Файл: 1 Анализ предметной области 7 1 Краткая характеристика предприятия 7.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Краткая характеристика предприятия
1.2 Особенности системы защиты информации в банковских системах
1.3 Анализ состояния информационной безопасности
2 Разработка комплекса мер по обеспечению защиты информации
2.2 Обоснование методов и средств обеспечения информационной безопасности
2.3 Определение мест размещения средств обеспечения информационной безопасности
2.4 Комплекс программно–аппаратных средств обеспечения информационной безопасности
При реализации мер защиты необходимо помнить о важной категории киберугроз – человеческом факторе. Ошибочные действия пользователей часто приводят к реализации вирусных атак.
Для минимизации киберрисков и возможного ущерба необходимо применять следующие организационные меры:
Обучение сотрудников правилам кибергигиены и противодействия вирусным атакам является неотъемлемой частью обеспечения информационной безопасности. Особое внимание стоит уделить темам безопасной работы с корпоративной электронной почтой, правилам реагирования на обнаружение вредоносного ПО, способам выявления фишинга, описанию методов социальной инженерии, правилам обращения с собственными и «случайно» найденными внешними носителями. Сотрудникам необходимо предоставить способ оперативно связаться с подразделениями кибербезопасности в случае появления любых подозрений на нелегитимную деятельность внутри организации.
Персонал организации должен быть ознакомлен с требованиями кибербезопасности и политикой информационной безопасности, включающей требования к антивирусной защите.
В организации должны быть разработаны меры обеспечения защиты от вредоносного ПО:
-
политика информационной безопасности организации (включая требования к антивирусной защите); -
инструкции и регламенты работы пользователей; -
политика антивирусной безопасности; -
описание процедур, обеспечивающих процесс эксплуатации систем антивирусной безопасности.
2.1 Организационные меры обеспечения политики информационной безопасности
Организация мер политики безопасности ПАО « Сбербанк» начинается с правовой формы защиты информации – это защита информации склонно на применении Гражданского и Уголовного кодексов, Федеральных законов и других нормативно–правовых актов, регулирующих деятельность в области информатики, информационных отношений и защиты информации.
Настоящая Концепция базируется на следующих нормативно–правовых актах:
-
«Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.94 г., №151–ФЗ ч.1, ст. 139; -
«Уголовный Кодекс Российской Федерации» от 13.06.96г., №63–ФЗ ст. 183, 272, 273, 274; -
«Гражданский кодекс Российской Федерации» от 21.01.96 г., №14–ФЗ ч.2, ст. 857; -
«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.01, №197–ФЗ ст. 85,86,87,88,89,90; -
Федеральный Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 02.12.90г. №395–1, ст.26; -
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.01, №195–ФЗ ст. 13.12, 13.13, 13.14; -
Федеральный Закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006г. № 149–ФЗ; -
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128–ФЗ (в ред. от 21.03.2002 № 31–ФЗ); -
Указ Президента РФ от 06.03.97г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»; -
Постановление Правительства РФ от 15.08.06. №504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»; -
Приказ ФАПСИ от 13.06.01г. № 152 «Об утверждении Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну».
Гражданский кодекс РФ и Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» позволяют рассматривать информацию как специфический объект права. Закон выделяет три категории информации:
-
информация, составляющая государственную тайну; -
информация, составляющая коммерческую тайну; -
персональные данные.
Предметом рассмотрения данной Концепции является информация второй и третьей категорий. Банк в процессе своей деятельности выступает не только собственником, но и пользователем информации, доверенной ему клиентами, контрагентами или сотрудниками. Банк вправе распоряжаться такой информацией, следовательно и выбирать степень её защиты.
Решение задач правового обеспечения информационной безопасности Банка достигается формированием системы внутренних инструкций, положений, планов, правил.
Работа по обеспечению информационной безопасности в Банке включает следующие этапы:
-
определение информации, содержащей коммерческую тайну, и сроков ее действия; -
категорирование помещений по степени важности обрабатываемой в них информации; -
определение категории информации, обрабатываемой каждой отдельной системой; -
выбор средств и мер защиты для предотвращения воздействия факторов риска и их минимизации; -
описание системы, определение факторов риска, определение уязвимых мест систем; -
выбор средств и мер контроля и управления для своевременной локализации и минимизации воздействия факторов риска.
Отнесение информации к коммерческой тайне – это установление ограничений на распространение информации, требующей защиты. Среди сведений относимых к категории коммерческой тайны применительно к банку, можно выделить следующие: деловую информацию о деятельности банка, финансовую документацию, различные сведения о клиентах, партнерах, сметы, отчёты, перспективные планы развития, аналитические материалы, исследования и т.п.
Отнесение информации к коммерческой тайне осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Обоснованность отнесения информации к коммерческой тайне заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности защиты конкретных сведений исходя из жизненно – важных интересов Банка, вероятных финансовых и иных последствий нарушения режима соблюдения коммерческой тайны. Своевременность отнесения сведений к коммерческой тайне заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.
