Файл: Разработка элективного курса по астрономии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
черной дырой. Судя по поведению газа, возможно, это устойчивая кротовая нора.
34

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО АСТРОНОМИИ
3.1. Понятие элективных курсов
Элективные курсы (курсы по выбору) - новый элемент учебного плана,
играющий важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы - обязательны для старшеклассников [24].
Цель изучения элективных курсов - ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Элективные курсы должны помочь в решении следующих задач:

Создание условий для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения и связанного с определенным видом профессиональной деятельности.

Оказание помощи старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, в рассмотрении многообразия видов деятельности, с ней связанных.
В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы могут выполнять различные функции:
1.
Повышение уровня изучения базовых учебных предметов;
2.
Изучение смежных учебных предметов на профильном уровне;
реализация межпредметных связей, интеграция разрозненных представлений,
сформированных в рамках отдельных учебных предметов, в целостную картину мира.
3.
Подготовка к сдаче экзаменов на повышенном уровне для учеников, изучающих предмет на базовом уровне.
4.
Ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, профессиональная проба.
5.
Ориентация на совершенствование навыков познавательной,
организационной деятельности [25].
35

Каждая из указанных функций может быть ведущей, но в целом они должны выполняться комплексно.

Виды элективных курсов
Предметные курсы, углубляют и расширяют знания по предметам,
входящих в базисный учебный план школы.
Предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.
1.
Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление учебного предмета, имеющие тематическое и временное согласование с этим учебным предметом.
2.
Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета («Применение производной к исследованию функций»).
3.
Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета («Теория вероятности», «Математическая логика»).
4.
Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
5.
Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.
6.
Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы («История математики», «Великие математики»), так и не входящего в него («История религии»).
7.
Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.),
составлению и решению задач на основе физического, химического,
биологического эксперимента. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе
(«Математические методы в экономике»). Элективные курсы по предметам,
не входящим в базисный учебный план.

Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки
36


Реализация идеи обязательной профильности старшей ступени, ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора. Выбор подросток должен совершить и в отношении индивидуальной образовательной траектории (или профессиональной, если основная школа становится последним этапом школьного образования) и относительно предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предполагает создание условий в основной школе, позволяющие ученику совершить этот выбор, а именно - введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.
На этапе предпрофильной подготовки элективные (обязательные курсы по выбору) курсы поддерживают у школьников интерес к той или иной учебной дисциплине. Проверяют возможности, способности ребят. Помогают им выбирать профиль обучения в старшей школе, т.е. имеют развивающую,
деятельностную, практическую направленность [26].
Основные цели, стоящие перед элективными курсами в основной школе:

создать условия, способствующие осознанному выбору профиля обучения в старшей школе;

способствовать формированию личной ответственности учащихся за сделанный выбор профиля обучения в старшей школе.
В 10-11 классах целью элективного курса является расширение,
углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля.
Это главные отличия элективных курсов в 9-х классах и в 10-11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны.

Мотивы выбора школьниками элективных курсов
Так как элективные курсы выбираются самими учащимися, они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора
37
курса. Следует отметить, что к основным мотивам выбора элективных курсов в 9-11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся:
1.
подготовка к экзаменам по профильным предметам;
2.
приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;
3.
возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
4.
любопытство;
5.
поддержка изучения базовых курсов;
6.
профессиональная ориентация;
7.
интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.
Выбор элективных курсов в средней школе является одним из наиболее важных решений для всех учащихся, который наилучшим образом достигается совместными усилиями самих учащихся, родителей и учителей.
Цель опытно-поисковой работы, проводимой на базе МОУ СОШ № 134, заключается в том, чтобы выявить степень заинтересованности учащихся, их родителей и учителей в проведении элективного курса по астрономии.
Задачи поставленные в ходе опытно-поисковой работы:
1.
Сформировать у учащихся представление об элективном курсе по астрономии.
2.
Провести опрос среди учащихся 7-11 классов, их родителей и учителей.
3.
Проанализировать собранные данные.
Элективный курс ознакомит учащихся с составом и структурой
Вселенной. Астрономия - это научное исследование содержания всей
Вселенной.
Элективный курс по выбору предоставляет учащимся изучение Вселенной и условий, свойств и движений тел в космосе.
В ходе изучения курса астрономии желающим можно предложить посетить следующие планетарии и обсерватории: Коуровская
38

