ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Системы вентиляции ЭПС
Система вентиляции электровоза ВЛ80С (смотри рисунок 1) принудительная и предназначена для охлаждения тяговых двигателей (ТЭД), индуктивных шунтов, выпрямительной установки возбуждения, выпрямительных установок, теплообменников трансформатора, сглаживающих реакторов, блоков балластных резисторов и обеспечения требуемого избыточного давления в кузове для защиты от проникновения в него пыли и снега во время движения электровоза, а также для охлаждения воздуха в кузове в летнее время.
Рисунок 1.2 – Схема системы вентиляции ВЛ80С
Система вентиляции предусматривает следующие значения расхода воздуха для охлаждения, мз/мин:
тягового двигателя 105
выпрямительной установки возбуждения 17
силовой выпрямительной установки. 170
теплообменников трансформаторов 330
сглаживающего реактора 50
блоков балластных резисторов 206
На серийных электровозах, начиная с №1785, при продолжительном токе тяговых обмоток 1570А допускается эксплуатация трансформаторов с расходом охлаждающего воздуха не менее 260 мз/мин.
Охлаждение тяговых двигателей, индуктивных шунтов и выпрямительной установки возбуждения. Воздух через лабиринтные жалюзи 17 и изолированные от других помещений кузова форкамеры 21, охлаждая индуктивный шунты 22, засасывается центробежными вентиляторами 1 типа Ц8-19 № 7, 6 и нагнетается в воздуховоды 16 к тяговым двигателям. Требуемый расход воздуха на охлаждение тяговых двигателей регулируют заслонками 11на окнах выброса воздуха в кузов, после чего заслонки фиксируют болтами. После охлаждения тяговых двигателей воздух выбрасывается в атмосферу под кузов электровоза.
От воздуховода к тяговому двигателю № 4 (второй конец секции) ответвляется воздуховод 10 к выпрямительной установке возбуждения 9. Заслонкой 20, установленной на воздуховоде, регулируется количество воздуха, расходуемого на охлаждение выпрямительной установки возбуждения.
Для сезонной регулировки расходов воздуха и защиты тяговых двигателей от попадания снега на лабиринтные жалюзи устанавливают фильтр 27. Для защиты от снега в каждой форкамере МВ 1 и МВ2 устанавливается в зимнее время дополнительный подвижной фильтр-штора.
Охлаждение выпрямительной установки, тягового трансформатора, сглаживающего реактора и тормозных резисторов. Воздух через лабиринтные жалюзи и форкамеры 19, 21засасывается центробежными вентиляторами 3 типа Ц8-19 № 6, 5 и нагнетается через устройство переключения воздуха 6. При положении заслонки 8 вверх (что соответствует режиму тяги) воздух подается в выпрямительные установки 7, охлаждая их. После выпрямительной установки часть воздуха идет на охлаждение сглаживающего реактора 24, другая часть охлаждает теплообменники тягового трансформатора 13. Распределение воздуха между сглаживающими реакторами и теплообменниками трансформатора осуществляется заслонками 18на воздуховодах к трансформатору и заслонками 25 под реакторами. После теплообменников трансформатора и сглаживающих реакторов воздух выбрасывается под кузов.
При положении заслонки переключателя воздуха вниз (что соответствует режиму торможения) воздух подается на охлаждение блоков тормозных резисторов 5. Охладив тормозные резисторы, воздух выбрасывается в атмосферу через выбросные жалюзи 4 на крыше электровоза. На электровозах и выбросных колпаках устанавливают снегоотбойные листы, которые улучшают защиту блоков от снега на стоянке и в режиме тяги.
Вентиляция кузова осуществляется воздухом, поступающим через окна 11выброса воздуха в кузов, расположенные на воздуховодах к тяговым двигателям 2 и 3, и через окна 23 на воздуховодах к реакторам, при этом в кузове обеспечивается избыточное по отношению к атмосферному давление 40 – 60 Па для защиты от попадания в кузов пыли и снега через его неплотности. Выбрасывается отработанный воздух из кузова через дефлекторы 2, расположенные на крыше кузова, которые летом открыты, зимой – закрыты.
