Файл: МетРек_Философия_бак.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.07.2021

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

МЕТ ОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦ ИИ  
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ» ((БАКАЛАВРИАТ  ПО НАПР АВЛЕ-
НИЯМ «ЭКОНОМИКА», «МЕНЕДЖМЕНТ» И «ПРИКЛ АДНАЯ  ИНФОРМАТ ИКА»,  
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)  

 

Ан нотация 

Цели дисциплины: изучение основных этапов эволюции философской мысли и современных фило-

софских учений; уяснение важнейших философских принципов, законов и категорий; формирование спо-
собности  понимать  и  анализировать  мировоззренческие,  социально  и  личностно  значимые  философ-
ские проблемы. 

1. 

Цели освоения дисциплины 

Основные цели  дисциплины: 

 

Познакомить  студентов  с  основными  этапами  эволюции  философской  мысли  в  истории  и 
современными философскими учениями. 

 

Способствовать  формированию  у студентов  теоретических  основ научного мировоззрения, 
способности к объективному анализу природных и социальных процессов. 

 

Развивать  у  студентов  стремление  к  полноценному  формированию  своей  личности,  осоз-
нанному пониманию свободы и ответственности. 

2. 

Место дис циплины в с труктуре основной об раз оват ельн ой программы   
бакалавриата  

Дисциплина «Философия» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического 

цикла Б.1 и читается в третьем семестре. 

Дисциплина опирается на знания и  умения по обществознанию в объеме  программы общеобразо-

вательных дисциплин среднего (полного) общего образования (школа \ лицей \ колледж).  

В свою очередь, знания, умения и навыки, приобретенные в результате освоения дисциплины «Фи-

лософия»,  являются базовыми  для  изучения ряда последующих  дисциплин  гуманитарного, социального  и 
экономического  цикла, в частности  «Социология»,  а также являются  мировоззренческой основой    для  ос-
воения дисциплин профессионального цикла. 

3. 

Требования к уровню осв оения программы 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 

 

Основные проблемы и понятия философии, главные этапы развития философской мысли и 
современные подходы к осмыслению традиционных философских проблем. 

 

Условия  формирования  личности,  ее  свободы,  ответственности за  сохранение  жизни,  при-
роды, культуры. 

 

Структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию. 

Уметь: 

 

Использовать  мировоззренческие  и  методологические  идеи  современной  философии  для 
самостоятельного анализа экономических явлений и других социальных процессов. 

 

Применять философские законы и категории при осмыслении современных экономических и 
социальных проблем.  

Владеть навыками: 

 

Сравнительного  анализа  окружающей  действительности    на  основе  диалектического  и  си-
нергетического подходов. 


background image

 

Сопоставления объективных и субъективных факторов в развитии общественных процессов, 
в том числе в экономической сфере общественной жизни. 

 

Выявления диалектических противоречий в природе и общественной жизни. 

 

Ведения дискуссий с позиции научно-философского мировоззрения. 

4. 

Содержание дисциплины 

Тема 1. Философия, ее роль в жизни общества. 

1.1. Мировоззрение как философски обобщенное видение мира и места в нем человека. 
1.2. Исторические типы мировоззрения, их сущность, особенности, функции. 
1.3. Философия как особая сфера духовной жизни человека и общества и как учебная дисцип-

лина. 

1.4. .Философское и обыденное сознание. 
1.5. Предмет, объект и субъект философского познания, функции философии. 
1.6. Основные компоненты и отрасли философского знания. 

Тема 2. Античная философия. 

2.1. Общие особенности античной философии. 
2.2. Возникновение древнегреческой философии. Милетская школа 
2.3. Возникновение диалектики. Гераклит Эфесский. 
2.4. Возникновение метафизического стиля мышления. Элейская школа. 
2.5. Формирование философского материализма. Атомизм Левкиппа, Демокрита и Эпикура. 
2.6. Философские  предпосылки формирования идеализма.  Пифагорейцы,  Анаксагор,  софисты, 

Сократ. 

