Файл: Значение физической культуры в здоровом образе жизни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Индивидуальный проект
по физической культуре
«Значение физической культуры в здоровом образе жизни»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
1.1 Роль физического воспитания в улучшении внешности человека.
1.2 Значение и правила выполнения зарядки.
1.3 Современное понимание пользы физических нагрузок и развития всех систем органов.
1.4 Влияние физических нагрузок на различные системы органов.
1.5 Негативное влияние больших физических нагрузок.
2. Организация исследования.
3. Методы исследования.
4. Результаты практической работы и её обсуждение.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Оно имеет важное значение в подготовке человека к производительному труду.
Кроме физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость) при этом развиваются ценные психические качества (настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание).
Средствами физического воспитания являются разнообразные физические упражнения, подвижные игры, спорт. Ими занимаются в домашних условиях (утренняя гимнастика–зарядка), в школе (уроки физической культуры), спортивных и туристических секциях, детских и юношеских спортивных школах.
Жизненный комфорт современного человека вызвало резкое ограничение ежедневной двигательной активности, что приводит к отрицательным изменениям в деятельности различных систем организма. Особенно большие изменения в условиях дефицита движений (гиподинамии) происходит в сердечно – сосудистой и дыхательной системах.
Определив уровень потребления кислорода, можно оценить функциональные возможности кардио-респираторной системы. Гиподинамия отрицательно влияет ка и на взрослых, так и на детей и подростков.
1.1 Роль физического воспитания в улучшении внешности человека
Физическое воспитание оказывает на организм развивающее, совершенствующее и исправляющее воздействие. Позволяет устранить дефекты осанки – искривление позвоночника, сутулость. С помощью физических упражнений можно исправить недостатки фигуры – впалую грудь, узкие плечи, слабо развитую мускулатуру.
Существуют специальные комплексы упражнений для мужчин и женщин, которые учитывают особенности организма и эстетические требования мужской и женской фигуре.
Физические упражнения улучшают психическое состояние, внешний вид, настроение человека, повышают общий жизненный тонус.
1.2 Значение и правила выполнения зарядки
Зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – обмен веществ, кровообращение, дыхание.
При периодических занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность. Это прекрасное средство укрепления здоровья.
Подбирать упражнения нужно с учетом возраста, состояния здоровья, подготовленности. Зарядка в идеале должна проводиться на свежем воздухе и сочетаться с легкой пробежкой. При наличии определенных проблем со здоровьем можно и даже нужно вводить в свой комплекс утренних и некоторые упражнения лечебной физкультуры.
После гимнастики рекомендуются водные процедуры – влажное обтирание, душ. При выполнении упражнений необходимо следить за дыханием и самочувствием, интенсивные упражнения сочетать со спокойным, нормализующим дыханием.
1.3 Современное понимание пользы физических нагрузок и развития всех систем органов
В современном мире, где физические нагрузки «благодаря» научно-техническому прогрессу уменьшились в десятки раз, человек оказался в условиях гипокинезии (недостатка движения). Такое резкое сокращение двигательной активности не могло не сказаться на состоянии нашего здоровья.
Кроме того, с возрастом в организме накапливаются различные изменения. Изнашиваются сердечно-сосудистая, нервная и эндокринная системы, а также опорно-двигательный аппарат. Связки и сухожилия теряют эластичность, кости становятся более хрупкими.
Человек при этом становится менее гибким, уменьшается объём движений в суставах. Недостаточная двигательная активность, в свою очередь, приводит к ухудшению работы внутренних органов и всего организма.
1.4 Влияние физических нагрузок на различные системы органов
Организм человека состоит из отдельных органов, выполняющих свойственные им функции. Различают группы органов, выполняющих совместно общие функции, - системы органов. Из внешней среды организм получает все необходимые для жизнедеятельности и развития вещества, вместе с тем он получает поток раздражителей (t, влажность, солнечная радиация, производственные вредные воздействия и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).
Нормальное существование человека в этих условиях возможно только в том случае, если организм своевременно реагирует на воздействия внешней среды соответствующими приспособительными реакциями.
Физические упражнения становятся своеобразным регулятором, обеспечивающим управление жизненными процессами и сохранение постоянства внутренней среды. А значит, физические упражнения надо рассматривать не только как развлечение и отдых, но и как средство сохранения здоровья.
Недостаточная двигательная активность создает особые неестественные условия для жизнедеятельности человека, отрицательно воздействует на структуру и функции всех тканей организма человека. Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличивается риск возникновения заболеваний.
