ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 971
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М. В. КИСЕЛЕВА
АРТ-ТЕРАПИЯ
В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Рекомендовано учебно-методическим объединением по образованию в области социальной работы в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа».
РЕЧЬ
Санкт-Петербург
2007
ББК 60.5 + 88.4
К15
Рекомендовано учебно-методическим объединением по образованию
в области социальной работы в качестве учебно-методического пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по направлению подготовки и специальности «Социальная работа».
Рекомендовано редакционно-издательским советом
Санкт-Петербургского государственного института
психологии и социальной работы.
Рецензент: Н. М. Платонова, проректор по учебной работе
Санкт-Петербургского государственного института
психологии и социальной работы, доктор педагогических наук, профессор
Автор рисунка на обложке — Стефания Янковская,
ученица Школы искусств на Васильевском
(педагоги С. Д. Медведева, П. А. Миркина, О. А. Михайлова)
К15 Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Речь, 2007. — 336 с, илл.
ISВN 5-9268-0637-2
В учебном пособии раскрываются понятия теории и практики арт-терапии и дается комплексное представление об арт-терапии как оригинальном методе прогрессивной психологической помощи в ле- чебно-реабилитационной, педагогической и социальной работе, спо- собствующей формированию здоровой и творческой личности.
Пособие предназначается студентам психологических, психолого- социальных и медицинских факультетов вузов, практическим психо- логам, социальным работникам, врачам, и другим специалистам сфер охраны психического здоровья, а также всем тем, кто стремится по- знать себя и помогать другим.
© М. В. Киселева, 2007
© Издательство «Речь», 2007
ISBN 5-9268-0637-2
© П. В.
Б
орозенец, обложка, 2007
© С. Л. Янковская, рисунок на обложке, 2007
4
ОООООООООО
Введение .............................................................................................. 9
Понятие «арт-терапия» .................................................................... 9
Что такое арт-терапевтический подход ..................................... 11
Глава первая. Теоретические основы арт-терапии . 15
Основные понятия арт-терапии .................................................. 15
Коррекционные возможности арт-терапии ......................... 16
Формы арт-терапии ................................................................. 17
Значение символов и образов в арт-терапии ............................ 18
Системное описание арт-терапевтического
процесса............................................................................................ 23
Структурные и функциональные
характеристики психотерапевтических
отношений ................................................................................. 23
Подготовительный этап ........................................................ 25
Этап формирования системы
психотерапевтических отношений
и начала творческой деятельности клиента ...................... 29
Этап укрепления и развития
психотерапевтических отношений и наиболее
продуктивной творческой деятельности клиента 31
Завершающий этап .................................................................. 35
Организация арт-терапевтической деятельности — 39
Оснащение арт-терапевтического кабинета ....................... 39
Кабинет-студия ........................................................................ 39
Арт-терапевтический кабинет
для индивидуальной работы ................................................... 41
Арт-терапевтический кабинет для групповой
интерактивной работы .......................................................... 42
Арт-терапевтическое отделение и кабинет
универсального назначения ..................................................... 43
Дополнительные помещения .................................................. 44
Оглавление
5
Оснащение арт-терапевтического процесса ....................... 44
Способы регистрации и оценки
арт-терапевтической работы .................................................. 45
Ведение текущей документации ............................................ 45
Правила хранения изобразительной продукции _________ 47
Методы оценки эффективности арт-терапии ................... 47
Арт-техники в индивидуальной и групповой работе 52
Индивидуальная форма арт-терапии .................................... 52
Этапы работы .......................................................................... 52
Особенности индивидуальной арт-терапии ........................ 54
Групповая форма арт-терапии ............................................... 57
Возможности групповой арт-терапии ................................. 57
Отличия групповой арт-терапии
от индивидуальной ................................................................... 57
Структура групповой
арт-терапевтической сессии ................................................. 58
Варианты практических упражнений
для работы в парах ................................................................... 58
Глава вторая. ИЗОТЕРАПИЯ ...................................................... 60
Общие представления об изотерапии ......................................... 60
Материалы для художественного творчества ..................... 62
Психологическое влияние
художественных материалов.................................................. 70
Значение цвета в изотерапии ................................................. 72
Особенности восприятия продуктов
творчества клиентов в изотерапии ....................................... 75
Основные этапы изотерапии ................................................. 78
Этап 1. Свободная активность
перед собственно творческим процессом ............................. 78
Этап 2. Процесс творческой деятельности ......................... 79
Этап 3. Дистанцирование ....................................................... 79
Этап 4. Процедура «Что ты видишь?» ............................... 80
Проективный рисунок ................................................................... 81
Техника медитативного рисунка — мандала ............................ 85
Создание цветового круга ....................................................... 87
Оглавление
6
Создание гармонизирующей мандалы ................................. 89
Символическое толкование цвета
в мандалотерапии ..................................................................... 90
Ахроматичные цвета ............................................................... 90
