Файл: 1. 2 Системы вентиляции эпс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
регулировать производительность вентилятора; заменяют горизонтальные жалюзи на вертикальные лабиринтные жалюзи 1; увеличивают площадь сечения воздуховодов 4 с их герметизацией; заменяют металлические фильтры и фильтры из мешочной ткани на фильтр 3 из синтетического полотна.

При эксплуатации электровозов BЛ60К с модернизированной системой охлаждения электрооборудования предусмотрена работа вентиляторов в двух режимах: летним и зимнем.

На электровозах ЧС4Т установлены вспомогательные электродвигатели постоянного тока, получающие питание от обмотки собственных нужд тягового трансформатора через выпрямительные установки (рисунок 7).

На электровозах ЧС4Т применена стабилизация напряжения пита­ния вспомогательных электродвигателей, основанная на использова­нии полууправляемых выпрямительных мостов. Система управления тиристорами настроена так, что напряжение на коллекторах электродвигателей вентиляторов тяговых двигателей и выпрямительных уста­новок равно летом 250 В, зимой – 205 В, остальных вспомогательных машин – соответственно 220 и 180 В.


Рисунок 6 – Модернизированная система вентиляции электровоза ВЛ60К



Рисунок 7 – Схема цепей вспомогательных машин ЧС4Т
Мотор-вентиляторы тормозных резисторов электровозов ЧС4Т работают только при реостатном торможении, причем питающее напря­жение снимается с самих резисторов.

Все вспомогательные машины электровозов ЧС4Т выполнены с последовательным возбуждением, рассчитаны на номинальное напря­жение 220 В и включают в себя два мотор-компрессора, шесть на электровозах ЧС4Т мотор-вентиляторов и два мотор-насоса. Кроме того, имеется один вспомогательный мотор-ком­прессор для подъема токоприемника (при отсутствии сжатого воздуха в пневматической системе электровоза), который получает питание от аккумуляторной батареи.

Для охлаждения тяговых двигателей электровоза воздух подается двумя аксиальными двухступенчатыми мотор-вентиляторами, имеющими диаметр рабочих колес 710 мм. Каждый вентилятор обеспечивает воздухом три тяговых двигателя. На электровозе ЧС4
Т такие мотор-вентиляторы подают воздух для охлаждения тяговых двигателей и выпрямительных установок. В машинном отделении электровозов мотор-вентиляторы установлены в вертикальном положении.

Для охлаждения электрического оборудования на электровозах ЧС4Т использована система принудительной вентиляции (рисунок 8).





Рисунок 8 – Схема вентиляции электровоза ЧС4Т (одна половина электровоза)

Система охлаждения оборудования электровоза ЧС4Т имеется четыре независимых системы охлаждения: тяговых двигателей и полупроводниковых преобразовательных установок; тягового трансформатора; сглаживающих реакторов и резисторов ослабления поля тяговых двигателей; тормозных резисторов.

Забор охлаждающего воздуха венти­ляторами электровоза ЧС4Т производится в верхней подкрышевой части кузова, также разделенной па несколько отсеков 3. В двух крайних отсеках над поперечными коридорами электровоза располо­жены блоки тормозных резисторов 13 с предназначенными для их охлаждения мотор-вентляторами 14. Охлаждающий воздух засасы­вается через боковые горизонтально расположенные жалюзи (без фильтров) и, пройдя элементы резисторов, отводится через такие же жалюзи на противоположной стороне электровоза. Выброс воздуха из отсека с тормозными резисторами осуществляется под углом к го­ризонтальной плоскости: вверх – для исключения возможности попа­дания горячего воздуха на людей, находящихся на пассажирских платформах.

Для охлаждения тягового оборудования воздух засасывается из отсеков, расположенных над машинным помещением. Через радиа­торы 8 масляного охлаждения тягового трансформатора 9 воздух прогоняется двумя осевыми вен-тиляторами 12, номинальной произ­водительностью по 2 м3/с каждый. Охлаждение резисторов 6 ослабле­ния поля тяговых двигателей и сглаживающих реакторов 7 осущест­вляется осевым вентилятором 5 номинальной производительностью 6,5 м3/с. Охлаждение тяговых двигателей 11и полупроводниковых пре­образовательных установок 2 – общим осевым вентилятором 4 по­вышенной производительностью 8 мз/с. Нагретый воздух в основном выходит под кузов электровоза, а из полупроводниковых преобразова­тельных установок (куда он отводится из распределительных каналов 10

) воздух выбрасывается в отсек с тормозными резисторами. Так же предусмотрен выброс части воздуха в кузов электровоза.

