Файл: Разработка элективного курса по астрономии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Что такое пульсары.
- Что такое млечный путь.
- Каковы размеры и форма Галактики.
- Что такое «Красное смещение».
- Что такое Метагалактика.
Уметь:
- Находить созвездия на небе.
- Определять по ШАК (школьный астрономический календарь), какие планеты и в каких созвездиях будут видны в данном месяце.
- Вычислять периоды обращения планет по известным расстояниям их от Солнца.
- Вычислять линейные размеры тел Солнечной системы по их угловым размерам.
- Знать скорость удаления галактики, вычислять расстояние до нее.
- Уметь вычислять расстояния до звезд по годичным параллаксам.
- Используя знания по пройденному материалу, уметь отстаивать и обосновывать свою точку зрения.
Календарно-тематическое планирование по астрономии 11 класс
Всего 32 часа, 1 час в неделю
Учебник Воронцов-Вельяминов Б.А.
Таблица 1
Календарно – тематическое планирование
Номер
1   2   3

Тема занятий
кол-во
часов
1
Введение
2
1.1.
Предмет астрономии: Что изучает астрономия. Ее значение и связь с другими науками. Структура и масштабы вселенной.
1
1.2.
Наблюдение - основа астрономии: Особенности астрономии и ее методов. Телескопы.
1
2
Практические основы астрономии
5
2.1.
Звезды и созвездия. Небесные координаты звездные карты.
1
2.2.
Видимое движение звезд на различных географических широтах:
Высота полюса над горизонтом. Высота светила в кульминации.
1
2.3.
Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.
Движение и фазы Луны.
1
2.4.
Время и календарь: Точное время и определение географической долготы. Календарь
1
Самостоятельная работа: «Предмет астрономия»
1
3
Строение Солнечной системы
9
45

3.1.
Развитие представлений о строении мира: Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
1
3.2.
Конфигурация планет. Синодический период: Конфигурация планет и условия их видимости. Синодический и сидерический периоды обращения планет
1
3.3.
Законы движения планет Солнечной системы.
1
3.4.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе:
Форма и размер Земли
1
3.5.
Определение расстояний в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Определение размеров светил.
1
3.6.
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Закон всемирного тяготения
1
3.7.
Возмущения в движении тел Солнечной системы. Масса и плотность Земли. Определение массы небесных тел. Приливы и отливы.
1
3.8.
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов к планетам Солнечной системы
1
Контрольная работа: «Строение Солнечной системы»
1
4
Природа тел солнечной системы
5
4.1.
Общие характеристики планет.
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Система Земля-Луна. Земля. Луна.
1
4.2.
Планеты земной группы: Общность характеристик. Меркурий
Венера. Марс.
1
4.3.
Далекие планеты. Общность характеристик планет-гигантов.
Спутники и кольца планет-гигантов. Плутон.
1
4.4.
Малые тела Солнечной системы. Малые планеты. Кометы.
Метеоры, болиды и метеориты.
1
Самостоятельная работа: «Кроссворд – Солнечная система»
1
5
Солнце и звезды
6
5.1.
Солнце - ближайшая звезда. Энергия и температура Солнца.
Состав и строение Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность
1
5.2.
Расстояние до звезд. Характеристики излучения звезд
Годичный параллакс и расстояния до звезд
1
5.3.
Видимая и абсолютная звездные величины. Светимость звезд.
Спектры, цвет и температура звезд. Диаграмма "спектр - светимость".
1
5.4.
Массы и размеры звезд. Двойные звезды. Определение массы звезд.
Размеры звезд. Плотность их вещества. Модели звезд.
1 46


5.5.
Переменные и нестационарные звезды
Пульсирующие переменные
Новые и сверхновые звезды
1
Итоговый тест по всему материалу
1
6
Строение и эволюция Вселенной
5
6.1.
Наша Галактика
Млечный Путь и Галактика
1
6.2.
Звездные скопления и ассоциации
Межзвездная среда: газ и пыль
1
6.3.
Движения звезд в Галактике. Ее вращение
Другие звездные системы-галактики
1
6.4.
Основы современной космологии
Жизнь и разум во Вселенной
1
Проектная работа - рефераты
1
Итог
32
Содержание учебного предмета, курса
I.
Введение
Предмет астрономии: Что изучает астрономия. Ее значение и связь с другими науками. Структура и масштабы вселенной. Наблюдение - основа астрономии: Особенности астрономии и ее методов. Телескопы.
II.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Небесные координаты звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах: Высота полюса над горизонтом. Высота светила в кульминации. Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Время и календарь: Точное время и определение географической долготы. Календарь.
III.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира: Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Конфигурация планет. Синодический период: Конфигурация планет и условия их видимости. Синодический и сидерический периоды обращения планет. Законы движения планет
47