Прогресс науки и техники предъявляет современному человеку высокое требование к его физическому состоянию и увеличивает нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы.
Наряду с разумным сочетанием труда и отдыха, нормализацией сна и питания, отказа то вредных привычек систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма.
1.5 Негативное влияние больших физических нагрузок
Ответная реакция организма на большие физические нагрузки различна и связана с подготовленностью спортсмена на данном этапе, возрастом, полом и др. Не следует забывать, что очень интенсивные спортивные тренировки оказывают глубокое воздействие на все физиологические процессы, в результате чего нередко возникает состояние перетренированности, которое часто сопровождается подавленным психическим состоянием, плохим самочувствием, нежеланием заниматься и т.д. Состояние перетренированности в известном смысле сходно с состоянием физического и нервного истощения, и такой спортсмен является потенциальным пациентом врача.
В подобных случаях нужно изменить содержание тренировок, уменьшить их продолжительность, переключиться на другой вид спорта или вообще на какой-то период прекратить тренировки. Полезны прогулки, массаж, прием поливитаминных комплексов и др. Следует также отметить, что перетренированность (переутомление) затрагивает не только физическое состояние спортсмена, но и проявляется в нервном перенапряжении (невроз). Все это способствует возникновению травм, особенно опорно-двигательного аппарата. Развитие приспособительных механизмов к физическим нагрузкам достигается в результате постоянных тренировок, что является примером функциональной адаптации. Неполноценное или неадекватное проявление приспособительных реакций способствует развитию заболеваний или возникновению травм опорно-двигательного аппарата. Конечно, у здорового спортсмена приспособительные механизмы более совершенны, чем у спортсменов, имеющих хронические заболевания.
У последних наблюдается ослабление приспособительных реакций, а потому зачастую при чрезмерных физических и психоэмоциональных нагрузках наступает срыв адаптационных механизмов. Хронические перегрузки, перенапряжения при занятиях спортом повышают угрозу травмирования и возникновения посттравматических заболеваний у спортсменов. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять причины, которые могут вызвать у них то или иное патологическое состояние.
Организация исследования
Было проведено анонимное анкетирование с целью выявления индивидуального образа жизни человека и их отношения к своему здоровью.
Также была проведена практическая работа №1
В последние годы разработан без инструментальный метод определения МПК. Это так называемый «метод предсказания» (или прогнозирования) максимального потребления кислорода по мощности выполняемой работы и данным частоты сердечных сокращений, зарегистрированных при ее выполнении. Эти два показателя (частота сердечных сокращений и мощность работы) можно определить по числу восхождений по ступенькам гимнастической скамейки и спусков с нее.
Ход работы
В спортивном зале вдоль стены ставились гимнастические скамейки высотой 35 см. Предварительно все испытуемые обучались подсчитывать по команде собственный пульс. Затем группа из 14-и человек выстроилась вдоль скамеек и начинали подъем и спуск на четыре счета (один цикл).
На последней (4-й) минуте подсчитывали количество циклов, и после последнего спуска по команде «начали» каждый из испытуемых, приложив руку к области сердечного толчка, приступал(-а) к подсчету собственной частоты сердечных сокращений (ЧСС) и продолжали измерять пульс до тех пор, пока не прозвучала команда «закончили».
Испытуемые в течение 4 мин выполняли работу, совершая 25 подъемов и спусков. На 4-й минуте точно подсчитывали количество циклов и сразу после последнего спуска измеряли пульс в течение первых 10 с, а затем, умножив полученную величину на 6, рассчитывали ЧСС – частоту сердечных сокращений в 1 мин.
Записав данные каждого человека, приступили к расчетам.
Методы исследования
Выбор методов исследования определяется, прежде всего, конкретными задачами научной работы. Решение некоторых проблем физического воспитания требует использования в комплексе с педагогическими и физиологических методов исследования.(какие конкретно физиологические методы эксперимент, наблюдение и т. д)
Анкетирование проводилось с целью определения индивидуального стиля жизни людей и их отношения к формированию и приобретению основ здорового образа жизни.
Оценка индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью проводилась по 4 бальной шкале. Использование шкалы с 3 ответами, которым присваиваются баллы от 4 до 0 широко распространенный в социальных исследованиях прием. При анализе анкеты за каждый ответ а, присуждалось 4 балла, за б – 2 балла и за с – 0.
42 балла и выше – высокий уровень, на котором сформированы все компоненты личностной культуры бережного отношения к своему здоровью, зрелось и активность механизмов сохранения и укрепления здоровья, определен общий смысл жизни, взаимоотношений, реализуются компоненты здорового образа жизни.