Файл: Сценарий мероприятия посвященный Дню русского языка и дню рождения А. С. Пушкина. Составили Верещагина Н. В. Турчаева Н. В.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 6 п.Козыревск»
Сценарий мероприятия посвященный Дню русского языка и дню рождения А. С. Пушкина.
Составили:
Верещагина Н.В.
Турчаева Н.В.
п.Козыревск
2018 год
Аннотация.
Мероприятие проходит в три этапа:
-
Ознакомительная беседа с детьми. -
Встреча с работниками библиотеки. Конкурсно-игровая программа «Знаток слова» -
Праздничный концерт с театрализованным мероприятие в лагере.
1 этап.
Оформление:
На стенах фойе – стихи о русском языке, высказывания М.В.Ломоносова, Н.М. Карамзина, В.Г. Белинского, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, Д.С.Лихачева о богатстве и красоте русского языка. Надо всем этим – гирлянда воздушных шаров и флажков. Ниже - специальный стенд «Народная мудрость» – с пословицами и поговорками. Красочно оформленные ребусы, метаграммы, кроссворды – все доступно, и любой желающий может попробовать свои силы.
Цель:
-
приобщать школьников к ценностям художественной литературы; -
расширять знания о творчестве А.С. Пушкина; -
расширять словарный запас детей; -
совершенствовать выразительность чтения и умения слушать; -
развивать внимание, память, воображение, смекалку и находчивость; -
развивать артистические способности детей; -
воспитывать чувство дружбы и товарищества в соревнованиях, чувство коллективизма в работе.
Материалы и оборудование:
-
Портрет А.С. Пушкина; -
Рисунки детей на доске по мотивам сказок А.С.Пушкина; -
Карточки с разрезанными отрывками из стихов для конкурса "Восстанови стихотворение" (для каждой команды); -
Слова для конкурса "Изобрази сказочного героя"; -
Карточки с текстом сказочных объявлений.
ХОД ПРАЗДНИКА
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте А. С. Пушкине. Он родился в Москве два века назад, с раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой. Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)
.
Начнёт Арина Родионовна рассказывать, сказки так он не шелохнётся, боится слова пропустить. А сказки, которые ему рассказывала няня, назывались так «Некоторый царь задумал жениться», «Поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась в лесу». На основе этих сказок Пушкин создал свои сказки, которые вы все знаете и любите.
Ребята, сегодня у нас праздник «Пушкинский день России». Он посвящен творчеству А. С. Пушкина – великого русского поэта. Саша Пушкин родился в Москве, 6 июня 1799 г. С раннего детства воспитывался в литературной среде, няня Арина Родионовна рассказывала народные сказки, которые он помнил всю жизнь и сочинил свои (некоторые из них мы сегодня вспомним).
В 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. День рождения Пушкина объявлен официальным государственным праздником. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе, сросся с нею. Мы гордимся таким великим поэтом,
1. Ученик. День рождения поэта
Отмечает целый свет,
Ведь известнее, чем Пушкин,
Никого на свете нет!
2. Ученик. Я с Пушкиным знакома с малых лет,
Его стихи читала в детстве мама.
О том, что самый лучший он поэт,
Мне кажется, с пеленок еще знала.
Ведущий 1. Да, мы знакомимся с ним в детстве. Еще не умеем читать, еще только слушаем. Слушаем его сказки, стихи. И на всю жизнь зачаровывает: «Жил старик со своей старухой у самого синего моря...» Или: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том...»
Ведущий 2. Мы взрослеем. Становимся школьниками. И к нам приходит новый Пушкин. Автор замечательных стихотворений о Родине, о желанной свободе, о дружбе, о природе...
Ведущий 1. 170 лет назад прогремел роковой выстрел на Черной речке. Поэт погиб. Но эхо этого выстрела и ныне неостывающей болью отзывается в сердцах миллионов людей.
Ведущий 2. Пушкин по-прежнему с нами, в душе каждого из нас, и живут его удивительные строки, безграничная любовь к Отчизне, вера в добро, красоту и справедливость.
3. Ученик. Вся Отчизна в праздничном цветенье,
Словно песня, льется вешний свет.
