Файл: История удивительного человека нашего края.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПО ШКОЛЬНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ
«КРАСНЫЙ КУТ. ИСТОРИЯ. ПАМЯТНИКИ. ЛЮДИ.»


Тема: «История удивительного человека нашего края»

Автор: Сапиева Милана Азаматовна
учащаяся 7 класса Филиала МОУ-СОШ с.Лебедевка

Краснокутского района Саратовской области

в с. Ямское

Руководитель:

Апалькова Анна Чеславовна

учитель русского языка и литературы

Филиала МОУ-СОШ с Лебедевка в с.Ямское


с. Ямское 2023г

Оглавление

Введение 3

  1. Основная часть

    1. Из жизни села Культуренфельд 4

    2. Детство нашего земляка 4-5

    3. Юношеские годы, опаленные войной 6

    4. Военная карьера нашего земляка 6

    5. Солдат войны на Родине детства 7

Заключение «Чуваров А.И. и моя семья.» 7-8

Использованная литература 9

Приложение (фотографии) 10

На уроках литературы при изучении творчества великого русского поэта А.С.Пушкина мне очень запомнилось его выражение: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».

Что же оно означает меня? Конечно, я понимаю, что нельзя забывать прошлое, помнить о тех людях, которые принесли мир после кровопролитной войны не только нашей стране, но и всему миру, а также, кто восстанавливал из руин заводы, села и города, строил мосты и дороги. Все это сделали люди. Наши советские люди, потому что в то время страна называлась СССР.

В школьном музее имеется много информации о ветеранах Великой Отечественной войны, сельских тружениках, орденоносцах, а также о простых, казалось бы, ничем ни примечательных колхозниках. Многих из них уже нет в живых, но они смотрят на нас с фотографий, из вырезок из газет. В них мы узнаем своих бабушек, прадедушек и дедушек. Они наши предки, а мы их потомки. И забыть об этом мы не должны. Поэтому я решила рассказать в своей работе о человеке, который родился и вырос в нашем краю, а когда пришла пора встать на защиту своей Родины, в семнадцать лет ушел ее защищать.

Цель моей работы : используя материалы школьного музея , рассказать историю удивительного человека нашего края.

Задачи :

-изучить материалы истории села;

-воспитывать и прививать любовь к своей малой Родине на примере жизни наших односельчан;


-воспитывать уважение к героическому прошлому земляков;

- оформить альбом , «История удивительного человека» ,используя фотографии, воспоминания односельчан и подарить школьному музею.

Если такие качества будут воспитаны у молодого поколения, то оно непременно будет занимать в обществе активную жизненную позицию.


Из жизни села Культуренфельд

В 7-ми километрах от немецкой колонии Катериненталь ( в настоящее время с.Ямское Краснокутского района Саратовской области) в сторону опытно-селекционной станции располагалось немецкое село Культуренфельд. В нем насчитывалось не более 20-ти хозяйственных дворов, хозяевами которых были немцы и только 2 двора составляли семьи казахов. Стены домов были саманными. Подсобное хозяйство представлено лошадьми, быками, коровами, овцами, козами. Из домашней птицы утки и куры. Летом здесь было очень много народа, путники останавливались на ночевку, так как возле села проходила центральная дорога из Западного Казахстана.

Возле села находилось 2 пруда, около них две большие плотины. Вдоль плотин высажены тополя ,и ребятишки со звонким смехом прыгали с них в воду.

Ежегодно плотины ремонтировались, для этого копали специальные отводы, желобки.

В прудах плавало много диких уток и гусей. В степи рядом можно часто наблюдать за чибисом, дрофами, зайцами, барсуками, сусликами. У местных охотников трофеи-волки были не редкостью.

Местные жители весной любили собирать дикий чеснок. А у детей глаза искрились от радости от полей, заполненных красными тюльпанами.

Жители выращивали сельскохозяйственные культуры - овес, ячмень, рожь, пшеницу. Сельскохозяйственный инвентарь был представлен плугами, боронами, сеялками. Это все хранилось от непогоды под навесом.

За солью, спичками и табаком взрослые на подводах отправлялись в Красный Кут.

Детство нашего земляка

Детей школьного возраста было около 10. Их возили на лошадях за 7 километров в Катеринентальскую школу. Здесь преподавали учителя –немцы. Строгие и требовательные, но очень уважаемые на селе взрослыми и детьми.(Приложение 1)

Когда лошади были заняты в хозяйстве, то приходилось идти пешком, а зачастую из-за того, что в школе была столовая, где после 2-х часов занятий давали кашу, кусок хлеба, чай с куском сладкого сахара. Невероятное лакомство в те годы!



Одним из учеников был и Чуваров Александр,1926 года рождения.(Приложение 2)

С 1931 по 1932 год умерли от голода его близкие родственники : мама, дед, бабушка, дядя и тётя. Ещё одна тетя вышла замуж и уехала.

От голода ребятишки и взрослые для еды ловили сусликов, их шкурки сушили и сдавали в заготконтору.

В 1934 г. Саша пошёл в 1 класс. Зима выдалась снежная. В январе-феврале часто метели наметали много снега. Весной из-за распутицы в школу ходили пешком - это одна из причин, которая послужила переезду оставшихся в живых отца с маленьким сыном из большой казахской семьи в село Катериненталь.

Саша умел хорошо считать. За хорошие знания немецкого языка нередко его называли «толмачом». Труд учеников использовался на прополке и сборе овощей. Дети работали в саду, на сенокосе, пасли скот. В селе росло очень много садов ,а в них поспевали яблоки, китайки, крыжовник, абрикосы. Немцы были людьми аккуратными и трудолюбивыми. Дома и дворы содержали всегда в чистоте, даже навозные кучи огораживали палисадниками. И было до слез больно видеть детям, когда эвакуированные в село в 1941-1942 годах сожгли в печах палисадники, ставни, заборы, спилили фруктовые деревья. Ведь настоящие хозяева (немцы Поволжья

были выселены из данных мест) находились уже далеко за Уральскими горами.

