ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.07.2021
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
Затем необходимо рассмотреть диалектику как систему знаний, содержащую определенные прин-
ципы, законы и категории.
При рассмотрении гносеологической проблематики важно понять, что с научно-философской точки
зрения сознание не является чем-то абсолютно исключительным, оно является высшим уровнем выраже-
ния такого всеобщего свойства как отражение. Необходимо понять, как отражение обнаруживает себя в не-
живой и живой природе, а затем и на социальном уровне, в чем принципиальное отличие социального от-
ражения, особенно сознания.
Затем необходимо разобраться с формированием представлений о структуре сознания, его основ-
ных слагаемых и уровнях, уяснить его основные функции и прейти к познанию.
При философском анализе необходимо выделить основные этапы познания, каждый из которых
имеет свои ступени, понять их специфику.
Потом надо перейти к проблеме адекватности результатов познания реальным объектам, рассмот-
реть основные характеристики истины и ее основные критерии.
На следующем этапе подготовки необходимо остановиться на научном познании, его основных
уровнях, обратить внимание на основные общенаучные методы.
1.
Что такое бытие с точки зрения материалистов и идеалистов?
2.
Каково содержание понятия «материя»?
3.
Как надо понимать материальное единство мира?
4.
Что такое диалектика?
5.
В чем различия диалектики и метафизики?
6.
Почему сознание - это высший уровень отражения?
7.
Какова структура сознания?
8.
Что такое познание?
9.
Что такое истины?
По темам 6-8 важно выполнить соответствующие элементы ЕЭОС. Если итоги самопроверки не
подтверждают уровень знаний, то необходимо повторно изучить вызывающие трудности вопросы в контен-
те, хрестоматии. Далее вторично проработайте нерешенные задания, добейтесь положительных оценоч-
ных результатов.
Тема 9. Философская антропология.
По теме изучите материал в контенте, хрестоматии.
Изучение данных тем исходит из того, что и по сей день человеческая природа остается проблемой
для философского мировоззрения; что существует множество различных подходов в разрешении этой про-
блемы.
Поэтому при подготовке важно знать периоды эволюции Вселенной, приведшей к появлению на
Земле человека, понять соотношение биологического и социального в человеке, научиться раскрывать его
структуру как особого феномена, разобраться в сложном взаимодействии субъект-объектных отношений
человека, природы и общества.
Далее необходимо составить представление о биологической, социальной и духовной составляю-
щих человеческой природы, специфике проявления человеческой активности как деятельности, необходи-
мо включающей в себя творчество.
Очень важно уяснить, что бытие человека в мире неразрывно связано с решением для себя про-
блемы смысла жизни, вопроса о свободе и ответственности.
Совместная жизнь и деятельность множества людей приводит к их единству, которое приобретает
собственные характерные черты как общество.
Важно уяснить, что общество – это часть природы, выделившаяся из нее благодаря сознанию и су-
ществующая относительно автономным образом, что с одной стороны есть принципиальные отличия при-
родного и социального, а с другой стороны природа является необходимым условием существования об-
щества.
Далее необходимо рассмотреть, как складывались взаимоотношения человечества с природой на
протяжении своей истории и в чем их особенности в настоящее время, обратить пристальное внимание на
сущность и содержание глобальных проблем современности, необходимость их разрешения.
На заключительном этапе подготовки надо уяснить основные положения учения В.И.Вернадского о
биосфере и ноосфере как пути преодоления тех последствий человеческой деятельности, которые нега-
тивно сказываются на природе, угрожают существованию человечества в будущем.
1.
Что отличает человека от остальных проявлений мира?
2.
Как соотносятся в человека биологическое и социальное начала?
3.
Как понимается деятельность человека?
4.
В чем отличие природного и социального?
5.
Каковы исторические типы взаимодействия общества и природы?
6.
Раскройте глобальные проблемы современности.
7.
В чем специфика экологических проблем?
8.
Что такое ноосфера по В.И.Вернадскому?
По теме 9 важно выполнить соответствующие элементы ЕЭОС. Если итоги самопроверки не под-
тверждают уровень знаний, то необходимо повторно изучить вызывающие трудности вопросы в контенте,
хрестоматии. Далее вторично проработайте нерешенные задания, добейтесь положительных оценочных
результатов.
Темы 10. Социальная философия.
При изучении темы ознакомьтесь с ее содержанием, изложенным в контенте, хрестоматии.
Изучение данной темы требует уяснения содержания понятия культура, которое по сути отражает
степень выделенности человека, общества из естественно природного состояния на основе своей социаль-
ности. При этом культура имеет определенную структуру и выполняет ряд важных функций.
В связи с этим необходимо сформировать понимание различных типов и видов культуры, уяснить
специфику субкультур и контркультур.
Далее необходимо рассмотреть соотнесение понятий культура и цивилизация, понять основные ва-
рианты применения последнего понятия.
