Файл: Космос это мы! Обособление уточняющих членов предложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел

«Мир профессий. Синтаксис и пунктуация»

ФИО педагога




Дата




Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Космос – это мы! Обособление уточняющих членов предложения.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


8.4.3.1использовать правильно обособленные члены предложения.

8.1.2.1 определять основную мысль на основе структурных элементов текста и целевой аудитории


Цель урока

Все учащиеся смогут:

Использовать ознакомительное чтение

Большинство учащихся будут уметь:

определять основную мысль на основе структурных элементов текста и целевой аудитории

Некоторые учащиеся смогут:

1использовать правильно обособленные члены предложения.

Критерии успеха

Учащийся достиг цели обучения, если

Расставляет знаки препинания при уточняющих членах предложения

Находит обстоятельства в тексте
Дескрипторы:

Правильно расставляет знаки препинания в предложениях с обособленными членами, объясняет постановку запятых

Правильно находит уточнения, расставляет знаки препинания.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

Подготовительная часть. Психологический настрой. Опрос пройденного.

Готовятся к уроку.

Отвечают на вопросы

ФО




Изучение нового материала

Знакомство с темой урока. Работа по учебнику. Коллективная работа.

150А. Прочитайте предложения.

1. Слово космос имеет значения “упорядоченность, порядок”, “мировой порядок, мир”, “украшение”. 2. Космос — материальный мир в целом, все неисчерпаемое многообразие видов движущейся материи. 3. Космос включает все пространство Вселенной, в том числе Землю, околоземное и межпланетное пространство. 4. Космос — это понятие пространства, предполагающее бесконечность, которая распространяется во все стороны. 5. Наша Вселенная — лишь ничтожно малая часть всего космоса.

150Б. Как связаны между собой значения многозначного слова космос? Подберите синонимы к слову космос. Почему слово Земля пишется с прописной буквы? Объясните постановку тире во 2, 4, 5-м предложениях. Как образовались слова околоземный, межпланетный? Составьте “словесный портрет” существительного Вселенная. Объясните подчеркнутые орфограммы.

150В. Какие признаки космоса называются в предложениях? Запишите их в кластер “Космос”. С опорой на кластер сформулируйте определение космоса.
Уточняющие члены предложения — это обособленные члены предложения, которые уточняют, конкретизируют значение уточ-няемого члена предложения.

Они отвечают на тот же вопрос, являются тем же членом пред-ложения, что и уточняемое ими слово.

Например, обособленное уточняющее обстоятельство места в без-граничное пространство космоса конкретизирует уточняемое слово туда:

(Куда?) , / (куда именно?) /, человек всегда стремился.

в безграничное

– . – . – . – . – . –

странство космоса

– . – . – . – . – . – . – . –

про-

– . –

Туда

– . – . –

Знаки препинания при уточняющих обстоятельствах

Уточняющие обстоятельства присоединяются к уточняемым словам при помощи союзов то есть, или (= то есть), а именно, слов особенно, даже, в частности или без союзов.

Уточняющие обстоятельства выделяются на письме запяты-ми.

, (когда именно?) / /, люди достигли Луны.

а именно в 1969 году

– . – . – . – . – . – . – . –

, (где именно?) / /, что-то блестело.

в траве

– . – . – . –

Схема уточняющего обстоятельства:

В тот год

– . – . – . –

× , /– . – . –/,

Там

– . –

Физминутка.
Упражнение 156 А
Домашняя работа

Упражнение 156 Б.


Знакомятся с новой темой урока.