Здравствуй, Пушкин!
Здравствуй, добрый гений!
С днем рождения, дорогой поэт.
2 этап.
Конкурсно-игровая программа «Знатоки русского языка».
В ходе мероприятия приведены интересные факты о русском языке, рассказано о разнообразных словарях, проведены игры с ними, оформлена книжная выставка.
-
По горизонтали:
Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?
6.Что за часть речи: ай, ох, увы?
7.Неизменяемая часть речи, поясняющая глаголы и прилагательные.
8.Словарный состав языка.
11.Что за часть речи: не, ни, вот?
12.Что за часть речи: я, мы, ты, он, она?
13.Часть речи, обозначающая действие предметов.
14.Часть речи, обозначающая признаки предмета?
По вертикали:
1.Что за часть речи: но, и, а?
2.Система правописания слов.
3.Знак препинания в виде чёрточки.
4.Знак препинания в конце предложения.
5.Что за часть речи: с, по, за, о?
9.Знак препинания внутри предложения.
10.Искусство правильно читать и писать.
11.Часть речи, отвечающая на вопросы сколько? который по счёту? -
На книжной полке, посмотри, стоят тесно словари.
В каждом слов - не сосчитать, хоть три дня его листать.
Толще книг других они, на какой ты ни взгляни,
Каждый нужен, каждый важен. Мы про все сейчас расскажем.
Заодно и поиграем, их загадки разгадаем.
ЗАДАНИЕ:
Прочитай стихи о словарях. Выполни задания. Определи, о каком словаре в стихотворении идёт речь.
-
______ ? _____ СЛОВАРЬ
Ты загляни в него, словарь
Всех слов истории расскажет,
И как что называлось встарь,
Тебе напомнить может даже.
Здесь слово старое дано,
Подумай-ка, а что оно
Давно когда-то означало,
Каким сейчас названье стало?
ЛАНИТЫ _ _ _ _
ОКО _ _ _ _
ПЕРСТ _ _ _ _ _
УСТА _ _ _
ЧЕЛО _ _ _
-
СЛОВАРЬ ____ ? ____
Всегда он показать готов,
Как без ошибки написать
Слова из разных языков,
И их значенье подсказать.
А ты значенья этих слов
Без словаря назвать готов?
И то же самое опять
Словами русскими сказать?
АЗАРТ _ _ _ _ _
ГЕРБАРИЙ _ _ _ _ _ _ _ _ _
ДЕФЕКТ _ _ _ _ _
ПОЭТ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
-
____? ____ СЛОВАРЬ
Его раскрой скорее, тут
Слова крылатые живут
С пословицами рядом.
А нам с тобою надо
Концы пословиц отыскать.
Словарь нам будет помогать:
Пословицы все собери,
А что забудешь, подсмотри!
НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ ________________
КУДА НИТКА ________________________
ШИЛО _____________________________
СЛЫШАЛ ЗВОН _____________________
ПОД ЛЕЖАЩИЙ КАМЕНЬ _____________
-
СЛОВАРЬ______ ? _______
Наш русский язык и велик, и богат
Синонимы это всегда подтвердят,
И разные с виду слова эти всё же
Всегда говорят про одно нам и то же
Сейчас докажешь это сам,
Найди синонимы к словам.
ТИХИЙ ГОЛОС ________________
ТИХИЙ ЧЕЛОВЕК _______________
ТИХИЙ СОН ________________
-
СЛОВАРЬ _______ ? __________
Тем этот словарь интересен, что тут
Слова несогласно друг с другом живут
И спорят они постоянно, задорно,
Стоят на своём до конца и упорно.
Противоположны у слов здесь значенья,
Ведь это же главное их назначенье.
Антонимы к этим словам подбери -
По слову, а можешь и два или три.
БЕЛЫЙ _______________
ДЕНЬ _______________
РАДОСТЬ _______________
3 этап.
Я предлагаю вам дорогие ребята, путешествие в удивительную страну Лукоморье, где живут сказочные герои А.С.Пушкина. Хочу узнать, знаете ли вы его сказки? Я приготовила для вас интересные задания.