Чтобы отнесение информации к категории коммерческой тайны приобрело законную силу, оно должно быть оформлено в виде специального «Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну МОРСКОГО АКЦИОНЕРНОГО БАНКА» (Открытое Акционерное общество) (далее Перечень), который разрабатывается (уточняется не реже одного раза в год) постоянно действующей Комиссией Банка по защите коммерческой тайны, назначаемой приказом Председателя Правления Банка.
Перечень разрабатывается путем экспертных оценок на основании предложений подразделений Банка и с учетом действующего законодательства. В Перечне указываются категории сведений, их степень конфиденциальности, срок действия ограничений на доступ к ним. Перечень утверждается Председателем Правления Банка.
Степень конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба от происшествие, который может быть нанесен безопасности Банка вследствие её распространения. В соответствии с этим среди информации, относимой к коммерческой тайне, выделяются две группы: информация общего характера и информация, доступ к которой должен носить исключительный характер.
Такой информации отдельно присваивается гриф «Конфиденциально». Присвоение грифа «Конфиденциально» или его отмена принадлежит Председателю Правления Банка.
Категорирование помещений производится по степени важности обрабатываемой в них информации. В зависимости от категории обрабатываемой информации принимаются соответствующие меры по защите помещений.
Для каждой информационно–вычислительной системы Банка, а в отдельных случаях для персональных компьютеров (ПК), определяется категория обрабатываемой в ней информации с учетом «Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну Банка». В зависимости от категории обрабатываемой информации принимаются соответствующие меры по ее защите в системе.
Основная задача этапа описания систем – описание защищаемого периметра, т.е. определение средств и непосредственных данных, подлежащих защите. В описание системы включаются:
-
цели и задачи системы; -
пользователи и обслуживающий персонал; -
способы взаимодействия с другими системами как внутри Банка, так и с внешними объектами; -
физическую топологию сети в зданиях Банка; -
логическую топологию сети Банка, ее основные характеристики; -
перечень используемого оборудования, включая коммуникационное, периферийное, серверы, ПК, оборудование, их основные характеристики; -
перечень используемого программного обеспечения (системное, прикладное, коммуникационное) и их характеристики.
Описание системы должно проводиться с учетом организационной структуры подразделений, которые будут ее эксплуатировать.
Факторы риска — это возможные ситуации, возникновение которых может расцениваться как угроза, и способные нанести ущерб материального или нематериального (морального) характера. Фактор риска оказывает воздействие на определенные участки объектов информационной безопасности и может учитываться или не учитываться в зависимости от степени воздействия на жизнедеятельность Банка. Основными факторами риска являются:
-
стихийные бедствия или чрезвычайные ситуации, приводящие к полному или частичному выходу из строя технических средств систем; -
несанкционированный доступ к серверам, элементам аппаратуры и оборудованию в серверных комнатах; -
неисправности и нарушения в функционировании программных и технических средств, отказ в санкционировании доступа к оборудованию, программам и данным, вызванные случайными сбоями или отказами; -
несанкционированные проникновения в информационно–вычислительную систему, в том числе по внешним каналам связи; -
мошенничество или умысел, а также некомпетентность или халатность, которые приводят к нарушению целостности или доступности информации; -
нарушение конфиденциальности отдельных данных; -
повторное использование внешних и внутренних носителей информации для съема информации; -
несанкционированный доступ к системным и прикладным данным и программам, а также ресурсам систем; -
нарушение конфиденциальности массивов данных.
Перечень факторов риска может уточняться.
Уязвимые места – элементы технических средств, программ и данных, которые могут быть подвергнуты воздействию факторов риска. Уязвимые места необходимо защищать и контролировать. К уязвимым местам объектов информационной безопасности относятся:
-
все технические средства – необходимо защищать от стихийных бедствий, диверсий, несанкционированного доступа (НСД), сбоев и отказов; -
все системное программное обеспечение и системные ресурсы, обеспечивающие функционирование автоматизированных систем и сетей Банка – необходимо защищать от НСД, приводящего к нарушению целостности и доступности; -
все автоматизированные рабочие места (АРМ) и терминалы – необходимо защищать от НСД; -
опорная сеть Банка и передаваемые по ней данные – необходимо защищать от нарушения целостности или доступности и НСД; -
ресурсы и приложения систем, внутренние и внешние носители информации в системах, обрабатывающих конфиденциальную информацию – необходимо защищать от повторного использования («сборки мусора»); -
конфиденциальная и строго конфиденциальная информация – необходимо защищать от нарушения конфиденциальности; -
помещения, слаботочное оборудование, вычислительная техника подсистем, на которых обрабатывается конфиденциальная информация – необходимо защищать от перехвата информации по каналам электромагнитного излучения и закладных устройств.
Перечень уязвимых мест системы Банка может уточняться. Для каждого конкретного объекта информационной безопасности осуществляется выбор конкретных средств и методов защиты, контроля и управления с учетом уязвимых мест и факторов риска.