Хроматичные цвета ................................................................. 91
Особенности изотерапии с детьми .............................................. 93
Основные этапы изотерапии .................................................. 94
Методика изотерапевтической работы с детьми.. 94
Глава третья. СКАЗКОТЕРАПИЯ............................................. 100
Общие представления о сказкотерапии .................................... 100
Схема психологического анализа сказок ............................102
Энергоинформационное поле сказки ..................................... 102
Основная тема сказки ............................................................. 103
Сюжет сказки .......................................................................... 104
Линия главного героя ............................................................... 105
Символическое поле сказки .................................................... 105
Разновидности сказок ............................................................. 107
Этапы сказкотерапии ............................................................ 110
Возможности работы со сказкой ......................................... 111
Особенности сказкотерапии с детьми ....................................... 111
Глава четвертая. МУЗЫКОТЕРАПИЯ .....................................115
Общие представления о музыкальной терапии ..................... 115
История возникновения музыкальной терапии ...................... 116
Механизмы воздействия музыки на человека ......................... 117
Кабинет для музыкотерапии................................................. 117
Музыка и телесные реакции ................................................. 118
Психокоррекционные механизмы
музыкальной терапии ............................................................ 123
Применение музыкальной терапии
в индивидуальной и групповой работе
с клиентами .................................................................................... 126
Индивидуальная музыкальная терапия ............................ 126
Групповая музыкальная терапия ........................................ 127
Музыкальная терапия с детьми ................................................. 128
Оглавление
7
Глава пятая. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ............................ 134
История возникновения танцевальной терапии ..................... 134
Основные принципы и задачи
танцевальной терапии .................................................................. 141
Виды, техники и этапы танцевальной терапии ....................... 143
Глава шестая. ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ ........................................ 148
Общие представления об игровой терапии .............................. 148
Игровая терапия с детьми ........................................................... 149
Организация пространства кабинета
игровой терапии ...................................................................... 151
Основные направления игровой терапии .......................... 152
Песочная терапия .......................................................................... 158
История возникновения песочной терапии........................ 159
Основные цели, задачи и возможности
песочной терапии .................................................................... 160
Оснащение кабинета песочной терапии ............................. 162
Условия применения, этапы и стадии ............................... 163
Проведение анализа песочницы ........................................... 167
Ключевые характеристики песочных картин .................... 168
Виды содержаний песочных картин .................................... 171
Фигурки песочной картины ................................................... 175
Символизм ландшафта песочной картины ........................ 176
Семейная песочная терапия .................................................. 180
Песочная терапия с детьми ................................................... 181
Глава седьмая. ФОТОТЕРАПИЯ ............................................... 184
Общие представления о фототерапии ....................................... 184
Фототерапия (слайд-терапия) с детьми .................................... 190
Глава восьмая. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД
В АРТ-ТЕРАПИИ .......................................................................... 192
Техника направленной визуализации ....................................... 192
Этапы техники направленной визуализации .................... 192
Изобразительная работа в сочетании с поэзией ...................... 198
Оглавление
8
Изобразительная работа в сочетании
с музыкой и звуками .....................................................................203
Изобразительная работа в сочетании с драмой ...................... 204
Изобразительная работа в сочетании
с движением и танцем .................................................................. 206
Глава девятая. ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ
С РАЗНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ..........................................................207
Арт-терапевтическая работа с пожилыми
людьми ............................................................................................207
Особенности проведения арт-терапии
с пожилыми людьми ............................................................... 209
Индивидуальная арт-терапия с пожилыми
людьми ...................................................................................... 210
Групповая арт-терапия с пожилыми людьми .....211
Подготовительный этап ....................................................... 211
Этап формирования отношений .......................................... 212
Этап укрепления и развития
психотерапевтических отношений ..................................... 212
Арт-терапия с престарелыми людьми,
страдающими выраженными
расстройствами памяти ......................................................... 212
Танцевальная терапия с престарелыми
людьми (опыт работы) ........................................................... 213
Арт-терапевтическая работа
с психиатрическими пациентами .............................................. 215
Арт-терапия в работе с правонарушителями ...........................219
Изотерапия с правонарушителями ...................................... 220
Арт-терапия в работе с бездомными ..........................................222
Экспрессивно-творческие методики
арт-терапевтической работы с жертвами насилия ..224
Технологии работы с детьми,
пострадавшими
от
внутрисемейного
насилия.....