астрономическая обсерватория, Екатеринбургский планетарий,
Астрономическая обсерватория института ФГАОУ ВПО Уральский
Федеральный университет-УрФУ имени Первого президента России Б. Н.
Ельцина, Астрономическая обсерватория, Планетарий в Челябинском государственном краеведческом музее, Планетарий в Челябинске,
«Мегаполис Кидс», Обсерватория ЧГПУ.
Планетарии предлагают широкий спектр познавательных видеороликов, фильмов, также учащиеся могут прослушать некоторые лекции, включающие разные темы по астрономии, посетив Челябинскую обсерваторию при Челябинском государственном педагогическом университете, учащиеся могут через телескоп более детально рассмотреть
Луну.
В мобильном планетарии «Галактика» имеется цифровой купольный планетарий, позволяющий взрослым и детям увидеть разные астрономические явления такие как: падающие звезды, лунное и солнечное затмение, движение планет и т.д.
Благодаря посещению экскурсий, у учащихся развивается интерес к познанию окружающего мира, они позволяют более наглядно рассмотреть и описать космические объекты, астрономические процессы и явления.
По изучению элективного курса учащиеся смогут научиться описывать астрономические явления, находить на небе звезды и планеты, а также ориентироваться по звездному небу, и что немало важно, грамотно обосновывать свою точку зрения, приводить примеры взаимосвязи природных явлений.
Учащимся предложено пройти анонимный опрос, по результатам которого будет выявлено желание посещения элективного курса по астрономии (Приложение 1).
Диаграмма показывает, что 64% учащихся хотят посещать элективный курс по астрономии. Учащиеся не только положительно отозвались об астрономии, но также отвечая на вопрос, почему нужна астрономия,
39
ответили, что им интересно как устроена наша Вселенная, что такое черные дыры, есть ли на самом деле НЛО. Остальные 33% учащихся указали, что они не хотят тратить на это время.
Рис.6. Диаграмма опроса учащихся.
По данным опроса родителей, 67% положительно отозвались об элективном курсе и хотят, чтобы дети изучали астрономию. Остальные 33%
написали, что предмет интересный, но считают: что дети и так перегружены учебой, что у детей нет на это время, лучше брать дополнительные курсы по профильным предметам, которые будут сдавать.
Рис.7. Диаграмма опроса родителей.
При проводимом исследовании, 3 учителя физики согласились вести элективный курс по астрономии. Опрашиваемые учителя отметили, что
40

неотъемлемой частью для изучения курса астрономии является использование материально-технической базы.
Она включает в себя:
1)
Иллюстративный материал.
2)
Мультимедийные средства.
3)
Демонстрационное оборудование.
Иллюстративный материал включает в себя: таблицы, схемы строения солнечной системы, модель строения некоторых планет, портреты ученных,
внесших вклад в развитие астрономии и физики.
Мультимедийные средства подразумевают использование видеороликов, фильмов в соответствии с изучаемой темой. С помощью мультимедийных средств можно наблюдать эволюцию развития Вселенной и приборов, с помощью которых она изучается.
Демонстрационное оборудование предназначено для более эффективного изучения и восприятия учебного материала. В него входят:
глобус, макеты планет Солнечной системы, у которых имеется твердая поверхность, модель солнечных часов и т.д.
Итак, по результатам проводимого опроса, элективный курс по астрономии можно проводить в средней школе, и в соответствии с результатом была разработана рабочая программа элективного курса.
3.2. Программа элективного курса по астрономии для 11 класса
Аннотация
Элективный курс рассчитан для учащихся средней школы,
интересующихся астрономией. Курс имеет межпредметные связи с несколькими дисциплинами: физикой, философией, математикой,
географией, химией и т.д. Элективный курс поможет сформировать представление о материальном единстве мира и единстве всех физических законов и явлений в целом для Вселенной, а также позволит повысить эффективность обучения у учащихся.
Пояснительная записка
Актуальность:
41

