Файл: Физкультурнооздоровительная адаптация детей с овз с помощью спортивной и внеурочной деятельности в школеинтернате.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы направлена мной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям, так как двигательная активность - важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации, а применение их (физических упражнений) — всегда педагогический, образовательный процесс. В результате спортивно-оздоровительной работы механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, с другой — развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. Только в результате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершенствовать физическую работоспособность ребенка-инвалида, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.
На уроках обращается внимание на то, чтобы учащиеся умели:
-
анализировать выполнение своих движений и движений товарищей (гимнастика – один выполняет кувырок вперед, остальные анализируют выполнение упражнения или работа в парах – один командует, второй выполняет повороты, затем меняются); -
выполнять упражнения по словесной инструкции (во время разминки объясняется упражнение – затем дети выполняют без показа учителя); -
запоминание комбинаций упражнений, усвоения названий движений и исходных положений (комбинация упражнений на гимнастической скамейке; выполнение на полу с проговариванием исходных положений, упражнений шагов под счет).
Основные технологии, используемые в системе адаптивной физкультурно-спортивной работы:
1) Здоровьесберегающие технологии.
2) Игровые технологии. Использование игр и упражнений: на повышение уверенности в себе, для преодоления затруднений в общении, на развитие чувствовать настроение и сопереживание окружающим, на снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций.
3) Технологии сопровождения.
4) Технологии коррекционно-развивающего обучения.
5) Работа в малых группах с учетом сопутствующего дефекта.
Для коррекции отклонений и нормализации состояний психоэмоционального уровня (агрессивности, тревожности, неуверенности) используются следующие педагогические приёмы:
-
при малогрупповых формах занятий комплектование группы производится с учётом уровня подготовленности и симпатий друг к другу; -
положительные стороны занимающихся подчёркиваются, недостатки скрываются; -
успехи поощряются; -
использование релаксационных упражнений с целью снятия утомления, перенапряжения, усталости, возбуждения.
Наряду с перечисленными приемами проводятся специальные игры, направленные на чувства эмпатии, умение взаимодействовать со сверстниками, способствующие сплочению детского коллектива, снятию эмоционального и мышечного напряжения, повышению самооценки, преодолению страха.
На уроках физкультуры применяются речевые упражнения и игры, способствующие развитию речи, выработке хорошей дикции, улучшению слуховой и двигательной памяти, обогащению словарного запаса школьников, регуляции темпа ритма, координации движений и других двигательных характеристик. Таким образом, решаются задачи, направленные на ослабление основного дефекта учащихся.
На занятиях физического воспитания формируются поведенческие и гигиенические навыки: соблюдение правил игры и соревнований, поддержание опрятного внешнего вида.
Особенностью специальных коррекционных школ являются неоднородность состава учащихся по уровню как психического, так и физического развития. Поэтому оптимизация процесса обучения во многом зависит от индивидуального подхода к детям. Метод круговой тренировки способствует реализации принципа индивидуального подхода в процессе физкультурно-оздоровительной работы на уроках физической культуры: в классе 9 человек – 9 станций. На каждой станции учащийся выполняет хорошо знакомое ему упражнение в течение одной минуты, затем дети меняются станциями. На одной из станций учитель работает с учеником индивидуально. Развивается умение работать самостоятельно.
В настоящее время разработано немало педагогических технологий оздоровления аномального ребенка средствами физической культуры, что является одним из направлений его социальной реабилитации. Одной из таких технологий является паспортизация состояния здоровья и физического развития ребенка.
Паспорт здоровья можно рассматривать как средство мониторинга успешности, саморефлексии, мотивирующей обучающихся на достижение результатов и помогающий избежать стрессового состояния. Паспорт здоровья позволяет наблюдать изменения состояния здоровья детей, создавать определенные условия на уроках и во внеурочное время в соответствии с их нарушениями в развитии, рекомендовать занятия определенными видами спорта.
Содержанием паспорта здоровья являются показатели физического развития, двигательных способностей, а также ряд параметров, характеризующих состояние здоровья. При выполнении какого-либо упражнения результаты ученика сравниваются с прошлогодними, анализируются и, если упражнение выполнено лучше, оценка повышается на 1 балл. Нет отрицательных оценок, нет разочарования в занятиях физкультурой, нет чувства тревоги, страха.
Постоянное педагогическое наблюдение за каждым учеником способствует выявлению индивидуального развития учащихся, необходимого для осуществления личностно-ориентированного обучения, что является одним из требований к учителю новой школы.