Затем необходимо рассмотрение общества как такового, как социума, имеющего собственные ха-
рактерные черты и закономерности. Несмотря на то, что общество состоит из огромного множества инди-
видов, каждый из которых живет, сообразуясь со своей волей и своими интересами, само общество приоб-
ретает собственные черты, не сводимые к простой сумме характеристик его членов.
Поэтому необходимо разобраться в общественной структуре, выделив прежде всего общественное
бытие и общественное сознание, отличающиеся друг от друга, перейти к проблеме общественного разви-
тия, сформировать представление о ее различных трактовках, разобраться с пониманием общественного
прогресса, определиться с его основными критериями. Важно понять, что эти критерии не являются одно-
значными, поэтому возникает возможность по-разному оценивать общественные процессы в тех или иных
странах.
В завершение подготовки рассматривается духовная жизнь общества, которая отражает уровень
развития индивидуального и общественного сознания, обеспечивая самореализацию способностей и воз-
можностей людей на социальной основе с учетом их совместной жизни и деятельности.
Духовная жизнь прежде всего обнаруживает себя в общественном сознании, которое обладает
сложной структурой.
Важно проанализировать основные уровни общественного сознания, уяснить их особенности и важ-
нейшие компоненты, понять их роль и значение для общественной жизни в целом.
Затем надо перейти к рассмотрению основных форм общественного сознания, понять их специфи-
ку и степень влияния на организацию общественной жизни, рассмотреть диалектическое взаимодействие с
общественным бытием.
1.
Что является сущностью культуры?
2.
Каковы основные типы и виды культуры?
3.
Что такое цивилизация?
4.
Что такое общество как социум?
5.
Каковы особенности производственно-экономических отношений?
6.
Каковы критерии общественного прогресса?
7.
Каковы основные характеристики общественного сознания?
8.
Что такое мораль?
9.
Почему искусство – это вид эстетической деятельности?
По теме 10 постарайтесь выполнить соответствующие элементы ЕЭОС. Если итоги самопроверки
не подтверждают уровень знаний, то необходимо повторно изучить вызывающие трудности вопросы в кон-
тенте, хрестоматии. Далее вторично проработайте нерешенные задания, добейтесь положительных оце-
ночных результатов.
8.
Рeкомен дуемая тематика рефератов:
1. Философия как форма знания. Предмет философии и специфика философского мышления.
2. Проблема возникновения философии. Философия и мифология. Философия и религия. Философия
и наука.
3. Происхождение и своеобразие античной философии. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анак-
симен.
4. Гераклит из Эфеса: учение о противоположностях и становлении.
5. Пифагор. Школа Пифагора.
6. Элеатская школа: Парменид, 3енон.
7. Атомизм Левкиппа и Демокрита.
8. Сократ: его жизнь и характер философствования.
9. Платон.
10. Аристотель.
11. Общая характеристика эллинистической мысли. Школы эллинистической философии.
12. Кинизм, этические идеи киников.
13. Эпикуреизм.
14. Стоицизм.
15. Скептицизм.
16. Своеобразие средневековой философии. Христианская догматика и философская мысль.
17. Личность и учение А. Августина.
18. Фома Аквинский.
19. Философия природы в XIII веке. Роджер Бэкон. Уильям Оккам.
20. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.
21. Политические учения Макиавелли, Т. Мора.
22. Николай Кузанский.
23. Дж.Бруно.
24. Своеобразие и фундаментальные основания классической новоевропейской философии.
25. Р. Декарт.
26. Ф Бэкон.
27. Б.Спиноза.
28. Г.Ф.Лейбниц.
29. Дж.Локк.
30. Дж.Беркли.
31. Д.Юм.
32. Французский материализм XVIII века.
33. Главные проблемы и задачи немецкой классической философии.
34. Критическая философия И.Канта.
35. Философия И.Г.Фихте.
36. Философия Ф.В.Й.Шеллинга.
37. Философия Г.В.Ф.Гегеля.
38. Л.Фейербах.
39. Постклассическая философия XIX- начала XX вв.
40. Философия марксизма.
41. Позитивизм в XIX веке. Программа “позитивной философии” О.Конта.
42. Эволюционизм Г. Спенсера
43. Органическая теория общества Спенсера.
44. Иррационализм и философия жизни.
45. А.Шопенгауэр.
46. Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора.
47. Философия Ф.Ницше.
48. Основные идеи философии истории О.Шпенглера.
49. Интуитивизм А.Бергсона.
50. Главные проблемы и тенденции философии XX века.
51. Американский прагматизм: Ч.Пирс, У.Джеймс, Д.Дьюи.
52. Фрейдизм как философское мировоззрение.
53. Аналитическая психология К.Юнга.
54. Гуманистический психоанализ Э.Фромма.
55. Феноменология: Э.Гуссерль.
56. Экзистенциальная философия: основные понятия и проблемы.
57. Светский экзистенциализм: М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю.
58. Религиозный экзистенциализм: К.Ясперс.
59. Философская антропология.
60. Философская герменевтика.
61. Структурализм и постструктурализм.
