ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.07.2021
Просмотров: 306
Скачиваний: 1
6
знания
.
Предлагаемое
учебно
-
методическое
пособие
поможет
студентам
в
решении
этой
задачи
.
В
нем
раскрывается
содержа
-
ние
дисциплины
,
содержатся
вопросы
для
самостоятельной
рабо
-
ты
,
тематика
контрольных
работ
,
вопросы
для
подготовки
к
заче
-
ту
,
а
также
библиографический
список
.
Содержание
пособия
соответствует
требованиям
Государст
-
венного
образовательного
стандарта
.
Ц
ЕЛИ
И
ЗАДАЧИ
ДИСЦИПЛИНЫ
Цель
дисциплины
–
раскрыть
возможности
социологии
как
науки
,
её
связь
с
гуманитарными
и
экономическими
науками
в
изучении
общества
,
происходящих
в
нём
изменений
,
специфику
социологического
познания
социальной
реальности
,
особенно
в
сфере
экономики
и
финансов
.
Задачи
дисциплины
:
•
раскрытие
различных
подходов
к
пониманию
особенно
-
стей
общества
как
социокультурной
системы
;
•
уяснение
механизмов
развития
и
функционирования
об
-
щества
в
целом
и
его
структурных
компонентов
;
•
приобретение
навыков
систематизации
социально
-
экономических
событий
,
сравнительного
анализа
социально
-
экономического
развития
разных
стран
,
усвоение
социологиче
-
ской
терминологии
;
•
рассмотрение
понятия
личности
в
рамках
социологиче
-
ского
подхода
,
взаимосвязи
личности
и
общества
,
социальной
роли
и
статуса
;
•
выработка
культуры
мышления
,
анализ
различных
форм
социального
взаимодействия
и
социальных
связей
;
•
усвоение
механизмов
,
оснований
и
форм
социальной
стратификации
;
•
рассмотрение
структуры
,
функций
и
видов
социальных
институтов
и
социальных
организаций
;
•
раскрытие
механизмов
социальных
конфликтов
и
источ
-
ников
социального
напряжения
,
определение
особенностей
мас
-
сового
сознания
и
массовых
действий
;
•
ознакомление
с
основными
методами
теоретических
и
прикладных
социологических
исследований
,
составление
анкет
;
7
•
анализ
исторически
сложившихся
социально
-
культурных
особенностей
российского
общества
и
возможных
альтернатив
его
развития
в
будущем
.
Решение
указанных
задач
должно
способствовать
подготовке
специалистов
-
экономистов
,
способных
работать
в
государствен
-
ных
,
региональных
,
муниципальных
структурах
различного
уровня
,
связанных
с
практической
деятельностью
в
сфере
анти
-
кризисного
управления
,
приобретающего
в
условиях
глобализа
-
ции
универсальный
характер
,
и
вместе
с
тем
,
сохраняющим
на
-
циональную
специфику
.
Предметом
социологии
является
изучение
и
научная
интер
-
претация
социальных
ситуаций
во
всех
сферах
общественной
жизни
.
В
процессе
обучения
реализуется
специфика
вуза
:
студен
-
тами
рассматриваются
социальные
ситуации
в
производственно
-
хозяйственной
,
экономической
и
финансовой
деятельности
.
Осо
-
бое
внимание
уделяется
специфике
работы
в
банках
,
социологии
труда
,
социальному
управлению
,
экосоциологии
.
М
ЕСТО
ДИСЦИПЛИНЫ
В
СТРУКТУРЕ
ООП
Дисциплина
«
Социология
»
является
базовой
дисциплиной
гуманитарного
,
социального
и
экономического
цикла
дисциплин
федерального
государственного
образовательного
стандарта
высшего
профессионального
образования
(
ФГОС
ВПО
)
по
на
-
правлению
«
Экономика
» (
бакалавриат
).
Т
РЕБОВАНИЯ
К
РЕЗУЛЬТАТАМ
ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
В
совокупности
с
другими
дисциплинами
базовой
части
ФГОС
ВПО
дисциплина
«
Социология
»
направлена
на
формиро
-
вание
следующих
общекультурных
(
ОК
)
и
профессиональных
(
ПК
)
компетенций
бакалавра
экономики
,
который
:
•
владеет
культурой
мышления
,
способен
к
обобщению
,
анализу
,
восприятию
информации
,
постановке
цели
и
выбору
пу
-
тей
её
достижения
(
ОК
-1);
•
способен
анализировать
социально
значимые
проблемы
и
процессы
,
происходящие
в
обществе
,
прогнозировать
их
возмож
-
ное
развитие
в
будущем
(
ОУ
-4);
•
умеет
использовать
нормативные
правовые
документы
в
своей
деятельности
(
ОК
-5);
8
•
способен
логически
верно
,
аргументировано
и
ясно
стро
-
ить
устную
и
письменную
речь
(
ОК
-6);
•
готов
к
кооперации
с
коллегами
,
работе
в
коллективе
(
ОК
-7);
•
способен
находить
организационно
-
управленческие
ре
-
шения
и
нести
за
них
ответственность
(
ОК
-8);
•
осознает
социальную
значимость
своей
будущей
профессии
,
мотивацию
выполнения
профессиональной
деятельности
(
ОК
-11);
•
понимает
сущность
и
значение
социальной
информации
в
развитии
современного
информационного
общества
,
угроз
,
воз
-
никающих
в
этом
процессе
,
соблюдение
требований
к
информа
-
ционной
безопасности
,
в
том
числе
защите
государственной
тай
-
ны
(
ОК
-12):
•
способен
собирать
и
анализировать
исходные
данные
,
не
-
обходимые
для
расчета
социальных
и
экономических
показателей
,
характеризующих
деятельность
хозяйствующих
субъектов
(
ПК
-1);
•
способен
на
основе
