Файл: Аттестация педагогических кадров Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аттестация педагогических кадров
Содержание

Введение...................................................................................................................2

1. Необходимость проведения аттестации педагогов..........................................5

2. Порядок проведения педагогической аттестации педагогов..........................8

3. Особенности аттестации, проводимой в целях подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности..........................................11

4. Особенности аттестации, проводимой в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории..............................15

Заключение.............................................................................................................18

Список литературы................................................................................................20

Введение

Современное состояние системы образования характеризуется развитием, постоянно поддерживаемым со стороны государства и общества, вектор которого ориентирован на модернизацию существующих методов и методик, повышению уровня профессиональной подготовки сотрудников всех уровней.

Непрерывный рост применения принципов вариативности и полипрограммности в области дошкольного образования привел к ужесточению требований к профессиональной подготовке педагогов и руководителей

Одновременно весьма остро встает проблема привития специалистам практики самооценки, как в индивидуальной области, так и в отношении учреждения в целом. Подобная практика, осуществляемая повсеместно, позволит эффективно вести методическую работу по адаптации существующих методик работы под конкретные условия, а также своевременно и адекватно оценивать комплексность и эффективность предоставляемых образовательных услуг. Основываясь на подобных принципах, повсеместно реализуется аттестация сотрудников, призванная определить ценность и индивидуальный профессионализм каждого работника с максимально возможной объективностью. 

Следует отметить, что аттестация, как процедура контроля профессиональной готовности и развития навыков педагогов является периодичной. Соответственно перед аттестацией неизменно стоит цель стимуляции сотрудников к саморазвитию в профессиональном плане. 

Очевидно, что для гармоничного развития общества требуется добиваться соответствия уровня образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дошкольного образования, современным запросам социума. Аттестация в данном контексте является стимулирующей процедурой для установления паритета в паре спрос предложение образовательных услуг. Кроме того, аттестация позволяет провести ранжирование специалистов по уровню профессиональной подготовки, тем самым выстраивая перед каждым сотрудником прозрачные цели, что является хорошим мотиватором. Одновременно для педагога аттестация, это средство индивидуального профессионального признания. Фактически при правильной и грамотно методически организованно, процедура порождает спиралевидную самодостаточную структуру развития как для каждого педагога в отдельности, так и для всей организации с последовательным вовлечением в процесс профессионального роста новых областей знаний.


В логическом отношении непрерывный рост профессионализма требует регулярной оценки, для создания мотивационного эффекта. Одновременно, аттестация выдвигает к каждому сотруднику требования по систематическому повышению квалификации, создавая при этом благоприятные условия для саморазвития. 

Актуальность темы. Аттестация педагогических работников - это своеобразное подведение итогов их деятельности. Не стоит опасаться данной процедуры, но и относиться к ней как к простой формальности также не нужно. Это отличный повод для педагога сделать самоанализ собственных достижений, а также выявить имеющиеся в работе проблемы и наметить пути их решения. Межаттестационный период длится от двух до пяти лет. Сотруднику образовательного учреждения необходимо предоставить документацию, подтверждающую результаты его деятельности за данное время.

Цель исследования состоит в изучении порядка аттестации педагогов профобразовательном учреждении.

В работе поставлены следующие задачи:

Рассмотрим порядок проведения педагогической аттестации педагогов;

Рассмотрим особенности аттестации, проводимой в целях подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности;

 Рассмотрим особенности аттестации, проводимой в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории.

1. Необходимость проведения аттестации педагогов

Аттестация – это проверка деловой квалификации работника, также это одно из наиболее действенных средств, позволяющих работодателю выявлять перспективы использования потенциальных возможностей работников, обосновывать необходимость расторжения трудового договора с работниками, не соответствующими предъявляемым квалификационным требованиям.

Аттестационный процесс с точки зрения самопознания педагогического работника является процедурой самопознания, а значит, в процессе подготовки к аттестации и непосредственно самой аттестации происходит выстраивание целей последующего образования в зависимости от настоящего уровня. Практически, самопознание такого рода требует непрерывной подпитки, что возможно через создание генеральной линии в общем образовательном процессе, в саморазвитии и реализации на практике теоретических знаний. 



Интересы учреждения также учитываются при формировании системы оценок.

Процедура аттестации позволяет: определение стандартов и критериев деятельности учреждения; анализ качества знаний персонала; определение «слабых звеньев»; определить ценность сотрудников; принятие правильных управленческих решений для оптимального развития организации и своевременного внесения изменений. 

