Файл: Дисциплина Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дисциплина «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»

Вопрос 3. Цели и задачи уроков технологии в начальной школе, их специфика.

Согласно концепции образовательной области «Технология» глав­ной целью обучения является развитие и воспитание широко образо­ванной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности, подготовленной к самостоятельной трудовой деятельности.

Основные задачи, решаемые при изучении предмета «Технология» следующие:

  • формирование политехнических знаний путем знакомства, как с технологиями ручной обработки материалов, так и с современными технологиями преобразования материи, энергии, информации;

  • развитие самостоятельности и творческих способностей в про­цессе принятия решений и выполнения практических задач;

  • совершенствование практических умений и навыков самообс­луживания и экономного ведения хозяйства;

  • формирование и развитие общих способов организации проект­ной деятельности и на этой основе — технологической культуры, являющейся частью созидательной преобразующей деятельности;

  • воспитание эстетического вкуса, художественной инициативы путем знакомства с различными видами декоративно-приклад­ного творчества и традициями русского народа;

  • воспитание нравственных качеств личности: человечности, обязательности; ответственности, трудового образа жизни; при­витие культуры поведения и бесконфликтного общения;

  • подготовка к осознанному выбору профессии на основе само­познания и знакомства с миром профессий, различными вида­ми деятельности, при выполнении профессиональных проб.

Отличительная особенность уроков технологии состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности, а практические действия с предметами обеспечивают ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности. И именно уроки технологии предоставляют для этого уникальные возможности. Здесь ученики работают с самыми разными материалами и, через ощущения и восприятие, получают информацию об их свойствах: тяжелые и легкие, гладкие и шероховатые, твердые, хрупкие и мягкие, пластичные и т.д. Чувственный опыт, который добывается
непосредственно в практической деятельности, когда ученик должен учитывать в каждом действии свойства материалов, более ценен.
Вопрос 8. Значение техники оригами для развития детей.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей.

Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой,такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движеня пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными ( объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность ( самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями.
Вопрос 3.
Аппликация – вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал – основу (фон). Как правило, материалом основой служат картон, плотная бумага, дерево.



Виды аппликации:

В зависимости от содержания можно выделить:

- Предметная аппликация осуществляется путем наклеивания на базовый лист с фоном отдельных, заготовленных ранее предметных изображений. Эти изображения могут либо вырезаться цельными, либо тоже состоять из отдельных элементов. Важно, что каждый отдельный элемент уже является обобщенным и завершенным. Такая аппликация также носит название мультипликации.

- Декоративная аппликация носит абстрактный характер и применяется для декорирования открыток, обложек книг, альбомов и других предметов.

- Сюжетная аппликация представляет собой несколько объединенных различных фигур, которые часто используются для создания картин.

В зависимости от объемности изображения:

- Плоские - крепятся полностью на всю поверхность к основанию.

- Объемные предусматривают крепление на основу всех деталей только одной своей частью, таким образом достигается объемность композиции в пространстве.

По цвету аппликации можно разделить:

- Монохромные;

- Многоцветные.

По технике выполнения:

- Симметричная аппликация создается путем наклеивания на основание изображений симметричных предметов. Композиции можно выполнять, используя методы складывания материала пополам или вчетверо, а затем вырезания нужного элемента, этот метод позволяет не использовать шаблоны для вырезания и экономит время за счет вырезания сразу несколько одинаковых фрагментов.

- Обрывная аппликация - этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Можно усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

- Ленточная аппликация - этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.


- Силуэтная аппликация- этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

- Квиллинг(англ. quilling — от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

- Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

- Аппликация – мозаика -  еще один очень увлекательный способ создания творческих работ.  Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.

- Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы.