности не было, потому что достижение своих национальных интересов, даже если за них надо было заплатить войной, ставилось значительно выше, чем всеобщий мир. В этом смысле, учитывая дух времени и мышление этой эпохи, война была неизбежна.