Аттестация, однозначно, эффективно мотивирует к получению более высоких результатов в работе, и стимулирует педагогического работника к более качественной педагогической деятельности с возможностью реализации своих личностных качеств.

Оценка уровня квалификации педагогических работников, является сердцевиной аттестационной процедуры. Это важный этап профессиональной жизни, который априори должен обеспечивать повышение качества деятельности за счет проведения самооценки, а главное, получения внутренней и внешней оценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога.

Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Исходя из цели и задач аттестации, можно сказать, что аттестация имеет два ключевых назначения:

1.Оценка уровня квалификации педагогического работника для установления соответствия требованиям занимаемой должности и требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) на основе анализа их профессиональной деятельности.

2.Стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, повышение эффективности и качества педагогического труда. Оценка уровня квалификации требует наличия достаточно ясных критериев и показателей различных уровней квалификации. (Эти критерии и показатели существуют, официально утверждены).

Стимулированию целенаправленного повышения квалификации, включая, способствует анализ и самоанализ педагогической деятельности, позволяющий ответить на следующие вопросы: «Соответствуют ли результаты профессиональной деятельности требуемым, установленным нормативными правовыми актами»? За счет чего достигнуты или в связи с чем не достигнуты запланированные результаты? Какие задачи и как решались для достижения данных результатов? Какие компетентности педагога требуют дальнейшего совершенствования и пр.


Квалификационные категории предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач), стоящих перед педагогическим работником. Они носят иерархический характер. Соответствие занимаемой должности означает, что педагог способен решать основные профессиональные задачи по своей должности на достаточном уровне. Первая и высшая квалификационные категории предъявляют более высокие требования к качеству решения профессиональных задач.

2. Порядок проведения педагогической аттестации педагогов

Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Новый порядок аттестации педагогических работников был установлен приказом Министерства образования и науки РФ № 276, который был издан 07.04.2014 г. Данный нормативный акт был принят в целях исполнения положений Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. В соответствии с ранее действовавшим законодательством в образовательных учреждениях должен был утверждаться такой документ, как Положение об аттестации педагогических работников. По новому правовому акту данный источник права необязателен, но он может быть заменен аналогичными по назначению

Новый порядок аттестации педагогических работников распространяется на сотрудников образовательных организаций, а также руководителей соответствующих учреждений (в том числе выполняющих свои обязанности по совместительству или же в рамках совмещения).

Сущность процедуры аттестации в соответствии с приказом № 276 заключается:

- в подтверждении соответствия квалификации работников образовательных учреждений тем требованиям, что установлены для их должностей;

- в удостоверении того факта, что человек обладает опытом, позволяющим ему получить более высокую квалификацию.

В общем случае аттестация, подтверждающая соответствие занимаемой должности, должна проводиться обязательно. Добровольно ее проходят те специалисты, которые хотят повысить квалификационную категорию, но обязательно проходить ее нужно педагогическим работникам, которые относятся к категории профессорско-преподавательского состава.


Правила аттестации педагогических работников, зафиксированные в приказе № 276, устанавливают следующие задачи, характеризующие данную процедуру: 

- стимулирование роста квалификации работников образовательного учреждения, их профессионального развития;

- повышение качества образования;

- приспособление работы сотрудников сферы образования к специфике действующих стандартов, которые регулируют организацию деятельности учебных заведений;

- обеспечение распределения денежных средств в целях оплаты труда по принципам, основанным на соотношении уровня квалификации работников.

Ключевые принципы аттестации сотрудников образовательных учреждений в соответствии с законодательством России — коллегиальность, открытость, обеспечение гласности, объективность.

Действие Порядка распространяется на проведение аттестации педагогических работников, замещающих должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей руководителей и педагогических работников образовательных организаций (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08. 2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»), том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (абзац 2 п.1 раздела 1 Порядка).

Основные принципы проведения аттестации: коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации (п. 4, раздел I Порядка).

По новому порядку аттестации имеется два вида данной процедуры: обязательная и добровольная. Обязательная аттестация работников образования Данный вид аттестации будет касаться каждого работника образования через каждые 5 лет. Это необходимо для подтверждения соответствия работника образования занимаемой им должности, то есть будет оцениваться его профессиональная деятельность с этой точки зрения. Добровольная аттестация педагогов Данный вид аттестации будет осуществляться по желанию работника образовательных учреждений для того, чтобы установить соответствует ли педагог уровню квалификации согласно требованиям желаемой квалификационной категории. На сегодняшний день имеется только два ее вида: первая и высшая. Данный вид категории действует в течение пяти лет.