Файл: Физкультурнооздоровительная адаптация детей с овз с помощью спортивной и внеурочной деятельности в школеинтернате.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ»)
Институт физического воспитания и спорта
Кафедра адаптивной физической культуры и физической реабилитации
ПРОЕКТ
По дисциплине: «Современные проблемы АФК и спорта»
На тему: «Физкультурно-оздоровительная адаптация детей с ОВЗ с помощью спортивной и внеурочной деятельности в школе-интернате»
Выполнил:
студент 1 курса
группы 1МГ_АФК (СПО)
направление подготовки:
49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
Лизогуб Никита Викторович
Луганск, 2023
Наименование проекта: | Физкультурно-оздоровительная адаптация детей с ОВЗ с помощью спортивной и внеурочной деятельности в школе-интернате. |
Цель проекта: | Создание условий для приобщения детей с ОВЗ к занятиям физической культурой и спортом, обеспечивающих полноценную интеграцию и личностную самореализацию в социуме. |
Задачи проекта: |
|
Теоретическая значимость проекта: | Заключается в развитии представлений о влиянии физической культуры и спорта на организм детей с ОВЗ с различными отклонениями, в оздоровительной и социальной направленности спортивных мероприятий. |
Практическая значимость проекта: | Показать значимость физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в улучшении состояния здоровья детей с ОВЗ и возможности социальной адаптации в среде сверстников и обществе. |
Сроки и продолжительность проекта: | Проект долгосрочный и осуществляется в 3 этапа: 1-й этап информационно-диагностический 2-й этап деятельностно-практический 3-й этап итоговый |
Стадия проекта: | Проект находится в стадии реализации. |
Ожидаемые конечные результаты проекта: | 1. Улучшение показателей физического и психического здоровья детей с ОВЗ, возможностей приобщения их к физкультурной и спортивной жизни, реабилитация и социализация не только детей-инвалидов, но и их семей, облегчение их социальной адаптации. 2. Пропаганда спорта среди детей с ОВЗ. 3. Приобретение детьми навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. |
Система организации и контроля за ходом исполнения проекта: | Мониторинг уровня физической подготовленности; функциональных возможностей; корректировка проекта. |
Краткое описание проекта:
В проекте рассматриваются этапы работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры в урочное и внеурочное время. Адаптивные физкультурные мероприятия способствуют организации целесообразного отдыха, формированию здорового образа жизни, нормализации поведения расторможенных, легко возбудимых детей и активизации вялых, пассивных; социальной адаптации и реабилитации учащихся. На физкультурных занятиях формируются поведенческие и гигиенические навыки: соблюдение правил игры и соревнований, поддержание опрятного внешнего вида. В целях совершенствования физического воспитания и образования обучающихся необходим постоянный поиск новых методов и приемов сбережения и укрепления здоровья детей, способов увлечь своим предметом, жить проблемами ученика, желанием узнавать новое.
Социальная значимость проекта:
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют более высокие требования к человеку и его здоровью. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Актуальность темы здоровье сбережения подтверждают принятые на государственном уровне специальные меры, ряд положений, предусматривающих создание условий для такой образовательной среды, которая будет способствовать не только сохранению, но и укреплению здоровья обучающихся. Важная роль в создании такой образовательной среды принадлежит учителю физической культуры.
Процесс сохранения и укрепления здоровья детей очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда в школе обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие различный спектр физических и психических нарушений. Характерной особенностью детей, обучающихся в нашей школе-интернате, является наличие у них разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением ЦНС различной этиологии. В силу психофизического развития обучающихся с ОВЗ, занятия физической культурой и спортом имеют свою специфику – они направлены на коррекцию и компенсацию вторичных недостатков, возникших в результате биологической неполноценности мозга на ранних этапах развития ЦНС. При этом у детей с нарушением интеллекта встречаются различные дефекты физического развития и моторики – отстают от норм физиометрические показатели (рост, масса тела, окружность груди). Замедляется формирование координации, точность, равновесия, двигательных навыков и умений, а также силы, быстроты, ловкости и выносливости. Все эти недостатки очень влияют на эмоциональную сферу детей, у которых наблюдается страх, неуверенность в своих силах и возможностях, неумение владеть собой, неумение проявлять сознательную дисциплину, строго соблюдать установленные правила.
Физическая культура и спорт для данного контингента являются наиболее действенными методами реабилитации. Под их влиянием не только улучшается психическое и физическое состояние детей-инвалидов и детей с ОВЗ, но и развивается самодисциплина, самоуважение, дух соревнования и дружбы, качества, которые имеют существенное значение для социализации и интеграции детей этой категории в общество.
Влияние физических упражнений на коррекцию нарушений моторики и недостатков физического развития, их эффективность рассматривалась в работах многих ученых (П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др.).
В настоящее время среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ средствами физической культуры и спорта на первом месте стоят:
-создание условий для занятий физической культурой и спортом;
-формирование потребности в этих занятиях.