Юношеские годы, опаленные войной

Осенью 1942 года семья переехала в с. Журавлевка. Воспитанный учителями-немцами, строгий, подтянутый, свободно владеющий немецким языком, он был призван на фронт в ноябре 1943 года, едва достигнув семнадцатилетнего возраста. Находился в воинских частях в составе 3-го Украинского фронта с августа 1944 г. по май 1945 г. От фашистских захватчиков освобождал Молдавию, Румынию, Югославию. Победу встретил в Австрии. Великую Отечественную войну закончил в воинском звании гвардии-сержанта в должности начальника радиостанции, был награжден орденами «Красная Звезда», «Отечественная война» 2 степени, медалями: «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены».

Вернуться в с.Журавлевка, чтобы навестить отца ,смог только в 1947 году. Но, к сожалению, его в живых не застал.

Вернувшись на службу, с болью в сердце продолжал свою патриотическую деятельность. Помогли пережить душевную боль солдатская выучка и знания военного человека.


Военная карьера нашего земляка

После войны, исполняя различные командные и политические армейские должности и одновременно обучаясь в военной академии, получил высшее военное образование. Работал в управлении 6-ой Краснознаменной армии.(Приложение 4)

Чуваров Александр Иванович был уволен из Вооруженных Сил СССР в запас в марте 1981 г. в возрасте 55-ти лет в звании полковника.

(Приложение 3)

Сейчас ему 97 год, проживает с семьей в г.Петрозаводске. Он всегда в строю на празднике 9 мая. В главный день всей нашей страны теперь приходит с женой и внучкой.(Приложение 5)

Встречается с боевыми друзьями. (Приложение 6)

Здоровье с каждым годом ухудшается, но не поддается болезням старый солдат.
Солдат войны на Родине детства

Спустя 64 года 30 апреля 2001 г. в возрасте 75 лет Чуваров Александр Иванович проделал путь в несколько тысяч километров для того, чтобы увидеть развалины села Культуренфельд, могучие древа детства, пруд, заросший камышом и ряской…

Полковник в отставке, дважды орденоносец Великой Отечественной войны, прошедший жесточайшую войну, боялся умереть, не увидев милого родного края.

Он посетил школьный краеведческий музей, здание Катеринентальской начальной школы. Встретился с другом детства на их любимом месте, на пруду, где они часами проводили время. (Приложение7)

Высокий человек с выправкой военного и громовым голосом заплакал, войдя в школу своего детства, отыскал свой класс, парту в первом ряду… Голос полковника дрожал, когда он говорил: «Здравствуй, родная школа!»

(Приложение8)

Дары жителя Карелии бережно хранятся в школьном музее. Это фотографии, газетные статьи, парадный офицерский ремень, почетные грамоты за безупречную службу, и теплая запись в музейном журнале: «Уезжаю с чувством выполненного долга».

В самом музее Александр Иванович провел достаточно много времени и высоко оценил совместный труд учителей и учащихся.

Это были самые ценные моменты в его жизни. Вернуться на склоне лет домой, на родину, такую далекую, но все так же такую дорогую сердцу и любимую.


Чуваров Александр Иванович и моя семья.

История этого удивительного человека- свидетельство того, насколько притягательна земля родная. А наша память и есть наша жизнь.

Судьба щедро оплатила полковнику любовью к местам, что взрастили его. Александр Иванович нашел в с.Ямское своих родственников. Наверное,

это не просто «его величество случай», а судьба. Ведь именно в семью Дениченко Галины Сергеевны( в то время работала учителем истории в нашей школе) он приехал попросить ночлега, а при разговоре выяснилось, что они дальние родственники. Ее родители когда- то тоже жили в Культуренфельде. На месте прежней его землянки теперь стоит мой дом. Здесь живет моя семья. Я бегаю по той поляне, на которой он играл в далеком довоенном детстве, хожу той же тропинкой в школу.

Когда в школьном музее узнала об этом, то почувствовала какую-то гордость, что живу там, где жил такой сильный волевой человек, у которого была непростая судьба.

По настоятельной просьбе Александра Ивановича в декабре 2001 года и в январе 2007 года Дениченко Галина Сергеевна с сыном побывала в городе Петрозаводске у него в гостях.

У них до сих пор очень теплые отношения. Они ведут переписку, и в каждом письме Александр Иванович передает привет всему педколлективу школы, ученикам из далекой и такой близкой Карелии.

Приходя в школьный музей , мы с классом долго рассматриваем альбомы с фотографиями,где среди высоких военных чинов узнаем Чуварова Александра Ивановича. Теперь я знаю биографию этого удивительного земляка. Для меня он не просто человек с фотографии. Я чувствую связь предков с современной молодежью. Наша малая Родина объединила несколько поколений. Эту нить нельзя разорвать. Мы будем помнить, гордиться таким сильным волевым человеком, который родился в Немецком Поволжье и от «толмача» вырос до полковника.

Использованная литература

  1. Архивные документы Краснокутского народного краеведческого

музея им. Г.Титова.

2. Архивные документы краеведческого музея МОУ-СОШ

с.Ямское Краснокутского района Саратовской области

3. Исследовательская работа по краеведению « С чего начинается

Родина?» заместителя директора по ВР МОУ-СОШ с.Ямское

Самохиной А.В.

4. Личные воспоминания Чуварова Александра Ивановича