Выполняют задания

ФО




Рефлексия

Рефлексия:

Я активно/не активно участвовал в процессе урока

Доволен работой на уроке/необходимо поработать еще

Задания на уроке были понятны/ необходимо разобрать еще раз


Учащиеся проводят рефлексию, оценивают качество работы, уровень усвоения (повторения), психологического комфорта, определяют совместные результаты работы










Раздел

«Мир профессий. Синтаксис и пунктуация»

ФИО педагога




Дата




Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Неологизмы

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


8.4.3.1использовать правильно обособленные члены предложения

8.2.3.1 понимать применение и объяснять подразумеваемый смысл отдельных слов, словосочетаний и предложений в тексте, эмоционально окрашенных и профессиональных слов, неологизмов, окказионализмов с учетом лексической сочетаемости


Цель урока

Все учащиеся смогут:

Использовать ознакомительное чтение

понимать применение и объяснять подразумеваемый смысл отдельных слов, словосочетаний и предложений в тексте большинство учащихся будут уметь:
Некоторые учащиеся смогут:

использовать правильно обособленные члены предложения


Критерии успеха

Учащийся достиг цели обучения, если

использует правильно обособленные члены предложения

определять неологизмы
Дескрипторы:

Правильно расставляет знаки препинания в предложениях с обособленными членами, объясняет постановку запятых

Правильно находит уточнения, расставляет знаки препинания.

Определяет и называет неологизмы

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

Подготовительная часть. Психологический настрой. Работа по карточкам

Готовятся к уроку.
Работают по карточкам

ФО




Изучение нового материала

Знакомство с темой урока. Работа по учебнику. Коллективная работа.

Неологизмы (греч. neos — “новый” + logos — “слово”) — новые слова, не вошедшие в активный запас лексики.

Например: шоу-рум (англ. showroom — “демонстрационный зал, салон”), кавер-версия (“авторская музыкальная композиция в исполнении другого музыканта”).

Эти слова остаются неологизмами до тех пор, пока они не станут активно употребляться в языке. Уже не являются неологизмами та-кие слова, как факс, принтер, этнопсихолог, офис, бонус, волонтер и др., так как они активно используются в русском языке.

Неологизм сохраняет яркий оттенок новизны и необычности.

Упражнение 172

Физминутка.

173. Прочитайте названия профессий. Как они образовались? Яв-ляются ли эти слова неологизмами? Опишите представителей этих про-фессий. Заполните таблицу.

Профессия

Обязанности

Необходимые качества

1. Инженер-космодорожник

2. Космогеолог

3. Космобиолог

174. Лингвистическая игра.

В тексте (упражнение 171) вы знакомились со словами с частью -навт: акванавт, гидронавт, океанавт, селенавт. Что они обозначают?

Образуйте по модели слова космонавт неологизмы, называющие людей, путешествующих с целью исследовать небо, растения, новых животных. Запишите составленные вами неологизмы.

175А. Спишите предложения, вставив слова а) — г) в нужной форме. Одно слово может употребляться дважды.

а) Солнечный; б) черный; в) звездный; г) “умерший”.

1. Внешняя оболочка Солнца — его корона — испускает непрерывный поток, который называют ____ ветром. 2. ____ дыра — это огромная воронка, настолько сильная, что она может поглотить предметы, двигающиеся со скоростью света. 3. Говорят, что ____ дыры — это ____ звезды. 4. Земля обращается вокруг Солнца за один год и вокруг своей оси за одни ____ сутки.

Домашняя работа

Упражнение 161 А

Знакомятся с темой урока.

Выполняют задания

ФО




Рефлексия

Рефлексия:

Я активно/не активно участвовал в процессе урока

Доволен работой на уроке/необходимо поработать еще

Задания на уроке были понятны/ необходимо разобрать еще раз


Учащиеся проводят рефлексию, оценивают качество работы, уровень усвоения (повторения), психологического комфорта, определяют совместные результаты работы










Раздел

«Мир профессий. Синтаксис и пунктуация»

ФИО педагога




Дата




Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Научный стиль речи

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


8.2.4.1 определять смешанные типы текстов, различать характерные черты, языковые и жанровые особенности разговорного, стиля (комментарии в блоге, чате, форуме);


Цель урока

Все учащиеся смогут:

Использовать ознакомительное чтение

Большинство учащихся будут уметь:

определять смешанные типы текстов

Некоторые учащиеся смогут:

различать характерные черты, языковые и жанровые особенности разговорного, стиля (комментарии в блоге, чате, форуме);


Критерии успеха

Учащийся достиг цели обучения, если

Определяет научный стиль речи, его особенности

Использует термины
Дескрипторы:

Определяет и называет стилистические особенности научного стиля речи

Использует термины в речи

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

Подготовительная часть. Психологический настрой. Опрос пройденного. Объяснительный диктант


Готовятся к уроку.