Для детей с ослабленным здоровьем, имеющим врожденные хронические заболевания и низкую физическую подготовленность, проводятся индивидуальные занятия ЛФК. Занятия направлены на коррекцию и компенсацию имеющихся у них недостатков физического развития и моторики. Главное средство лечебной физкультуры – специально подобранные, методически оформленные физические упражнения. На уроках физкультуры, занятиях ОФП и ЛФК решаются не только образовательные, воспитательные, но и коррекционно-компенсаторные, лечебно-оздоровительные задачи, и владеть специальными педагогическими приемами, направленными на коррекцию развития учащихся. Главное средство лечебной физкультуры – специально подобранные, методически оформленные физические упражнения.
В своей работе с детьми с ОВЗ применяю основные принципы коррекционной работы:
-
индивидуальный подход к каждому ученику; -
предотвращение наступления утомления, чередование умственной и практической деятельности, использование нестандартного инвентаря; -
проявление педагогического такта, поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.
В нашей школе созданы все условия для повышения эффективности занятий физкультурой и спортом. Есть спортивный зал, тренажерный зал и зал ЛФК, типовой набор спортивного инвентаря и оборудования, комплекс уличных тренажеров и полоса препятствий.
Использую все существующие формы физического воспитания, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность моей работы зависит от комплексной организации работы, которая заключается в единстве форм учебной и внеклассной, внеурочной деятельности, создании адекватных условий для умственного, физического развития, формирования двигательной сферы с учетом индивидуальных способностей ребенка с особыми образовательными потребностями.
Система спортивной адаптации включает:
-
утреннюю гигиеническую гимнастику (способствует организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся); -
уроки физической культуры (создание положительной динамики в состоянии и укреплении здоровья обучающихся, адаптации организма к физическим нагрузкам); -
спортивные секции (создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта, приобщают учащихся к систематическим занятиям, содействуют их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта); -
соревнования, спартакиады (способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности, проводятся по разным видам на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию - пионербол, баскетбол, футбол, волейбол); -
спортивные праздники (массовые зрелищные мероприятия, стимулируют желание школьников к самостоятельным занятиям физкультурой, посвящены тематическим датам - «Весёлые старты», «Рыцарский турнир», «Широкая масленица»); -
спортивные часы (позволяют снять функциональное напряжение и утомление, переключить детей на новый вид деятельности, создают положительный эмоциональный настрой); -
дни здоровья (снимают утомление, повышают работоспособность учащихся, популяризируют физкультуру и прививают школьникам любовь к ней, способствуют формированию навыков ЗОЖ у учащихся, способствуют активному отдыху и интересному проведению досуга).
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья исключительно важное значение имеет внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию. Она строится с учетом задач программы по физкультуре. Физкультурные мероприятия способствуют организации целесообразного отдыха, формированию здорового образа жизни, нормализации поведения расторможенных, легко возбудимых детей и активизации вялых, пассивных; социальной адаптации и реабилитации учащихся. Ежегодно дети с удовольствием посещают спортивные секции и кружки: ОФП, настольный теннис, волейбол, футбол, плавание и лыжи.
Целью спортивных кружков и секций является максимально возможная самореализация детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни и как следствие, социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны осуществляться не только на приспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых сограждан, но и с учётом их собственных условий.
Специфика двигательной деятельности тренировочных занятий способствует рациональному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности, увеличению подвижности суставов, укреплению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов ( быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие реакции выбора, концентрация внимания, распределение внимания, объём поля зрения, оперативность мышления, моторная выносливость).
Спортивная секция обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить учебно - тренировочный процесс получать положительные сдвиги в развитии организма и формировать и корректировать в соответствии с возрастными особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков.
Основные задачи для детей с нарушениями в развитии: укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, коррекция основных навыков движения в ходьбе, беге, метании, прыжках, привитие стойкого интереса к занятиям физкультурой и спортом, приобретение знаний по здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек, воспитание черт спортивного характера, приобретение навыков контроля состояния здоровья:
Развитие физических качеств - обязательное условие для каждого занятия, способствующее повышению двигательной подготовленности детей. Главное в работе с детьми с нарушениями в развитии, чтобы занятия вызывали большой интерес, были эмоциональными, носили игровой характер. Подвижные игры применяются целенаправленно с учётом задач учебно - тренировочного занятия. Важным является подбор наиболее эффективных методов и методических приёмов в организации игровой деятельности занимающихся. Принимается во внимание уровень физической подготовленности занимающихся, а также условия, в которых проводятся занятия. В игре легче показать наиболее целесообразные и экономичные игровые приёмы, выгодные тактические действия.