Новизна проекта:
Особое значение физкультура имеет для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для этой категории физическая культура и спорт являются мощным средством социальной адаптации и интеграции их в общество. Адаптивная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в школе - интернате — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Само название, говорит о предназначении средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Уроки и занятия физической культурой и спортом в школе, имеют исключительно важное значение. Они способствуют полному раскрытию физических возможностей ребенка с ОВЗ, позволяют испытать чувство радости, полноты жизни, дают возможность самореализовываться, совершенствоваться как личность, расширить социальные контакты. Занятия по
физической культуре направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Все это позволит повысить уровень адаптивной работы и обеспечит успешную социализацию и полноценное участие в жизни общества детей с ограниченными возможностями.
В школе проводится работа по привлечению детей-инвалидов в общешкольным спортивным мероприятиям.
Итак, актуальность моего проекта обусловлена необходимостью убеждения и привлечения наибольшего количества детей с ОВЗ к занятиям физкультурой и спортом, развитию потребности в здоровом образе жизни.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта осуществляется в три этапа с учетом особенностей каждой из решаемых в работе задач.
На первом информационном этапе (июнь-сентябрь) изучалась научно-методическая литература по данной проблеме, осуществлялось накопление материала путем обобщения опыта работы с детьми с ОВЗ, изучались физиолого-психологические особенности и умения и навыки обучающихся, оформлялись диагностические карты; разрабатывались коррекционно-развивающие, спортивно-оздоровительные программы.
На втором деятельностно – практическом этапе (октябрь-май) проводится основная работа по спортивной адаптации детей с ОВЗ, теоретическое обоснование и практическое внедрение с целью определения эффективности разработанных спортивно-оздоровительных мероприятий в системе физкультурного образования детей – инвалидов.
Третий итоговый этап (июнь) - анализ и обобщение результатов, корректировка программ и оформление материала по проекту.
Содержание работы
За семилетний опыт работы в специальном общеобразовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учителем, я убедился, что адаптивная физкультура и спорт открывают перед ребенком новые горизонты, учат стойкости и выносливости, заставляют радоваться жизни, преодолевать страхи и комплексы.
Основная цель моих спортивных занятий: коррекция физического развития детей с особыми образовательными потребностями. Занятия физкультурой способствуют:
-повышению интереса к занятиям спортом;
-созданию положительной динамики в состоянии и укреплении здоровья обучающихся;
-адаптации организма к физическим нагрузкам.
Основным механизмом для решения поставленных мною задач является выстроенная система педагогической, коррекционно-развивающей и физкультурно-оздоровительной работы, которая обеспечивает целенаправленное воздействие на психофизическое здоровье школьников. Система физического воспитания в нашем общеобразовательном учреждении включает в себя: уроки физической культуры как основную форму организации учебной работы, физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня, внеклассную и спортивно-массовую работу.
На занятиях физической культуры проводится полноценная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Используется дифференцированная нагрузка и индивидуальный подход к каждому ученику. На занятиях органически сочетаю общеразвивающие и специальные упражнения, учитывая, что от объема специальных упражнений зависит величина общей нагрузки на уроке.
На начальном этапе занятий большой акцент делаю на общеразвивающие упражнения, затем постепенно увеличиваю уровень специального воздействия. Также на занятиях применяю задания активно-двигательного характера, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся: подвижные и спортивные игры для детей. Комплекс таких заданий способствуют эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. На уроках создаю специальные условия, для развития каждого воспитанника в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, для удовлетворения индивидуального творческого саморазвития и самосовершенствования. Через формирование потребности обучающихся в здоровом образе жизни в своей работе уделяю большое вниманию укреплению физического и духовного развития: спортивные праздники, соревнования. Реализую дополнительные адаптированные образовательные программы для учащихся с двигательными нарушениями, обусловленные социальным заказом детей и их родителей.
На занятиях развиваю у детей устойчивую мотивацию к созиданию, обучению и самообразованию через деятельность учащихся. Комплексное тестирование физических качеств помогает выявлять и развивать у детей с ОВЗ способности к физкультурно-спортивной деятельности. Оказываю помощь, провожу индивидуальные коррекционные занятия, консультации для участников образовательного процесса, развиваю и поддерживаю их спортивные способности и интерес к физической культуре, применяя различные формы организации урочной и внеурочной деятельности: спортивные праздники. В своей работе сотрудничаю с родителями, приобщая их к учебно-воспитательному процессу. Вместе с детьми они принимают активное участие в общешкольных соревнованиях. Воспитываю у учащихся сознательное и активное отношение к физической культуре, путем разъяснительной работы, убеждаю обучающихся в том, что физические упражнения являются средством укрепления здоровья и средством ликвидации двигательных дефектов. В своей работе применяю прием «успеха», акцентирую внимание на успехах занимающихся, т. к. такой подход способствует воспитанию у детей уверенности в своих силах: поощрение грамотами и памятными подарками.