Ребята, путь в Страну Сказок лежит через Лукоморье. Мы его прошли, побывали в разных сказках. А кто помнит, где впервые мы встретили это название?
(А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»)
Первый гость на нашем празднике герой из поэмы «Руслан и Людмила». Он будет моим первым помощником.
Входит Кот Учёный. Дети выполняют его задания.
1.Перечислите сказки А.С.Пушкина.
(Сказка о попе и о работнике его Балде (1830) – 2 от.
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831) – 3 от.
Сказка о рыбаке и рыбке (1833) - 1от.
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833) – 5от.
Сказка о золотом петушке (1834) – 4 от.
Жених (1825), Сказка о медведихе (1830—1831)
(о сказках «Жених», «Сказка о медведихе» ученикам сообщается впервые) ).
2. Назвать героев сказок Пушкина. ( Для каждого отряда своя сказка).
3.Задания по сказкам.
1 отряд. 1). Кто из сказочных героев ест за четверых, работает за семерых?
А. Старик-рыбак.
Б. Черномор.
В. Балда.
2). Что было разбитым у старика со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке»?
А. Зеркальце.
Б. Тарелки.
В. Окна землянки.
Г. Корыто.
3). Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?
а) Гвидон.
б) Дадон.
в) Салтан.
4). К кому не обращался королевич Елисей из сказки Пушкина в поисках царевны?
А. Ветер.
Б. Месяц.
В. Солнце.
Г. Ясень.
5). Что три девицы под окном делали поздно вечерком в сказке Пушкина?
А. Ткали.
Б. Пряли.
В. Шили.
Г. Гадали.
2 отряд. 1). Где поп повстречал своего будущего работника Балду?
А. В церкви.
Б. На базаре.
В. На дороге.
2). Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
А. «Жили-были старик со старухой».
Б. «Жил старик со своею старухой».
В. «Жили-были дед да баба».
Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».
3). Кто заклевал до смерти царя в сказке А. С. Пушкина?
А. Курочка Ряба.
Б. гадкий утёнок.
В. Жар-птица.
Г. Золотой петушок.
4). Какое слово отсутствовало в обращении царицы из сказки Пушкина к зеркальцу: «Я ль на свете всех. »?
А. Милее.
Б. Белее.
В. Стройнее.
Г. Румяней.
5). Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана?
А. Забияки.
Б. Буяна.
В. Скандалиста.
Г. Хулигана.
3 отряд. 1). У какого персонажа пушкинской сказки был «толоконный лоб»?
А. У Черномора.
Б. У попа.
В. У Балды.
Г. У старухи.
2). За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» была наказана старуха?
А. За жадность.
Б. За враньё.
В. За лень.
Д. За плохое ведение домашнего хозяйства.
3). Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка?
А. В клетку.
Б. На спицу. (На спицу шпиля.)
В. На трон.
4). Кто в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина помог Елисею найти невесту?
А. Ветер.
Б. Месяц.
В. Солнце.
Г. Звёзды.
5). Что росло на необитаемом острове Буяне до того, как там чудесным образом вырос город?
А. Один дуб.
Б. Две пальмы.
В. Три сосны.
Г. Берёзовая роща.
4 отряд. 1). За кем или за чем «гонялся» поп в пушкинской сказке?
А. За шмелём.
Б. За бесёнком.
В. За дешевизной.
Г. За золотым петушком.
2). Что сделал старик из сказки А. С. Пушкина, поймав золотую рыбку?
А. Сварил уху.
Б. Отпустил в море.
В. Отправился на базар.
Г. Поместил в аквариум.
3). Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
(Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка.)
Почему золотой петушок заклевал до смерти царя Дадона?
(Петушок отомстил за своего хозяина-мудреца.)
4). Что делала царевна у окна, когда колдунья принесла ей отравленное яблоко в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
а) Пряла.
б) Вышивала.
в) Вязала
5). Что выстроил для своей белки князь Гвидон?
А. Янтарную комнату.
Б. Хрустальный дом.
В. Золотое дупло.
Г. Изумрудную пирамиду.
5 отряд. 1). Какими словами начинаются «Сказка о попе и о его работнике Балде»?
(Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару.)
2). Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?