Схема системы вентиляции ВЛ80С состоит из: 1 – центробежный вентилятор МВ1; 2 – дефлектор; 3 – центробежный вентилятор МВ2; 4 – выбросные жалюзи; 5 – блок тормозных резисторов; 6 - устройство переключения воздуха УПВ-1; 7 – выпрямительная установка; 8 – заслонка УПВ-1; 9 – блок ВУВ; 18, 20, 25 – заслонки; 10 – воздуховод к блоку ВУВ; 11 – окно выброса воздуха в кузов с заслонкой; 13 – трансформатор; 14 – воздуховод к трансформатору; 15 – брезентовый патрубок; 16 – воздуховод к ТЭД; 17 – воздухозаборные жалюзи; 19, 21 – форкамера; 22 – индуктивный шунт; 23 – окно выброса воздуха в кузов; 24 – сглаживающий реактор; 25 – воздуховод к сглаживающему реактору; 27 – фильтр.
На электровозе применены центробежные вентиляторы Ц8-19 № 6, 5 и Ц8-19 № 7, 6, служащие для подачи воздуха в систему охлаждения оборудования и вентиляции кузова электровоза. Технические данные вентиляторов следующие:
Тип вентилятора Ц8-19 № 6, 5 Ц8-19 № 7,6 Частота вращения, об/мин. 1470 1470
Диаметр рабочего колеса, мм 650 760
Производительность, мз/мин 155 250
Полное давление, развиваемое
вентилятором, гПа(кгс/м2 ) 23,6 342
(241) (349)
Мощность на валу, кВт 11 23
КПД максимальный 0,62 0,62
Работоспособность основных агрегатов электровоза при заданных параметрах обеспечивают различные вспомогательные устройства и механизмы. В качестве привода этих механизмов применяют трехфазные асинхронные двигатели, получающие питание от асинхронных несимметричных расщепителей фаз, а также низковольтные двигатели постоянного тока с питанием их от аккумуляторной батареи или генераторов управления (смотри рисунок 2).
На каждом электровозе ВЛ60К установлены следующие вспомогательные электрические машины:
-
два асинхронных расщепителя фаз НБ-455, на валу которых смонтированы генераторы управления постоянного тока ДК-405; -
два асинхронных электродвигателя АС-81-6 для привода компрессоров Э-500 или два электродвигателя АЭ-92-4 для привода компрессоров КТ-6Эл; -
шесть электродвигателей АП-82-4 или АЭ-92-4 для привода центробежных вентиляторов, охлаждающих тяговые двигатели, реакторы, радиаторы систем охлаждения вентилей и тягового трансформатора.
Рисунок 2 – Схема вспомогательных цепей электровоза ВЛ80С
На электровозах с усовершенствованной системой вентиляции вместо шести устанавливают четыре электродвигателя АЭ-92-4, два из которых для привода центробежных вентиляторов, охлаждающих выпрямительные установки и тяговые двигатели I, 1I, V,VI, а два других для привода центробежных вентиляторов, охлаждающих реакторы, радиаторы системы
-
охлаждения тягового трансформатора и тяговых двигателей III, 1V; -
электродвигатель для привода насоса ЭЦТ-63/10 или 4ТТ-63/10 принудительной циркуляции масла в системе охлаждения тягового трансформатора; -
электродвигатель ДМК-1 для привода главного контроллера; -
электродвигатель П-11М для привода компрессора подъема токоприемника, когда в главном резервуаре нет сжатого воздуха; -
четыре электродвигателя МВ-75 или ДВ-75 привода вентиляторов, предупреждающих запотевание и обмерзание в зимнее время лобовых окон электровоза.
Двигатели П-11М, ДМК-1 и МВ-75 получают питание от аккумуляторной батареи или генератора управления напряжением 50 В.
Электродвигатель для привода масляного насоса ЭЦТ-63/10 или 4ТТ-63-10 представляет собой вместе с насосом моноблочную конструкцию.
Все вспомогательные электрические машины переменного тока получают питание от обмотки собственных нужд тягового трансформатора с номинальным напряжением 380В (рисунок 3).
