ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конфликты в условиях учебной деятельности
Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Виды конфликтов:
· Конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе.
· Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или в плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой.
· Конфликты поступков проявляются в том, что всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
· Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Особенности педагогических конфликтов.
· ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
· участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
· разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
· различное понимание сути событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
· присутствие других учеников превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
· профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и суметь на первое место поставить интересы ученика как формирующейся личности;
· контролировать свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”;
· не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);
· не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);
· стараться не выгонять ученика из класса;
· по возможности не обращаться к администрации; не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать личности ученика, давать оценку только его конкретным действиям;
· дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая, что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”;
· независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);
· не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.
Специфика урегулирования педагогических конфликтов.
Успешное разрешение конфликтов поэтому обычно включает цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата.
· Прежде всего надо выяснить, что произошло. В чем проблема? На этом этапе важно изложить факты так, чтобы все согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. И руководитель должен представить идеальное решение ( со своей стороны) фактов. При разрешении конфликтов между учителем и учащимся необходимо помимо анализа причин конфликта учитывать возрастной фактор
· Затем спросим у всех заинтересованных лиц, какие чувства они испытывают и что бы хотели увидеть в качестве идеального решения? Возможно несколько вариантов.
· Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному в духе сотрудничества поиску шагов, ведущих к примирению.
Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть: а) утомление учащихся; б) конфликты на предыдущем уроке; в) ответственная контрольная работа; г) ссора на перемене, настроение учителя; д) его умение или неумение организовать работу на уроке; е) состояние здоровья и личностные качества.
Условия разрешения конструктивного конфликта:
- высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;
- открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;
информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;
- демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.
Процедура урегулирования конфликтов:
- воспринимать ситуацию такой, какова она на самом деле;
- не делать поспешных выводов;
- при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений
- научиться ставить себя на место другой стороны;
- не давать конфликту разрастись;
- проблемы должны решаться теми, кто их создал;
- уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
- всегда искать компромисс;
- преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.
Основные формы завершения конфликта:
Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.
Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из “явной” формы в скрытую.
Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта.
Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех пор, пока борьба двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению
позиции участника ведется с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.
Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента.
Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.