В связи с уменьшением общей площади жалюзи в системе охлаж­дения тягового оборудования электровоза ЧС4Т скорость воздушного потока перед фронтом жалюзи увеличилась почти вдвое. Поэтому для обеспечения необходимой эффектив­ности влаго- и пылезадержания на электровозах ЧС4Т установлены лабиринтные жалюзи, имеющие больший коэффициент живого сече­ния и соответственно меньшие скорости охлаждающего воздуха перед фильтрами.

Вспомогательными называют тяговые электрические машины (двигатели и генераторы), обслуживающие собственные нужды электровозов. Эти машины располагают в кузове электровоза. Для охлаждения тяговых двигателей на электровозах ВЛ10 устанавливают специальные вентиляторы, приводимые во вращение электрическими двигателями, которые получают питание от контактной сети (рисунок 9).



Рисунок 9 – Схема силовых цепей вентиляторов электровоза ВЛ10
Установку, состоящую из вентилятора и электрического двигателя, принято называть двигатель-вентилятором или мотор-вентилято­ром. На многих электровозах постоянного тока эти установки используют и для охлаждения пусковых резисторов.

На электровозах устанавливают по два мотор-вентилятора. Это позволяет более просто, чем при одной установке, осуществить по­дачу вентилирующего воздуха к двигателям, регулировать количество вентилирующего воздуха благодаря последовательному и па­раллельному включению мотор-вентиляторов и иметь на электро­возе резервный генератор управления.

При работе электрического оборудования имеют место потери энергии, то есть преобразование части электрической энергии в тепловую, нагревающую тяговые двигатели и электрические аппараты. Для более полного использования мощности двигателя и устойчивой работы электрического оборудования при заданных габа­ритных размерах на электровозах применяют для охлаждения сис­тему принудительной воздушной вентиляции. Она состоит из воз­духозаборных устройств, фильтров, вентиляторов, воздуховодов и заслонок для регулирования количества воздуха.

Воздухозаборные устройства размешают в боковым стенках кузова или на крыше. Их выполняют в виде лабиринтных жалюзи или жалюзи из наклонных горизонтальных пластин, размер щели между которыми можно регулировать. Для очистки воздуха от капель влаги и крупных частиц пыли применяют силолоновые или сетчатые фильтры, состоящие из нескольких слоев металлических сеток с различными размерами ячеек. Фильтры съемные; необхо­дима их периодическая очистка.


Воздуховоды изготовляют из тонколистовой стали; они имеют прямоугольное сечение, их крепят сваркой к элементам конструкции кузова. Заслонки (шиберы) для регулирования количества воздуха, поступающего в тяговые двигатели и другое оборудова­ние, изготовляют из листовой стали.

На электровозе ВЛ10 забор воздуха вентилятором производит­ся из форкамеры 5 (рисунок 10), в которую он попадает через лаби­ринтные жалюзи 6, расположенные в правой (по коду) стене кузова, и фильтры.

От вентилятора 4 большая часть воздуха посту­пает в воздуховоды 3, идущие к тяговым двигателям; один из воз­духоводов имеет ответвление 7 для подачи охлаждающего воздуха к двигателю компрессора. Воздуховоды расположены на уров­не пола под блоками аппаратов и вентиляторов. Часть воздуха поступает по двум воздуховодам 2, расположенным в высоко­вольтной камере над блоками аппаратов, к пусковым и демпфер­ным резисторам, а также к индивидуальным шунтам. Через про­рези воздух поступает к охлаждаемому оборудованию; для выброса нагретого воздуха в крыше над высоковольтной камерой предусмотрены лабиринтные щели.



Рисунок 10 – Система вентиляции секции электровоза ВЛ10
Через жалюзи 1 и 8 на воздуховодах часть воздуха выбрасы­вается в кузов для создания в нем избыточного давления. Это не­обходимо для того, чтобы исключить загрязнение электрической аппаратуры вследствие проникновения запыленного воздуха через неизбежные неплотности. Для регулирования распределения воз­духа по тяговым двигателям на выходном патрубке вентилятора расположены четыре заслонки. Перемещая заслонки можно пере­распределять общий лоток воздуха.