Рисунок 3 – Схема вспомогательных цепей электровоза ВЛ60К с шестью мотор-вентиляторами
В условиях работы на электровозах, где напряжение, питающее асинхронные двигатели, значительно изменяется вследствие колебания напряжения в контактной сети, важно иметь в виду особенности асинхронных электродвигателей, частота вращения которых не зависит от напряжения. Асинхронные электродвигатели в этих условиях обеспечивают постоянную производительность вспомогательных механизмов.
С другой стороны, при снижении питающего напряжения вращающий момент асинхронных двигателей уменьшается, и они могут остановиться или при включении на низкое, напряжение не тронуться с места.
Асинхронные трехфазные электродвигатели АП-82-4 являются приводами вентиляторов для охлаждения тяговых двигателей, реактора, радиаторов системы охлаждения выпрямителей и тягового трансформатора. Технические данные следующие:
Мощность, кВт 55
Напряжение при соединении обмотки звездой, В 380
Ток, А 107
Активное сопротивление обмотки фазы при 20°С, Ом 0,045
Частота вращения, об/мин 1460
КПД 0,905
Cos φ 0,86
Масса, кг 400
Принудительная система вентиляций (смотри рисунок 4 и 5) обеспечивает нормальную работу электрооборудования электровоза, которое нагревается (достаточно сильно) в процессе работы.
Рисунок 4 – Схема вентиляции электровоза ВЛ60К с шестью мотор-вентиляторами
Рисунок 5 – Схема вентиляции электровоза ВЛ60К с четырьмя мотор-вентиляторами
Схема вентиляции электровоза ВЛ60К с шестью мотор-вентиляторами состоит из: 1, 5, 9 – патрубки (выброс воздуха в кузов); 2 – вентилятор Ц8-19; 3 – выпрямительная установка; 4 – воздухозаборное устройство; 6 – теплообменник трансформатора; 7 – сглаживающий реактор; 8 – индуктивные шунты; 10 – тяговый двигатель; ТДI– ТДVI – тяговые двигатели
Охлаждающий воздух шестью центробежными вентиляторами 2 типа Ц8-19 № 7, 6 забирается через воздухозаборные устройства 4, состоящие из жалюзи и фильтров. Назначение воздухозаборных устройств очищать воздух от атмосферной влаги, снега и пыли.
При модернизации электровозы ВЛ60К оборудуют вертикальными лабиринтовыми жалюзи, которые по сравнению с ранее установленными имеют большее живое сечение и обеспечивают более надежную очистку всасывающего воздуха от капельной атмосферной влаги в крупных частиц пыли.
Вентиляторы МВ1, МВ2 (МВ5, МВ6) подают воздух для охлаждения выпрямительной установки З, откуда он поступает в тяговый двигатель 10. Горячий воздух из тягового двигателя выбрасывается в атмосферу
Кроме того, в спиральном кожухе вентилятора и в воздуховоде к тяговому двигателю сделано по одному патрубку 1 и 9, через которые воздух выбрасывается в кузов. Назначение этих выбросов – охлаждение расположенного внутри кузова электрооборудования и создание избыточного давления, препятствующего проникновению через не плотности кузова наиболее запыленной части воздуха, находящегося непосредственно над железнодорожным полотном. Горячий воздух из кузова выбрасывается через крышевые дефлекторы в атмосферу.
Вентилятор МВЗ (МВ4) засасывает воздух через сглаживающий реактор 7, охладив который он попадает на индуктивные шунты 8, а затем в вентилятор. Выйдя из вентилятора, воздух разделяется на два параллельных потока: один идет на охлаждение тягового двигателя, другой – половины теплообменника тягового трансформатора 6. Горячий воздух из тягового двигателя и трансформатора выбрасывается в атмосферу.
Кроме того, из спирального кожуха вентилятора предусмотрев выброс воздуха в кузов (патрубок 5). Вентиляторы МВ1 и МВ6 правого вращения, вентиляторы МВ2, МВЗ, МВ4 и МВ5 левого вращения.
При оборудовании электровозов BЛ60К модернизированной системой вентиляции (рисунок 6) выполняются следующие работы: устанавливают центробежно-винтовые вентиляторы 2 со встроенным направляющим аппаратом, позволяющим