Одной из важнейших проблем современного образования является формирование целостной картины мира у учащихся в процессе обучения.
Разработка элективного курса по астрономии позволит в некоторой степени решить эту проблему.
В советское время на предмет отводилось 35 часов в 10-11 классах,
после реформы образования 1991 года, предмет перестал быть базовым и носил факультативный характер. В настоящее время астрономия вновь вводится в школьную программу и будет преподаваться в 10-11 классах по 1
часу в неделю.
Астрономия объединяет предметы естественнонаучного цикла, таких как: физика, математика, география, что позволяет учащимся расширить свои знания не только в области базовых предметов, но и сформировать целостное представление о нашей планете и о Вселенной в целом.
Отличительной чертой разработанной программы элективного курса является:
1.
Использование современных цифровых ресурсов (RedShift,
KStars).
2.
Содержание, построенное с учетом последних достижений в астрономии.
3.
Программа адаптирована к особенностям восприятия современных школьников.
Программа элективного курса разработана для ХI класса по учебнику
Б. А. Воронцова-Вельяминова. Содержание учебника соответствует курсу
«Астрономия», подготовленной Е.К. Страутом. Материал изложен в современной доступной форме для учащихся [27].
Цели элективного курса:

ознакомление учащихся с миром физических и астрономических объектов;

развитие творческих способностей учащихся.
Задачи элективного курса:
42



Ознакомить учащихся с основными разделами курса: «Введение»,
«Практические основы астрономии», «Строение Солнечной системы»,
«Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды», «Строение и эволюция Вселенной».

Воспитать духовные, эстетические, этические качества, объясняя материал не только с абстрактной точки зрения, но и с эмпирической стороны;

Научить определять расстояния до небесных тел, переводить единицы измерения, высчитывать массу и размеры планет;

Научить компетентно, объяснять астрономические явления;

Объяснить взаимосвязь физики и астрономии, акцентируя внимание на достижения в области физики;

Познакомить учащихся с некоторыми еще не решенными научными гипотезами.
Для контроля уровня текущих знаний учащихся применяются устные опросы, для закрепления темы тестирование, также в конце пройденного элективного курса учащиеся должны предоставить рефераты с презентацией в Power Point на любую пройденную тему из курса астрономии.
Элективный курс носит научно-познавательный характер, каждый урок включает в себя активизацию познавательной деятельности учащихся,
способствует самостоятельной и коллективной работе.
Требования к уровню подготовки учащихся ХI класса
По итогам изучения элективного курса учащиеся должны иметь представления:
- Какова связь астрономии с другими науками.
- Какое практическое значение астрономии.
- Какими инструментами пользуются астрономы в работе.
- Как меняется вид звездного неба на протяжении года.
- Через какие созвездия проходит солнце в течение года.
- Как представляли себе люди Вселенную в древности.
- Каковы особенности строения поверхности видимой и обратной стороны Луны.
- Как современное оборудование помогает в исследовании планет и комет.
- Как Солнце вращается вокруг оси.
- Каковы сведения о Венере, Марсе, Юпитере.
43

- Каковы источники энергии Солнца и звезд.
- По каким причинам и как может изменяться блеск звезд.
- Почему цефеиды называют «маяками вселенной».
- В каких формах существует материя в пространстве между звездами.
- В чем сходство галактик и квазаров.
- Что такое космогония.
- Какие проблемы решает космология.
Знать:
- Что изучает астрономия.
- Что такое планеты и звезды.
- Какова роль наблюдений в астрономии.
- Что такое созвездие.
- Как обозначаются звезды на звездных картах.
- Как делятся звезды на звездные величины.
- По каким координатам определяют положение светил в экваториальной системе.
- Какова причина суточного вращения небосвода.
- Что такое эклиптика.
- Какова причина годового движения Солнца по эклиптике.
- В какие дни года Солнце бывает в точке равноденствий и солнцестояний.
- В чем сущность геоцентрической системы мира.
- В чем сущность гелиоцентрической системы мира.
- Каково значение открытия Коперника.
- Почему и как церковь боролась против гелиоцентрического мировоззрения.
- В чем заключаются законы Кеплера.
- Каковы основные движения Земли в пространстве.
- В чем причина смены времен года.
- В чем причина смены лунных фаз.
- Почему Луна повернута к Земле одной стороной.
- Почему происходят затмения Солнца и Луны.
- Каковы основные особенности планет земной группы и планет- гигантов.
- Какова природа астероидов и комет.
- Что такое метеоры, болиды, метеориты.
- Что такое солнечная активность и почему ее необходимо исследовать.
- Строение Солнечной системы.
- Как определяют расстояния до звезд.
- Что такое световой год, парсек, килопарсек, мегапарсек.
- Какая связь между температурой и цветом звезд.
- Что такое светимость звезд.
44