Файл: Лекция 6 Тема 11. Структуралистская парадигма и постструктурализм Учебные вопросы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 6
Тема 11. Структуралистская парадигма и постструктурализм Учебные вопросы
1. Предпосылки, основные направления и основные черты структурализма.
2. Постструктурализм как философское направление.
1. Предпосылки, основные направления и основные черты структурализма.
Структурализм или структурный подход сегодня является одним из универсальных. Это связано с общенаучным понятием «структуры», означающим внутреннее устройство объекта. Так, биологи говорят о структуре тела и клетки, физике – о структуре атома, социологи – о социальной структуре и стратификации и т.д. Сегодня смысл данного термина все больше определяется как комплекс закономерностей, определяющих область деятельности и предметные связи между ее компонентами.
Структурализм в философии никогда не являлся однородным течением, сфера интересов его представителей разнообразна. С этим направлением связывают следующих философов: К. Леви-Стросс, Л. Альтюссер, М. Фуко и Ж. Лакан.
Видимо, данный подход складывался постепенно в процессе критики субъективного идеализма, персонализма, позитивизма и историзма. В целом, они попытались изменить философский ракурс следующим образом: их центром внимания становится не сам мыслящий субъект, а безличные структуры, определяющие его мышление. Следовательно, структуралистскую деятельность можно понимать как упорядоченную последовательность мыслительных операций. Сам этот подход возник в 1950-е гг. во Франции, критикуя «непосредственное «Я»» экзистенциалистов и персоналистов за невнимание к науке.
Основанием структурализма обычно считают следующие концепты:
1
- структурная лингвистика Ф. де Соссюра (1857—1913 гг.), обнаружившая сложные фонологические и синтаксические механизмы языка как структуры, внутри которой формируется возможность мыслить;
- этнолингвистика Э. Сепира и Б. Уорфа, показавшая, зависимость мышления от языковых конструктов;
- марксизм, показавший влияние экономической структуры на структуру личности и систему социальных отношений;
- психоанализ, показавший сложность и многозначность влияния бессознательных структур;
- этнографические и антропологические исследования, подчеркивающие значимость ценностей, идей и мифов в процессе социализации;
- обновленная историография
, понимающая историю как прерывистый процесс развития структур, формирующих мышление, практику и институты различных эпох.
Вышеназванные подходы, по мнению структуралистов, показывают доминирующее влияние на познание всеохватывающих структур. Причем структуры гуманитарных наук обезличивают человека.
К. Леви-Стросс (1908-2009 гг.) задался вопросом о критериях научности социальных и гуманитарных наук. Важнейшей их целью он считал поиск структур в различных областях социогуманитарного знания XX века. Причем структуры мыслятся как системы отношений, инвариантных при некоторых образованиях. Т.е. под структурой понимается не просто некий каркас объекта, но система правил, благодаря которым из одного субъекта можно вывести второй, третий и т.д. благодаря перестановке его элементов. В отличие от функционализма, он делал упор на изучении бессознательных (не воспринимаемых) субъектом структур. Он пришел к выводу о существовании неосознаваемых социальных структур, направляющих человеческую деятельность. Изучая жизнедеятельность индейских племен, он показал как эти народы конструируют родственные связи, скрытой целью которых является
ограничение эндогамии. Он трактовал матримониальные правила и систему
2
родства как вид языка и систему операций, гарантирующих определенный тип коммуникации внутри группы. В свою очередь, расширение родственных связей через обмен женщинами между племенами укрепляло солидарность и спасало отдельные группы от войн и изоляции. Его главные труды: Элементарные структуры родства (1949 г), Структурная антропология, (1957 г.), четыре тома Мифологии (1964 г., 1966 г., 1968 г., 1972 г.).
Мишель Фуко (1926-1984) сам не признавал себя структуралистом. Однако именно ему приписывают привнесение структуралистских идей в историческую науку и философию истории. Он подверг критике идею прогресса, свойственную западной цивилизации. Он считал, что исторически культуру формируют «эпистимические структуры», действующие на бессознательном уровне. Именно эти структуры типизируют культуру. Сами же эпистимические структуры образуются благодаря символам и знакам, опредмечивающим некую область знания. У него историческое представлено условиями (структурами) и он создает историю условий общественных институтов, частной жизни, видов поведения. Археология призвана реконструировать глубинные структуры, действующие на бессознательном уровне и формирующие познание и опыт.
Основные работы: «Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху» (1961 г.), «Рождение клиники: Археология медицины» (1963 г.), «Порядок вещей: Археология человеческого знания» (1964-1965 гг.), «История сексуальности» в трёх томах (1976-1984 гг.).
2. Постструктурализм как философское направление.
Под постструктурализмом принято называть ряд направлений в западной философии (Франция и США), представители которой критиковали, преодолевали и продолжали структурализм. Главным образом, они сосредоточились на осмыслении «неструктурного» в структуре, на изучении парадоксов осмысления объективного общества при анализе языковых структур.
Обычно символом наступления постструктурализма считают
студенческую революцию во Франции 1968 г.
3
Постструктуралисты Ж. Деррида и Ж. Делез считали, что из структуры можно выпасть в после-структуру и в до-структуру, а по Ж. Бодрийяру, в полное отрицание социального как фикции или «условной записи» средствами массовой коммуникации на теле индивида. Следовательно, важнейшим концептом постструктурализма стало изъятие структуралистского «различия» из системы противопоставлений и абсолютизация различия как такового. Дискурсы стали рассматриваться не в системе, а в принципиальной необобщаемости.