Солнечной системы. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе: Форма и размер Земли Определение расстояний в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Определение размеров светил.
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Закон всемирного тяготения. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Масса и плотность Земли. Определение массы небесных тел. Приливы и отливы.
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов к планетам Солнечной системы.
IV.
Природа тел солнечной системы
Общие характеристики планет. Солнечная система как комплекс тел,
имеющих общее происхождение. Система Земля-Луна. Земля. Луна. Планеты земной группы: Общность характеристик. Меркурий Венера. Марс. Далекие планеты. Общность характеристик планет-гигантов. Спутники и кольца планет-гигантов. Плутон. Малые тела Солнечной системы. Малые планеты.
Кометы. Метеоры, болиды и метеориты.
V.
Солнце и звезды
Солнце - ближайшая звезда. Энергия и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность. Расстояние до звезд. Характеристики излучения звезд. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Видимая и абсолютная звездные величины. Светимость звезд.
Спектры, цвет и температура звезд. Диаграмма "спектр - светимость". Массы и размеры звезд. Двойные звезды. Определение массы звезд. Размеры звезд.
Плотность их вещества. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Пульсирующие переменные. Новые и сверхновые звезды.
VI.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Млечный Путь и Галактика. Звездные скопления и ассоциации. Межзвездная среда: газ и пыль. Движения звезд в Галактике. Ее вращение. Другие звездные системы-галактики. Основы современной космологии. Жизнь и разум во Вселенной [28].
Методическое обеспечение программы
48


Литература для учителя:
1.
Воронцов-Вельяминов Б. А. Сборник вопросов и задач по астрономии. М.: Просвещение, 1980. 56 с.
2.
Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут. Е. К. Астрономия 11 класс.
М.: Дрофа, 2012. 224 с.
3.
Зигель Ф. Ю. Астрономы наблюдают. М.: Наука, 1985.192 с.
4.
Малахова Г.И., Страут Е.К. Дидактический материал по астрономии. М.: Просвещение, 1979. 96 с.
5.
Цесевич В. П. Что и как наблюдать на небе. М.: Наука, 1979. 304
с.
Литература для учащихся:
1.
Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут. Е. К. Астрономия 11 класс.
М.: Дрофа, 2012. 224 с.
2.
Комаров В. Н. Приглашение к звездам. М.: Детская литература,
1985. 127 с.
Заключение
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были определены и выполнены задачи:
1.
Проведен анализ преподавания астрономии в России.
2.
Выделены в результате анализа научно-методической литературы требования к современному курсу астрономии в школе.
3.
Определены требования к астрономическим знаниям выпускников средних образовательных заведений РФ:
1)
будет проходить массовая подготовка учителей физики,
обладающих необходимыми знаниями по астрономии;
49

2)
будет разработана методика сообщения астрономических знаний учащимся как в рамках интегративного курса "Физика и астрономия", так и отдельным учебным предметом;
3)
астрономия будет включена в школьный курс и в нормативные документы средней школы.
4.
Рассмотрена научно-методическая литература по организации элективных курсов.
5.
Проведен опрос среди учащихся, их родителей и учителей. По результатам опроса выявлено: отношение к астрономии как к школьному предмету, и желание посещать элективный курс по астрономии.
Среди опрошенных учеников и их родителей половина согласилась посещать элективный курс. Опрошенные учителя физики согласились вести элективный курс по астрономии, указав на некоторые дополнительные условия, такие как зарплата, техническое оснащение.
6.
Разработана примерная программа элективного курса по астрономии.
Элективный курс рассчитан для учащихся 10-11 классов, которые проявили по результатам опроса наибольшее желание посещать курс.
Учащиеся будут проводить наблюдения, работать со справочной литературой, астрономическим календарем. Знания, умения и навыки,
приобретенные в ходе обучения на элективном курсе, помогут сформировать естественнонаучную картину мира.
Проверка знаний будет осуществляться с помощью устных опросов,
самостоятельных и контрольных работ.
Разработанная программа может быть использована в классах любого профиля, она способствует развитию познавательных интересов учащихся,
расширению их кругозора, а также формирует научную картину мира,
опираясь на современные проблемы в области астрономии.
50