2.7. Возникновение идеалистической философии. Платон. 
2.8. Философия Аристотеля. 
2.9. Основные школы поздней греческой и римской философии. 

Тема 3. Философия средних веков и Нового времени.  

3.1. Философские предпосылки средневековой схоластики. 
3.2. Неоплатонизм и патристика. 
3.3. Схоластика. 
3.4. Философия эпохи Возрождения. 
3.5. Английский материализм XVII века. 
3.6. Эмпиризм и рационализм. 
3.7. Субъективный идеализм. 
3.8. Французский материализм XVIII века. 

Тема 4. Философия XIX– XXI вв. 

4.1. Немецкая классическая философия конца XVIII-начала XIX вв. 
4.2. Философия марксизма. 
4.3. Рационализм и иррационализм. 
4.4. Позитивизм и неопозитивизм. Прагматизм. 
4.5. Фрейдизм и неофрейдизм. 
4.6. Экзистенциализм. 
4.7. Современная религиозная философия. 
4.8. Философская герменевтика. 

Тема 5. Русская философия XIX – XX вв. 

5.1. Философские умонастроения в культуре ХVII - XVIII вв. 
5.2. Славянофилы и западники. 
5.3. Революционно-демократическая мысль в России. 
5.4. Отечественная философия в 20-80-е гг. XX в. 

Тема 6. Философское осмысление мира. 

6.1. Главные направления в философии. 
6.2. Основной вопрос философии. 
6.3. Бытие, понятие материи. 


background image

6.4. Атрибуты материи. Движение, пространство, время. 
6.5. Основные формы материи и движения. 

Тема 7. Диалектика. 

7.1. Основные этапы развития диалектики. 
7.2. Принципы диалектики. 
7.3. Законы диалектики. 
7.4. Основные категории диалектики. 

Тема 8. Сознание и познание. 

8.1. Возникновение человеческого сознания. 
8.2. Структура сознания. 
8.3. Функции сознания. 
8.4. Познание как феномен, его структура. 
8.5. Понятие истины. 
8.6. Чувственное и логическое познание. 
8.7. Эмпирическое и теоретическое познание. 

Тема 9. Человек, общество и природа. 

9.1. Проблема человека в истории философии. 
9.2. Биологическая и социальная природа человека. 
9.3. Творческая природа человека.  
9.4. Проблема смысла жизни. 
9.5. Человеческое существование и проблема смерти 
9.6. Взаимодействие природы и общества, природное и социальное. 
9.7. Исторические типы взаимодействия природы и общества. 
9.8. Экологические аспекты взаимодействия природы и общества. 

Тема 10. Философский анализ общественной жизни. 

10.1.  Общество как социум. Понятие, основные черты. 
10.2.  Общественное бытие: понятие и структура. 
10.3.  Разнообразие общественных отношений. 
10.4.  Производственно-экономические отношения и их роль в обществе. 
10.5.  Общественный прогресс: критерии и движущие силы. 
10.6.  Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики. 
10.7.  Общественное сознание и его структура. 
10.8.  Особенности основных уровней общественного сознания. 

5. 

Особенн ост и организации тек ущего контроля успев аемости и промежут оч-
ной аттестации по итогам освоен ия дисциплины 

Основные формы текущего контроля успеваемости по дисциплине: 

 

входное тестирование; 

 

письменные контрольные работы; 

 

оценка докладов и рефератов; 

 

предэкзаменационный компьютерный тест. 

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме семестрового эк-

замена.  

При организации текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине возможно  исполь-

зование балльно–рейтинговой системы оценивания.  

Фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине содержит: 

 

структурированную  базу  тестовых  вопросов  открытого  и  закрытого  типов  для  организации 
компьютерного тестирования по дисциплине;  

 

варианты контрольных вопросов  по дисциплине  и другие  учебно–методические  материалы 
для организации письменного и устного контроля. 


background image

6. 