Отвечают на вопросы.

ФО




Изучение нового материала


Знакомство с темой урока. Работа по учебнику. Коллективная работа.

Научный стиль речи — стиль речи, который употребляется в сфере науки и образования.

Основная функция научной речи — передача информации и доказательство ее истинности.

Для него характерны такие стилевые черты: объективность, строгая логичность, доказательность, точность, обобщенность, насыщенность фактической информацией. Они находят выра-жение в следующих языковых единицах.

1. Лексические особенности научного стиля: употребление слов в прямом значении, терминов и др.

2. Грамматические особенности научного стиля: использова-ние отвлеченных существительных, кратких прилагательных, глаголов в обобщенном значении, страдательных причастий, упо-требление вводных конструкций, обобщенно-личных, безличных предложений со словами следует, необходимо, важно и др.

64А. Прочитайте текст.

Каждая звезда — это огромный светящийся газовый шар, как наше Солнце. Звезда светит потому, что выделяет колоссальное количество энергии.

Многие из звезд гораздо больше Солнца. А наша Земля — пылин-ка по сравнению с Солнцем! Возьми футбольный мяч и представь себе, что это Солнце. Тогда наша Земля представится маленькой, как булавочная головка!

Почему же мы видим Солнце таким небольшим? Да потому, что оно очень далеко от нас. Почему звезды выглядят совсем крошечны-ми? Потому что они находятся гораздо-гораздо дальше!

Знаешь, что летит быстрее всего на свете? Луч света. Он может об-лететь вокруг всей Земли раньше, чем ты успеешь моргнуть глазом. Так вот, Солнце так далеко, что его луч летит до нас 8 минут. А лучи от других самых близких звезд летят к нам целых 4 года! Свет от самых дальних звезд летит к Земле миллионы лет! Теперь ты понимаешь, как далеки от нас звезды и почему они светят так слабо.

164Б. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Почему текст начинается этим предложением? К кому обращается автор? Определите стиль и подстиль. Почему в тексте используются слова и выражения научного и разговорного стилей? Для чего приводится сравнение Солнца и Земли с футбольным мячом и булавочной голов-кой? С какой целью используются вопросительные и восклицатель-ные предложения, разговорные слова и выражения гораздо-гораздо, совсем крошечные (звезды), булавочная головка, фразеологизмуспе-ешь моргнуть глазом? Термины? Приведите примеры того, как автор вовлекает читателя в диалог. С какой целью он это делает?

164В. Напишите тезисы этого текста. Перескажите кратко по ним текст от имени ученого-астрофизика.

Подстилями научного стиля являются собственно научный, научно-популярный, учебный.

Собственно научный подстиль наиболее точный и строгий, им пишутся научные статьи, диссертации, энциклопедии.

Научно-популярный подстиль представлен в научных статьях, научно-популярных журналах, книгах, в выступлениях на телевидении на научную тему. Учебный подстиль представлен в учебниках, учебных пособиях, справочниках.

Физминутка.

Упражнение 175 А.

Домашняя работа

Составить синквейн на тему «Галактика»

Знакомятся с новой темой урока.

Выполняют задания

ФО




Рефлексия

Рефлексия:

Я активно/не активно участвовал в процессе урока

Доволен работой на уроке/необходимо поработать еще

Задания на уроке были понятны/ необходимо разобрать еще раз


Учащиеся проводят рефлексию, оценивают качество работы, уровень усвоения (повторения), психологического комфорта, определяют совместные результаты работы