Библиографический список
1.
Значение астрономии, и ее связь с другими науками // astrogalaxy
URL: http://astrogalaxy.ru/698.html (дата обращения: 16.01.2017).
2.
Библиография русской астрономической литературы // astro- cabinet URL: http://www.astro-cabinet.ru/library.html (дата обращения:
16.01.2017).
3.
Левитан Е.П. Методика преподавания астрономии. М.:
Просвещение, 1965. 228 с.
4.
Попов П.И. Преподавание астрономии в советской средней школе, «Физика в школе». М.: Просвещение, 1947. 45 с.
51

5.
Почему отменена астрономия в школах // fb URL:
http://fb.ru/article/270470/pochemu-otmenena-astronomiya-v-shkolah
(дата обращения: 16.01.2017).
6.
Перевощиков Д. В., Сауров Ю. А. О методике организации познавательной деятельности при изучении астрономии в курсе физики //
Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. №2.
С. 128.
7.
Методическая разработка "Формирование УУД и результаты освоения темы". // infourok URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka- formirovanie-uud-i-rezultati-osvoeniya-temi-625313.html (дата обращения:
16.01.2017).
8.
Рабочая программа по астрономии. ФГОС // multiurok URL:
https://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-po-astronomii-fgos.html (дата обращения: 20.01.2017).
9.
Изучение физики и астрономических явлений // Библиофонд
URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=884482 (дата обращения: 20.01.2017).
10.
Румянцев А. Ю., Серветник Т. А. Учебно-методическое пособие для преподавателей астрономии, студентов педагогических вузов и учителей средних учебных заведений. Магнитогорск: МаГУ, 2003. 312 с.
11.
Методика // Астрономия URL: http://www.astro.websib.ru/astro
(дата обращения: 20.01.2017).
12.
Концепции современного естествознания // robotlibrary URL:
http://robotlibrary.com/book/76-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya/98-
7111-metodologicheskie-ustanovki-klassicheskoj-fiziki-konec-xvii-nachalo-xx- vv.html (дата обращения: 20.01.2017).
13.
Применение новых информационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании // Бесплатная научная электронная библиотека URL: http://disus.ru/knigi/53320-1-primenenie-novih- informacionnih-telekommunikacionnih-tehnologiy-shkolnom-fizicheskom- astronomicheskom-obrazovanii.php (дата обращения: 20.01.2017).
52

14.
Суть научных теорий // Студопедия URL:
http://studopedia.ru/6_43495_sut-nauchnih-teoriy.html (дата обращения:
15.03.2017).
15.
Квантовая механика, ее интерпретация // e-reading URL:
http://www.e-reading.club/chapter.html (дата обращения: 15.03.2017).
16.
Парадоксы вселенной // Тайны древних цивилизаций URL:
https://zhitanska.com/content/paradoksy-vselennoj (дата обращения: 15.03.2017).
17.
Бесконечность
Вселенной
//
liveinternet
URL:
http://www.liveinternet.ru/users/4710172/post224379882 (дата обращения:
15.03.2017).
18.
Теории Вселенной // studfiles URL: http://www.studfiles.ru/preview/
(дата обращения: 15.03.2017).
19.
Вселенная оказалась фракталом // lenta URL:
https://lenta.ru/news/2008/06/25/fractal/ (дата обращения: 15.03.2017).
20.
Модель Вселенной на основе теории суперструн // Техномания
URL: https://texnomaniya.ru/science-news/uchenie-sozdali-model-vselennojj-na- osnove-teorii-superstrun.html (дата обращения: 15.03.2017).
21.
Темная материя // Тайны древних цивилизаций URL:
https://zhitanska.com/content/paradoksy-vselennoj (дата обращения: 15.03.2017).
22.
Почему существует Вселенная // Постсовет URL:
https://www.postsovet.ru/blog/russia/315715.html (дата обращения: 15.03.2017).
23.
Мы живем внутри черной дыры? // Новость плюс комментарий
URL: http://www.newscom.md/rus/mi-zhivem-vnutri-chernoj-diri.html (дата обращения: 15.03.2017).
24.
Ермаков Д. С., Петрова Г.Д. Создание элективных курсов для профильного обучения. М: Лабиринт, 2003. 214 с.
25.
Элективные курсы в профильном обучении // geum URL:
http://geum.ru/doc/work/205843/index.php (дата обращения: 19.04.2017).
26.
Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки // stood- books URL: http://studbooks.net (дата обращения: 24.04.2017).
53