Учебно -мет одическ ое и информацион ное обеспечение дисциплины 

a)  Электронный учебно–методический комплекс (ЭУМК) или электронный учебный курс по дисциплине 

в ЕЭОС МБИ   в составе: 

 

Электронное учебное пособие, содержащее контент,  практикум и глоссарий. 

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины (для разных форм обучения). 

 

Примерный перечень вопросов и типовых заданий для промежуточного контроля. 

 

Методические  рекомендации  по выполнению  контрольных  работ  для студентов  заоч-
ной формы обучения. 

 

ФОС по дисциплине; 

 

Мультимедийные презентации,  хрестоматии  и  другие  учебно–методические  материа-
лы к различным темам дисциплины. 

b)  Основная литература: 

1. 

Высоцкий Ю.В., Орлов С.В. 

Философия: электронный учебно-методический комплекс 

в ЕЭОС МБИ [Электронный ресурс]. – СПб.: МБИ, 2011. <http://eos.ibi.spb.ru/>. 

2.  Философия: Учеб.-метод. пособие/ Сост. Ю. В. Высоцкий. -СПб.: Изд-во МБИ, 2002. 
3.  Канке  В.  А.    Философия.  Исторический  и  систематический  курс:  Учебник.  -5-е  изд., 

перераб. и доп. - М.: Логос, 2004. 

4. 

Скирбекк  Г.,  Гилье  Н. 

История  философии  /  Под  ред.  С.Б.Крымского  -  М.:  Гума-

нит.изд.центр ВЛАДОС, 2008. 

5. 

Пуляев В.Т., Росенко М.Н.

 Основы современной философии: Учебник – СПб.: Лань, 

2002. 

c)  Дополнительная литература: 

1.  Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. – М.: Республика, 2009 г. 
2. 

Бурмистров  В.Я.,  Высоцкий Ю.В.

 Самостоятельная  работа по изучению  гуманитар-

ных и социальных дисциплин: Методич. рекомендации. - СПб.: Изд-во МБИ, 2004. 

3. 

Гурина Мишель.

 Философия: Учебное пособие. - М.: Республика. 1998. 

4. 

Орлов С. В.

 Философия: Курс лекций. Ч. 1 – СПб.: Изд-во МБИ, 2002.

  

5. 

Орлов С. В.

 Философия: Курс лекций. Ч. 2 – СПб.: Изд-во МБИ, 2001.  

6. 

Спиркин А. Г

. Философия: Учебник/ А. Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2005. 

d)  программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 

 

Электронный учебный курс по дисциплине (http://eos.ibi.spb.ru/). 

 

Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО), 
репетиционное тестирование для ВУЗа  (

http://www.fepo.ru

). 

7. 

Мет одическ ие рекомендации по из учен ию отдельных т ем и учебных в опр о-
сов 

Эффективную учебную работу студентов в часы аудиторных занятий (лекции и практические заня-

тия) в каждой учебной группе (с учетом особенностей изучаемой темы и конкретной учебной группы) орга-
низуют преподаватели.  

Самостоятельная  внеаудиторная  работа  студентов  по  изучению  дисциплины  с  использованием 

учебных пособий и  электронного учебного курса по дисциплине в ЕЭОС МБИ должна проводиться по сле-
дующим основным направлениям: 

 

самостоятельная  проработка  лекционного  материала  по  учебному  пособию  \  электронному 
учебному пособию; 

 

самоконтроль усвоения теоретического материала с использованием компьютерного теста для 
самостоятельного тестирования (имеется в электронном учебном курсе к каждой теме); 

 

подготовка  письменных  вопросов  по  учебному  материалу,  с  целью  дальнейшего  обсуждения 
этих вопросов с однокурсниками и преподавателем; 

 

подготовка письменных ответов на вопросы для самопроверки (приведены в конце каждой гла-
вы в учебном пособии).  

