Файл: Разработка элективного курса по астрономии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт физики, технологии экономики
Кафедра теории и методики обучения физике,
технологии и мультимедийной дидактики
Разработка элективного курса по астрономии
в средней школе
Выпускная квалификационная работа
Квалификационная работа допущена к защите
Зав. Кафедрой
ТиМОФТиМД д-р пед. наук, профессор,
Усольцев Александр
Петрович
_____ ________
дата подпись
Руководитель ОПОП:
Щербакова Вера Борисовна канд. пед. наук, доцент
_______________
Подпись
Екатеринбург
2017
Исполнитель:
Белина Любовь Ивановна студентка группы БФ-43
_____ ________
дата подпись
Научный руководитель:
Усольцев Александр Петрович, д-р пед. наук, профессор
______________
подпись

Содержание
Введение...................................................................................................................2
ГЛАВА 1. АСТРОНОМИЯ КАК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ.....4 1.1. История преподавания астрономии в России................................................4 1.2. Основные задачи астрономии.........................................................................9 1.3. Межпредметные связи...................................................................................13
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ АСТРОНОМИЯ....................................................17 2.1. Астрономия сегодня.......................................................................................17 2.2. Использование информационных технологий............................................23
в преподавании астрономии.................................................................................23 2.3. Проблемы и перспективы развития астрономии.........................................27
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО АСТРОНОМИИ.......34 3.1. Понятие элективных курсов..........................................................................34 3.2. Программа элективного курса по астрономии для 11 класса....................40
Заключение.............................................................................................................50
Приложения...........................................................................................................55 2

Введение
Становление личности – процесс социализации учащегося, который заключается в осознании им мира, принятие общественных общепринятых законов, умение взаимодействовать с другими людьми. На сегодняшний день,
одной из актуальных и важнейших проблем современного образования является формирование целостной картины мира у учащихся в процессе обучения.
Во времена коммунистического строя, одной из главных задач учителя являлось формирование научного мировоззрения у учащихся,
заключающееся во взгляде на мир не только с научной точки зрения, но и с философской, идейной, нравственной. В настоящее время у образовательных организаций недостаточно возможностей для формирования у учащихся понимания единства картины мира. Одной из причин является отмена некоторых школьных дисциплин, без которых формирование целостности проблематично. Невозможно сформировать понимание единства сущности мира, обучая лишь своему конкретному предмету, забывая о философской,
эстетической и других сторонах жизни.
Одним из способов решения данной проблемы является введение в школьную программу элективного курса по астрономии.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать элективный курс по астрономии в средней школе.
Объектом
исследования представленной выпускной квалификационной работы является процесс обучения астрономии в средней школе.
Предмет исследования: разработка рабочей программы элективного курса по астрономии.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза: введение в 11 класс элективного курса по астрономии способствует формированию у обучающихся научной картины мира.
3


Для реализации поставленной цели и проверке выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1.
Рассмотреть историю преподавания астрономии.
2.
Рассмотреть общие положения об элективных курсах.
3.
Разработать рабочую программу элективного курса по астрономии.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования:
1.
Опрос учащихся, родителей и учителей.
2.
Анализ собранных данных.
3.
Изучение учебной и научно-популярной литературы по астрономии.
4.
Конструирование учебного материала.
4

ГЛАВА 1. АСТРОНОМИЯ КАК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ
1.1. История преподавания астрономии в России
Астрономия является одной из древнейших наук, истоки которой относятся к каменному веку (VI-III тысячелетия до н. э.). Астрономия изучает движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем.
Человека всегда интересовал вопрос о том, как устроен окружающий мир, и какое место он в нем занимает. У большинства народов еще на заре цивилизации были сложены особые - космологические мифы, повествующие о том, как из первоначального хаоса постепенно возникает космос (порядок),
появляется все, что окружает человека: небо и земля, горы, моря и реки,
растения и животные, а также сам человек [1].
Начало научных астрономических работ в России относится к периоду реформ Петра
I. В 1701 г. в Москве была организована «школа математических и навигацких хитростно искусств учения» и при ней обсерватория, помещавшаяся в Сухаревой башне. Здесь проходили практику в необходимых для мореплавания астрономических наблюдениях морские штурманы, обучавшиеся в школе [2].
С начала XVIII в. астрономия изучалась в специализированных учебных заведениях, а после 80-х годов XVIII в. астрономия получила распространение в общеобразовательных школах.
Важную роль в совершенствовании преподавании астрономии играло
Русское астрономическое общество, организованное в Петербурге в 1890 г.
Постепенно находили распространение идеи преподавания астрономии на основе самостоятельных наблюдений учащихся. В 1911 г. была опубликована книга Н. Ф. Платонова «Практические занятия по начальной астрономии», в которой наблюдения и практические занятия по астрономии анализировались в соответствии с возрастными особенностями учащихся и их интересами.
5


