Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существование человека в мире Кассирер понимал как манифестацию человека в языке, труде, религии. Человек — существо, которое создает символы самого себя, культуру.
Развивая тенденции, заложенные в философии жизни и феноменологии Гуссерля, в 1928 г. благодаря работам Шелера и Плеснера в Германии возникает философская антропология, особая философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. Ставится задача на основе данных частных наук о человеке — биологии, психологии, социологии — воссоздать целостное понятие о человеке.
Подведем итоги рассмотрения проблемы человека в различных философских направлениях. Было выяснено, что человек есть единство телесного и душевного; душа — вот что наиболее резко выделяет человека из мира природы. Следует, однако, отметить, что ныне термин "душа" употребляется не столь часто, как в античности и средневековье. Вместо термина "душа" используются синонимичные ему термины "психика", "внутренний мир человека", "духовный мир человека". Во-первых, в основе специфики человека лежит его духовность. Во-вторых, специфика человека определяется символизацией им собственного духовного мира в различных сферах своей деятельности, в труде, языке, культуре. В-третьих, духовный мир человека имеет известные градации внутри себя: переживание (чувство) и мысль, сознание и бессознательное, воля и интуиция. Сколь бы причудливым образом ни строилось философское обсуждение проблемы человека, в конечном счете речь идет о его психике, сознании, разуме, чувствах, мыслях, воле и т. п.
Таким образом, проблема человека являлась и является одной из основных проблем философии. Одним из важнейших направлений проблематического характера безапелляционно признается формирование концептуальных подходов в постижении соотношений природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. Социоантропогенез связывают с тем, что человек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свои язык и речь, предназначенные, прежде всего, для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный - Homosapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического развития.
Таким образом, видим, что в истории развития философской мысли абсолютизация одной из сторон понимания сущности человека привела к возникновению двух концепций, характеризующих природу человека: социологизаторскую и биологизаторскую. Первая распространилась особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как о совокупности общественных отношений. Сторонники этой концепции считали, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет; социальна не только личность, но и вся биолого-физиологическая структура человека. Вторая - толковала сущность человека преимущественно с позиций биологии, рассматривая индивидуума как существо физическое, телесное, обуреваемое влечениями и бессознательными импульсами.
Анализируя механизм взаимодействия и взаимопроникновения биологического и социального в человеке, ученые приходят к общему выводу о том, что это не означает ни взаимного растворения, ни параллельного сосуществования двух начал. Биологические структуры и функции человеческого организма под воздействием социального фактора претерпели ряд изменений и достигли более высокого уровня развития (по сравнению с другими представителями животного мира), однако полную зависимость этих модификаций только от антропосоциогенеза можно считать ошибочной.
Поэтому в настоящее время в русле философской мысли наблюдается поворот к ценностным проблемам жизнедеятельности человека, сотрудничестве и самовыражении своего назначения в жизни, интеграции его духовной ориентации, жизненного смысла и деятельностного отношения к миру. Благодаря живому, с точки зрения Вернадского, мир, в котором мы существуем, является не технической системой, а органическим единством, четко организованным, диалектическим, равновесным. Биологическая эволюция движет в сторону, увеличивающую степень и уровень данной организованности. «Качественный скачок в процессе самоорганизованности Космоса» - появление на планете разумной жизни, т. е. человека и его «целесообразной деятельности».
Таким образом, человек, общество и деятельность являются категориями, которые не существуют в отдельности, не мыслятся обособленно друг от друга. Они взаимосвязаны, взаимопроникают, взаимообогащают и являются мощным катализатором развития и совершенствования друг друга.
Заключение
Защита своей идентичности в потребляющем мире вокруг себя - главная проблема и забота человека.
Философия экзистенциализма очень популярна и актуальна в современной Западной Европе.
В настоящее время наблюдается тенденция смещения фокуса философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиск себя, сохранение уникальности и смысла жизни.
Эта проблематика (человеческая жизнь, ее проблемы) может стать главной темой философии в будущем, отодвигая на задний план проблему первозданности и отношений между материей и сознанием.
Человек – вовсе не случайный продукт эволюции, который будто бы появился неизвестно, как и потому может погибнуть тоже неожиданно. Эволюция не слепа и не ориентирована на смертельную борьбу, как думали в прошлом столетии. Между миром и человеком возможна гармония. У людей нет другого дома, кроме природы. Покорение ее несет в себе опасность. И потому надо сохранить красоту и величие природы, устранить последствия необдуманной разрушительной деятельности человека.
Список литературы
-
Борзенков В.Г. Эпистемологические препятствия на пути научного познания человека // Человек, 2020, № 1, с. 18. -
Гуревич П. С. Философская антропология: опыт систематики.// Вопросы философии, 1995, № 8, c. 92-102. -
Заварзина Ю.О., Пятилетова Л.В. Проблема природы и сущности человека в философской антропологии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/09/24365 (дата обращения: 04.06.2023). -
Кант И. Логика // Трактаты и письма. — М.: Наука, 1980. — С. 319–444. -
Лейбин В. М. Психоаналитическая антропология.// Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986, с. 239-259. -
Луценко, В. Е. Духовно-академическая философия в России и европейский теизм второй половины XIX века: Автореф. дис… канд. филос. наук / В. Е. Луценко. – Уссурийск, 2008. – 30 с. -
Мейендорф, И. Христос в восточном православном богословии / Пер. с анг. – М.: ПСТБИ, 2000. – С. 155. -
Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — М.: Гос. изд. полит. лит., 1955. — Т. 3. — С.1–4. -
Синцова Л. К., Пономарев П. В. Проблема природы и сущности человека в истории философской мысли // Гуманитарный вектор. Сер. Философия. Культурология. 2016. Т. 11, № 2. С. 12–16. -
Соловьев Э. Ю. Экзистенциализм (статья первая.// Вопросы философии, 1966, № 12, c. 76-88. -
Соловьев Э. Ю. Экзистенциализм (статья вторая).// Вопросы философии, 1967, N 1, c. 126-139. -
Тавризян Г. М. "Экзистеальный мир" как антипод социального бытия во французском экзистенциализме.//Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Наука, 1978, c. 135-157. -
Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избранные философские произведения. — М.: Гос. изд. полит. лит., 1955. — Т. 1. — С.134–204. -
Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек. Антология. — М.: Высш. шк., 1995. — С. 41–53. -
Яковлев, В. П. В. И. Вернадский. Серия «Философы XX века» – «Отечественная философия» / В. П. Яковлев. – М.: «МарТ; Ростов н/Дону: издательский центр «МарТ», 2005. – С. 14.