 


background image

Курс философии включает в себя тематику, которая может быть разбита на несколько блоков. 

Темы 1-5. История философии. 

При изучении данных тем надо ознакомиться с их содержанием, изложенным в контенте, хрестома-

тии. Это дает понять, что представляет собой философия как особая форма мировоззрения и что ее отли-
чает  от религии  и  мифологии;  уяснить   различные  точки  зрения  в  понимании  роли  и  места философии  в 
истории развития общества; сформировать представление  о связи истории развития общества и истории 
развития философии. При освоении учебного материала надо учиться пользоваться основными философ-
скими терминами и понятиями, аргументированно объяснять причины существования различных философ-
ских направлений, охарактеризовать основные функции философии в современном мире. 

Необходимо  также  уяснить  основные  периоды  историко-философского  процесса  и  характерные 

особенности  главных  философских  направлений  и  школ;  уметь  показать  преемственность  и  дискуссион-
ность  в  развитии  основных  проблем  философии  во  взглядах  и  учениях  наиболее  ярких  представителей 
этих школ; знать основные характерные черты философии XX века. Также необходимо обратить внимание 
на особенности становления русской философии. 

1. 

Какое место занимает философия в жизни человека и общества? 

2. 

Что означает понятие «философское мировоззрение»? 

3. 

Каковы основные функции философии? 

4. 

В  чем  специфика  философии  милетской  школы,  и  почему  Фалеса называют  первым  филосо-
фом? 

5. 

В чем раскрывается содержание понятия «сократический способ философствования»? 

6. 

Что означает понятие «Перводвигатель» в метафизике Аристотеля? 

7. 

Что выступало теоретической философской основой средневековой философии? 

8. 

Что «возрождала» эпоха Возрождения? 

9. 

Что общего, и чем существенно отличаются философия рационализма и философия эмпириз-
ма? 

10.  Что связывает учения Канта, Шеллинга, Фихте и Гегеля под общим названием «Немецкая клас-

сическая философия»? 

11.  Какой научной философской методологией пользуется марксистская философия? 
12.  В чем раскрывается специфика русской философии? 
13.  В чем состоит «неклассичность» современных философских концепций? 
При изучении тем,  раскрывающих историю философии обязательно надо   ознакомиться с необхо-

димыми элементами ЕЭОС, выполнить соответствующие тьюторы и тесты. Если в результате самопровер-
ки уровень знаний не подтвержден, то нужно повторно изучить трудные вопросы в контенте,  хрестоматии. 
Затем вторично проработайте нерешенные задания, добиваясь положительных оценочных результатов. 

Тема 6-8. Онтология и гносеология. 

Данные  темы  раскрывают  круг  проблем,  связанных  с  философским  осмыслением  бытия,  матери-

ального единства и диалектической противоречивости мира, атрибутов материи, обнаруживают философ-
ские подходы к исследованию природы сознания, особенностей познания. Изучение указанных тем предпо-
лагает усвоение их содержания, изложенного в контенте, хрестоматии.  

Важно уяснить отличительные черты материализма и идеализма в философии, трактовку предста-

вителями этих направлений проблемы бытия. 

Затем необходимо перейти  к анализу содержания понятия «материя»  как  философской категории, 

ее наиболее общих свойств или атрибутов.  

Потом надо рассмотреть материальное единство мира,  показать достижения современной науки в 

исследовании сущностных черт и закономерностей природы и общества и перейти к рассмотрению измен-
чивости мира. Еще древнегреческий философ Гераклит пытался объяснить причины всеобщей изменчиво-
сти нашего мира, постоянной смены его состояний. Такой поход стал называться диалектикой.  

Наряду  с  диалектическим методом  в философии сложился  метафизический  метод,  поэтому важно 

разобраться в их основных отличиях. 


Смотрите также файлы