В частности, Ж. Деррида использовал метод деконструкции – выявление в «сказанном» «несказанного», попытка прочтения текста прежних эпох в контексте современной исследователю эпохи. Деконструкция – столкновение культурных ситуаций, смыслов и пр. Также считается, что деконструктивная методология отличалась особым вниманием к эстетике. Традиционные этические вопросы постепенно сменялись вопросами о стиле, манере, индивидуализме и пр.
В целом, постструктурализм как и постмодернизм можно рассматривать как реакцию на рациональную философию, глобализирующееся общество. Он становится популярным в 1970-80-е гг. в период научного интереса к этике гедонизма (философии наслаждений) и индивидуализма. В отличие от классической философии объект и язык уступают в плане гносеологического интереса телу и власти. Постструктуралисты подчеркивают недифференцированность и самодостаточность события, «метафизику желаний» и абсолютизацию различий.
Иногда в постструктурализме выделяют несколько направлений. Например, в «текстуальном» постструктурализме разрабатывается идея о невозможности строго структурированного текста. В отличие от структурной лингвистики, текст или «гипертекст» строится как открытая система цитирования, которую можно кодировать и декодировать.
Об этом, в частности заявлял Р. Барт, для которого текст – динамическое
образование, структурная единица, которую можно деконструировать и
интерпретировать в терминах иных единиц.
4
Еще одним моментом этого подхода является «децентрация» - текст не считается прямым выражением говорящего субъекта, но представляется одной из функций языка.
Кроме текстуального постструктурализма выделяется и т.н. «шизоанализ» Ф. Гвартари. и Ж. Делеза. В его рамках шла наиболее радикальная критика как капитализма, так и структурализма. С их точки зрения, структурализм своей попыткой объяснения символического и социального с помощью структур, приводит к тому, что за структурами воображаемого разыгрывается игра «машинного бессознательного». Здесь они также выступали против психоанализа З. Фрейда, его Эдипова треугольника и понимания человека как невротика.
Еще раз хотелось отметить, что на протяжении своего формирования поструктурализм не стал единым направлением. Зачастую он примыкал и сливался с т.н. «постмодернизмом». Различное использование постмодернистских сюжетов можно видеть в искусстве (Вуди Ален), литературе (У. Эко и Х.Л. Борхес).
Тема 12. Постмодернистские направления в современной философии
Следует различать понятия «постмодернизм» и «постмодерн». Постмодерном считают состояние культуры с последней трети 20 по начало 21 вв. Т.е. постмодерн – то, что после модерна, период современности исследователя. В этом значении подразумевается переходное, нестабильное состояние культуры. В то же время, постмодерн можно рассматривать как историческую модификацию культуры модернизма. Если рассуждать диалектически, то модерн как период новейшей истории не может прекратиться в одночасье. Культурологи и социологи замечают, что некоторые аспекты мироощущения модернизма и постмодерна в этом смысле совпадают: антисистематичность, бессубъектное философствование, деконструктивизм, коллаж и цитирование.
5
Следовательно, постмодернизм – совокупность воззрений в философии, литературе и искусстве, объединены[ опровержением многих установок культуры модерна (Нового времени), прежде всего рационализма и сциентизма, конструктивизма и функционализма. В сфере искусства постмодернизм представлен авангардными практиками, экспериментальным творчеством. В области философии, как было сказано выше, постмодернизм представлен в основном постструктуралистскими концепциями и критикой психоанализа, а также акцентом на эстетическом начале.
Философия постмодернизма декларируется как современная философия, отрицающая возможность достоверности и объективности познания, а также необходимость переоценки традиционных философских категорий (истина, справедливость, правота и пр.).
По всей видимости, на возникновение постмодернизма повлияли социально-экономические, политические и собственно культурные факторы.
Представители этого направления реконструируют свое мировоззрение в парадигму, новую онтологию, основанную на рациональной эклектике. Они были против создания общих «тотальных» философских систем, пересматривали позиции субъекта познания. Своей методологией они избрали метод деконструкции, направленный на освобождение человека от деформирующего воздействия различных идеологий.
Часто одним из наиболее ярких представителей постмодернизма (как и постструктурализма) считают Ж. Деррида. Выше говорилось о его методе деконструкции текста. Его подход стал возможен именно в условиях информационного постиндустриального общества.
В таком обществе информация обильна, доступна, постоянно воспроизводима. Оно пронизано массовыми, межкультурными и межцивилизационными коммуникациями и взаимодействиями. Современное общество поставлено в ситуацию принципиального многообразия ценностей и идей. Следовательно, одной из важнейших идей этого направления можно
считать принципиальный плюрализм: для них все может быть принято взамен
6
обязывающей логики. Кроме того, современное общество принято называть обществом потребления, т.к. материальные проблемы в развитых странах мира, главным образом, разрешены. Творчество по созданию ценностей отходит на второй план, общество становится гедонистичным. Люди все более отказываются от высоких целей и традиционных ценностей, сводят свою жизнь к «горизонтали». Вестернизация и распространение массовой культуры с ее усредненным стандартом и пониженным экзистенциальным уровнем также способствуют «ситуации постмодернизма». Творение уступает место сообщению. В то же время представители постмодернизма говорят об осознании этой ситуации, об обострении зависимости автора от зрителя и читателя. Т.е. в рамках этого направления, как раз, указывается манипулятивность массовой культуры