62. Аналитическая философия: Дж.Мур, Б.Рассел, Л.Витгенштейн.
63. Постпозитивизм и философия науки: К.Поппер, Г.Башляр, Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин,
П.Фейерабенд.
64. Основные тенденции западной религиозно-философской мысли в XX в.
65. Религиозно-философская система П.Тейяра де Шардена.
66. История русской философии.
67. Русская философия XI - XVII веков. Зарождение философии на Руси.
68. Русская философия XVIII века. Ломоносов: философия и естествознание.
69. Русская философия XIX века.
70. А.И.Герцен.
71. Западничество и славянофильство 30 - 50-х годов: А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков.
72. Философия русской радикальной демократии 50 - 60-х годов:. Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев.
73. В.С.Соловьев.Философия всеединства.
74. Н.Ф.Федоров. «Философия общего дела».
75. Русская философия XX века: основные направления и тенденции.
76. Основные идеи религиозной философии в трудах С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, С.Н.Трубецкого,
Е.Н.Трубецкого, С.Л.Франка.
77. Экзистенциально-религиозная философия: НА.Бердяев.
78. Космизм. К.Э.Циолковский. В.И.Вернадский: учение о ноосфере.
79. Марксистская философия в России. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин: основные философские труды и про-
блематика.
80. Советская марксистская философия. Основные проблемы и дискуссии в советской философии 60-х
— начала 80-х годов.
81. Специфика философского мировоззрения. Функции философии.
82. Проблема материального и идеального в философии. Основные проблемы философии, их природа
и специфика.
83. Бытие как философская категория. Основные формы бытия.
84. Научно-философское понятие материи, его формирование.
85. Движение и развитие.
86. Пространство и время как формы бытия движущейся материи.
87. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.
88. Диалектика как теория развития и метод познания.
89. Основные принципы диалектики.
90. Законы диалектики, их специфика.
91. Категории диалектики как ступени и формы познания.
92. Проблема познаваемости мира в философии. Агностицизм как философская позиция.
93. Чувственное и рациональное в познании, их формы. Познание как процесс.
94. Практика и ее роль в процессе познания.
95. Проблема истины в философии и науке.
96. Природа неживая и живая. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной
97. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации.
98. Происхождение человека. Труд, общение, речь как основные факторы антропосоциогенеза.
99. Общество как объект философского анализа.
100. Теоретические модели общества и их особенности.
101. Основные принципы материалистического понимания общества.
102. Общественно-экономическая формация, ее основные элементы.
103. Цивилизация как философская категория. Цивилизация и культура.
104. Соотношение формационного и цивилизационного подходов в исследовании общества.
105. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей.
106. Общественное производство и его роль в историческом процессе.
107. Общество как саморазвивающаяся система.
108. Производительные силы и производственные отношения как факторы развития общественного
субъекта труда, их диалектика.
109. Понятие социальной сферы общества, ее структура.
110. Классы как социальные общности. Определение классов в контексте современной науки.
111. Проблемы социальной сферы общества и современность.
112. Политическая сфера общества, ее структура.
113. Духовная сфера общества, ее основные элементы, роль в обществе.
114. Общественное сознание, его структура. Общественная психология и идеология.
115. Культура как социальное явление.
116. Движущие силы и субъект исторического процесса.
117. Народ как социальная общность и его роль в развитии общества.
118. Историческая тенденция возрастания роли народа в истории. Роль исторических личностей.
119. Личность как субъект и движущая сила истории. Роль личности, индивидуальности в обществен-
ном развитии.
Методические рекомендации по подготовке и оформлению реферата
Написание реферата – одна из активных форм обучения, целью которой является подготовка сту-
дента к самостоятельному выполнению теоретических и практических задач.
Задачи исследования:
Углубление и закрепление знаний обучаемых;
Систематизация и развитие у них творческих навыков и умений;
Формирование у студентов самостоятельности в решении стоящих проблем.
По качеству содержания реферата можно судить об усвоении студентами учебного материала, их
грамотности, интеллекте, культуре, умении четко, стройно выражать свои мысли.
Тема реферата выбирается обучаемым из предложенного в данном пособии перечня. Однако он
может и сам определить проблему исследования, согласовав ее с преподавателем. Важно творчески по-
дойти к изложению темы: использовать научные материалы, различные философские исследования, сде-
лать практические выводы и рекомендации.
В своей работе студенты должны показать глубокие знания поставленных проблем на основе все-
стороннего анализа изученной литературы, умение последовательно, ясно излагать свои мысли, тесно увя-
зывать теорию с практикой.
Подготовку к написанию реферативного исследования нужно вести с подбора и изучения относя-
щейся к теме научной и учебной литературы. Важно грамотно продумать и составить план реферата, кото-
рый включает: введение, основную часть, заключение, список литературы.
Во введении отражается актуальность избранной темы, кратко показывается степень ее разрабо-
танности, формулируются задачи исследования, определяется круг рассматриваемых проблем, дается
сжатая характеристика использованных источников и литературы.