224
Изотерапия .............................................................................. 224
Оглавление
Игровая терапия с детьми ..................................................... 228
Арт-терапевтическая методика работы
с женщинами, пострадавшими от насилия:
методика «Прорыв за один день»,
«Создание метафоры будущего» .......................................... 230
Арт-терапия в работе с детьми
и подростками в условиях школы .............................................. 236
Подготовка к проведению занятий ...................................... 237
Формирование групп и групповая работа .......................... 238
Формы регистрации и обратной связи
при арт-терапевтической работе .......................................... 240
Основные принципы арт-терапевтических
упражнений .............................................................................. 242
Арт-терапия в работе с семьями «группы риска» ...245
Интегративная арт-терапия в работе
с детско-родительскими группами ...................................... 245
Песочная терапия в работе с семьями ................................ 246
Арт-терапевтические упражнения
в работе с семьей ..................................................................... 250
ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................ 252
Приложение I. Анкета «Обратная связь» ................................. 252
Приложение II. Интерпретация цвета ....................................... 253
Приложение III. Разновидности сказок ..................................... 268
Приложение IV. Творческая продукция клиентов.295
Приложение V. Программа арт-терапевтических
занятий с семьями «группы риска»:
примерная тематика занятий ...................................................... 297
Приложение VI. Значение простых символов .......................... 312
Приложение VII. Символика детских рисунков ...................... 317
Глоссарий ........................................................................................ 325
Список литературы ....................................................................... 328
10
ОООООООО
ПОНЯТИЕ «АРТ-ТЕРАПИЯ»
Последние десять лет в нашей стране стали временем бурного
развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой
интерес
специалистов
и
потенциальных
клиентов
вызывает
арт-терапия — метод, связанный с раскрытием творческого
потенциала
индивида,
высвобождением
его
скрытых
энер-
гетических резервов и в результате нахождением им опти-
мальных
способов
решения
своих
проблем.
- Что такое арт-терапия?
- Каким образом достигается эффект при использова-
нии арт-терапевтических методов?
-
Почему
творчество
обладает
такой
гармонизирую-
щей силой?
На эти и многие подобные вопросы вы, возможно, най-
дете ответы в книге, которую держите в руках.
Арт-терапия
—
междисциплинарное
явление.
Она
воз-
никла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достиже-
ния
медицины,
педагогики,
культурологии,
социологии
и
других дисциплин. Ее методы универсальны и могут быть
адаптированы
к
различным
задачам,
начиная
от
решения
проблем
социальной
и
психологической
дезадаптации
и
за-
канчивая
развитием
человеческого
потенциала,
повышени-
ем планки психического и духовного здоровья; они предпо-
лагают
также
использование
клиентом
различных
форм
изобразительной
деятельности
с
целью
выражения
своего
психического состояния.
11
В настоящее время арт-терапию все чаще рассматрива-
ют
как
инструмент
прогрессивной
психологической
помо-
щи,
способствующей
формированию
здоровой
и
творческой
личности, и реализации на практике ряда функций социа-
лизации
личности
(адаптационная,
коррекционная,
мобили-
зующая,
регулятивная,
реабилитационная,
профилактиче-
ская).
Основное
внимание
в
книге
уделяется
раскрытию
воз-
можностей
арт-терапевтических
техник
для
решения
широ-
кого круга психолого-социальных задач — в лечебных и об-
разовательных
учреждениях,
в
центрах
психолого-социаль-
ной помощи населению. Эти задачи связаны с сохранением
и
восстановлением
психического
здоровья
населения,
раз-
витием
интеллектуального
и
эмоционально-нравственного
потенциала
людей,
профилактикой
и
разрешением
конф-
ликтных ситуаций.
Книга ориентирована на помощь в освоении умений и
навыков
применения
арт-техник
при
работе
с
различными
контингентами
детей
и
взрослых
для
достижения
следу-
ющих результатов:
- развитие творческих способностей;
- повышение самооценки и рост самосознания;
- развитие эмоционально-нравственного потенциала;
-
формирование
умения
решать
внутренние
и
группо-
вые проблемы;
- формирование умения выражать эмоции;
-
формирование
умения
разрешать
конфликтные
си-
туации, снятие напряжения, релаксация;
-
развитие
коммуникативных
навыков,
навыков
соци-
альной поддержки и взаимного доверия.
Арт-терапия
помогает
«включить»
особый
способ
виде-
ния событий окружающего мира — способность видеть целое,
одновременно воспринимая части внутри целого, связанные