типовых
методик
и
действующей
нормативно
-
правовой
базы
рассчитать
реальные
экономические
и
социальные
последствия
деятельности
хозяйствующих
субъектов
на
современных
рынках
(
ПК
-2);
•
способен
собрать
,
проанализировать
и
обработать
данные
,
необходимые
для
решения
поставленных
социально
-
экономических
задач
(
ПК
-4);
•
способен
выбрать
инструментальные
средства
обработки
экономических
,
и
социологических
данных
в
соответствии
с
по
-
ставленной
задачей
,
проанализировать
результаты
расчетов
и
обосновать
полученные
выводы
(
ПК
-5);
•
способен
на
основе
описания
экономических
и
социаль
-
ных
процессов
и
явлений
строить
стандартные
теоретические
и
эконометрические
модели
,
анализировать
и
интерпретировать
полученные
результаты
(
ПК
-6);
•
способен
анализировать
и
интерпретировать
данные
оте
-
чественной
и
зарубежной
статистики
,
опросов
общественного
мнения
относительно
социально
-
экономических
процессов
и
яв
-
лений
,
выявлять
тенденции
изменения
социальных
и
экономиче
-
ских
показателей
(
ПК
-8);
•
способен
,
используя
отечественные
и
зарубежные
источ
-
ники
информации
,
собрать
необходимые
данные
,
проанализиро
-
9
вать
их
и
подготовить
информационный
обзор
или
аналитиче
-
ский
отчет
(
ПК
-9);
•
способен
использовать
для
решения
аналитических
и
ис
-
следовательских
задач
современные
технические
средства
и
ин
-
формационные
технологии
(
ПК
-10);
•
способен
организовать
деятельность
малой
группы
,
соз
-
данной
для
реализации
конкретного
экономического
или
соци
-
ального
проекта
(
ПК
-11);
•
способен
критически
оценить
предлагаемые
варианты
управленческих
решений
,
разработать
и
обосновать
предложения
по
их
оптимизации
с
учетом
критериев
социально
-
экономической
эффективности
,
рисков
и
возможных
социально
-
экономических
последствий
(
ПК
-13);
•
способен
преподавать
социально
-
экономические
дисцип
-
лины
в
образовательных
учреждениях
различного
уровня
,
ис
-
пользуя
существующие
программы
и
учебно
-
методические
мате
-
риалы
(
ПК
-14).
В
результате
изучения
дисциплины
«
Социология
»
студент
должен
знать
:
•
закономерности
функционирования
современного
общест
-
ва
на
макро
-
и
микроуровнях
;
•
основные
понятия
,
категории
и
инструменты
социологиче
-
ской
теории
и
прикладных
социально
-
экономических
дисциплин
;
•
основные
особенности
ведущих
школ
и
направлений
со
-
циологической
науки
;
•
основы
построения
,
расчета
и
анализа
современной
систе
-
мы
показателей
,
характеризующих
деятельность
хозяйствующих
субъектов
на
макро
-
и
микроуровне
;
•
основные
особенности
российского
социума
,
его
социаль
-
ную
структуру
,
основные
направления
социальной
политики
го
-
сударства
.
Уметь
•
анализировать
взаимосвязь
экономических
и
социальных
процессов
и
явлений
,
процессы
трансформации
общества
его
ин
-
ститутов
и
организаций
на
макро
-
и
микроуровне
;
•
выявлять
проблемы
социального
характера
при
анализе
конкретных
ситуаций
,
предлагать
способы
их
решения
с
учетом
социально
-
экономических
последствий
;
10
•
проектировать
и
проводить
социологические
исследова
-
ния
,
анализировать
и
интерпретировать
полученные
данные
,
ис
-
пользовать
социологические
базы
данных
,
действующую
норма
-
тивно
-
правовую
базу
социально
-
экономических
показателей
;
•
прогнозировать
на
основе
стандартных
теоретических
мо
-
делей
поведение
социальных
и
экономических
групп
населения
,
хозяйствующих
субъектов
,
возможные
развитие
социальных
процессов
и
явлений
в
сфере
экономики
и
финансов
;
•
представлять
результаты
аналитической
и
исследователь
-
ской
работы
в
виде
доклада
,
информационного
или
аналитиче
-
ского
отчета
или
статьи
;
•
организовать
выполнение
конкретных
поручений
с
учетом
особенностей
коллектива
,
создавать
малые
рабочие
группы
,
спо
-
собные
выполнить
поставленные
задачи
;
•
обладать
навыками
проектной
работы
в
сфере
экономики
и
финансов
с
учетом
нормативно
-
правовых
,
ресурсных
,
админист
-
ративных
и
иных
ограничений
.
Владеть
•
методологией
и
техникой
социологических
исследований
в
сфере
финансово
-
экономической
и
управленческой
деятельности
;
•
современными
методами
сбора
,
обработки
и
анализа
эко
-
номических
,
социологических
и
социальных
данных
;
•
методами
анализа
социально
-
экономических
явлений
и
процессов
;
•
современными
техниками
и
методиками
расчета
и
анализа
социальных
показателей
,
характеризующих
развитие
социальных
и
экономических
процессов
и
изменений
в
обществе
;
•
навыками
самостоятельной
работы
,
самоорганизацией
и
самоменеджмента
.
Объем
дисциплины
и
виды
учебной
работы
Вид
учебной
работы
Всего
часов
Всего
часов
72
В
том
числе
: -
Лекции
2
Практических
и
семинарских
занятий
4
Самостоятельная
работа
66
Форма
промежуточной
аттестации
зачет