Н. Ф. Платонов подчеркивал, что наблюдения необходимо проводить до изучения явлений в классе, а также обращал внимание учителей на желательность любительской работы с учащимися, проявляющими интерес к изучению астрономии [3].
Методические идеи и лучший опыт прогрессивного русского учительства впоследствии стал основой развития советской методики преподавания астрономии.
Чтобы оценить значение выдвижения на первое место мировоззренческой роли астрономии как учебного предмета, нужно помнить,
что в дореволюционной школе вообще не допускалась критика религии.
Практически это приводило к тому, что в русских учебниках конца XIX и начала XX в. не вскрывалась роль открытия Коперника, а говорилось лишь о
«гипотезе Коперника о движении Земли», не упоминались имена Галилея и
Бруно, почти не затрагивались вопросы космогонии.
В молодой советской школе значение обучения основам астрономии для формирования диалектико-материалистического мировоззрения понималось главным образом как изложение учения о вращении и обращении
Земли и биографий ученых, отстаивавших гелиоцентрическую систему мира.
Этому в значительной мере способствовало неопределенное и неустойчивое положение астрономии в школе, не сразу выделившейся в самостоятельный учебный предмет. Так, в период «комплексных методов», а затем в период
«методов проектов» астрономические темы были разрознены и бессистемно включались в различные годы школьного обучения. «Все это фактически переводило преподавание астрономии в разряд внешкольной работы, и приводило к тому, что твердых и цельных знаний об окружающем мире учащиеся не получали, а тем самым задача формирования марксистско- ленинского мировоззрения учащихся в этой области не осуществлялась»
[4].
В 30-х годах астрономия как учебный предмет вошла в советскую среднюю школу, и отметка по астрономии была включена в аттестат зрелости.
6

Первый стабильный учебник по астрономии для средней школы был написан профессорами М. Е. Набоковым и Б. А. Воронцовым-
Вельяминовым. В 1947 г. этот учебник был заменен учебником Б. А.
Воронцова-Вельяминова.
В послевоенный период методика преподавания астрономии в нашей стране развивалась на основе изучения и обобщения передового опыта советских и зарубежных учителей астрономии.
Результатом усилий учителей, методистов и астрономической общественности нашей страны явились определенные успехи, достигнутые в преподавании астрономии [3].
В советский период астрономия являлась отдельным самостоятельным предметом, занимающим 35 часов в 10-11 классах. Хоть на астрономию отводился один час в неделю, это не мешало быть нашей стране лидером в освоении космоса и владеть большим количеством интересующихся наукой людей.
Астрономия перестала быть основным предметом школьного курса в
1991 году. В 2008 году по приказу Министерства образования и науки решение о преподавании астрономии было отдано руководству школы.
Многие учебные организации предоставляют информацию в виде кратких сведений по изучаемой дисциплине в рамках интегрированных уроков. В начальной школе астрономия вводится в программу с помощью предмета Природоведение. В средней школе астрономия рассматривается в курсе физики. В настоящее время в школах вводятся дисциплины по изучению религии. Имея мало знаний по астрономии, выпускники часто путают астрономию с астрологией, полагая, что гороскопы, предсказания являются частью астрономии и принимают это за истину.
Нынешние учащиеся, получают знания о Вселенной, просматривая зарубежные фильмы, играя в компьютерные игры, а также через интернет, где информация не всегда является достоверной. Благодаря ложной информации,
подростки уверены, что НЛО похищает людей, высадка американцев на Луну
7


– это мистика, что существует совместимость людей по гороскопу т.д.
Незнание законов природы приводит иной раз к смехотворным ситуациям,
например одна из таких случилась с высокопоставленным лицом в
Челябинской области, где в феврале 2013 года упал метеорит.
Официально астрономию в школах не отменяли, ее изучение отдали на усмотрение школ. Для того чтобы преподавать какую-либо отдельную дисциплину необходимо:
1)
Письменное соглашение родителей.
2)
Материально-техническая база.
3)
Наличие опытного преподавательского состава, способного обучать дисциплине.
Как правило, у родителей и учащихся больший интерес направлен на успешную сдачу Единого государственного экзамена, поэтому многие родители отказываются от дополнительных дисциплин в учебной программе.
Материально-техническая база может и не иметь больших затрат.
Преподавательский состав, готов вести дисциплину, если будут заинтересованные родители и учащиеся, материально-техническое оснащение и финансовая поддержка.
Ученые, которые участвовали в конференции в честь года Астрономии,
выступали с заявлениями по устранению неграмотности населения, в частности молодого поколения, обуславливая тем, что астрономия является частью культуры и истории. На сегодняшний день, эта наука затрагивает многие сферы деятельности человека и является одной из динамично развивающихся дисциплин.
Новая глава Минобрнауки Ольга Васильева в сентябре 2016-го заявила:
астрономия в школах России появится в 2017-м. Это произойдёт за счёт второго иностранного языка, на который выделено 250 часов. Если сократить их, будет найдена возможность включения уроков в базовую программу общеобразовательной школы. В качестве учебника будет предложен вариант
Страута Е. К. и Воронцова-Вельяминова Б. А. Ввиду перегруженности
8
учащихся планируется предусмотреть один час в неделю на новый предмет
[5].
Высокопоставленные лица и общество понимают опасность отставания нашей некогда космической державы во многих направлениях. Профессора заостряют внимание на том, что астрономия в школе должна расширять кругозор, формировать естественно-научную картину мира, следовательно,
должна быть введена в школьную программу. Учащиеся начинают интересовать звёздным небом еще в раннем возрасте, но они еще не имеют того объёма знаний, который необходим для освоения и понимания астрономических явлений. Важность астрономии заключается в том, что через астрономию у учащихся формируется представление о законах физики не на Земле, а за ее пределами. Они знакомятся с Вселенной, со звездами,
различными научными открытиями в области астрономии. С помощью правильно преподнесенной информации у подростков формируется любознательность и познавательный интерес. Одной из проблем возвращения астрономии в школах является подготовка кадров, для этого нужно вернуть кафедры по астрономии, заинтересовать население, ученых и выделить некоторый бюджет.
Некоторые считают, что астрономия не сможет реализовать себя, как отдельный самостоятельный предмет. Необходимо будет включение астрономии в смежные предметы такие как: физика, география, химия и т.д.
Также нужно будет пересмотреть и видоизменить программу,
ориентированную на современное обучение. Важно заинтересовать учащихся и добиться, чтобы естественные науки, такие как астрономия, физика, химия и т.д. стали престижными в нашем обществе.
Существуют некоторые опасения, связанные с появлением в школах дисциплин направленных на религиозное воспитание. Ведь разногласия этих двух представлений о развитии нашего мира были известны еще с древнейших времен.
9


1.2. Основные задачи астрономии
В советской школе астрономия была важной образовательной дисциплиной. Она способствовала формированию материалистического мировоззрения у учащихся, а также научному представлению о Вселенной.
Идеологическая значимость предмета астрономии была значимой при определении роли дисциплины в учебном процессе в этот период времени.
Астрономия была и является мировоззренческой учебной дисциплиной.
Она предоставляет учащимся базовый минимум знаний и умений. Учащиеся обретают навыки в области практической астрономии, знакомятся с оптическими и угломерными приборами, а также решают задачи по астрономии с использованием формул, карты звездного неба и т.д.
В Российской средней школе предмет астрономии является завершающим курсом физико-математического образования.
Современный ФГОС задаёт высокий уровень требований к метапредметным результатам обучения. В частности требуется овладение
«навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками решения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания». Задать и обеспечить такой уровень подготовки невозможно без прямого использования методологии познавательной деятельности, в рамках нашего предмета удачно выраженной ориентировкой научного метода познания «факты, проблема – гипотеза, модель – следствия,
выводы – эксперимент, опыт понимания и конструирования» [6].
Отличительной чертой астрономии является то, что она не может существовать без наблюдений и наглядности. Данный курс помогает формировать у учащихся общие современные представления о Вселенной.
Он вводит основные физические понятия, которые способствуют пониманию и получению новых знаний в процессе самообразования, а также учит выпускников фильтровать из огромного потока информации достоверные научные сведения.
10

Реализация формирования УУД (универсальные учебные действия)
направлена на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию.
Личностными результатами являются следующие качества:

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

формирование умения находить адекватные способы поведения,
взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке [7].
Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД).
К регулятивным УУД относится:

нахождение проблемы исследования;

постановка вопросов;

выдвижение гипотез;

рекомендация альтернативных способов решения проблем и выбор наиболее эффективный.
Познавательные УУД:
11