ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цветовой тест отношений (ЦТО)
Цели:
-
изучение оценочного компонента установки по отношению
к употреблению ПАВ; -
изучение системы отношений ребёнка к себе и другим значимым людям в семье и школе.
Обоснование методики
Цветовой тест отношений (ЦТО) — невербальный тест, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни эмоциональных отношений человека. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики отношений к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе отражаются в цветовых ассоциациях с ними. Цветоассоциативный тест показывает неосознаваемые компоненты отношения, минуя защитные механизмы сознания.
Методика ЦТО используется нами с целью выяснения отношения детей к употреблению ПАВ на основе их оценки потребителей психоактивных веществ.
Оборудование
Набор цветных стимулов из восьмицветового теста М. Люшера.
Процедура обследования
Обследование проводится индивидуально. Проведение ЦТО включает следующие процедуры:
1. Исследователь совместно с ребёнком составляет список значимых людей из непосредственного окружения ребёнка. Для того чтобы оценить отношение ребёнка к употреблению психоактивных веществ, этот список дополняется людьми, употребляющими ПАВ: «человек, который курит», «человек, который выпивает (пьёт спиртные напитки)», и по решению ведущего группы, если ребёнок отчётливо представляет, что вкладывается в понятие «наркотик», — «человек, который принимает наркотики», или понятиями «сигареты», «алкоголь», «наркотики».
2. Перед ребёнком на белом фоне в случайном порядке раскладывают цветные карточки и предлагают подобрать каждому человеку и понятию из списка подходящие цвета. Выбранные цвета
могут повторяться.
Инструкция может быть, например, такой: «Не знаю, правда ли, просто ли красивая легенда, но говорят, где-то далеко, а может быть, и близко есть удивительная страна. От всех жителей этой страны, от животных, растений и всех предметов исходит Внут
ренний Свет, различимый для человеческого глаза. То есть можно видеть не только внешнюю сторону предметов и не только внешний облик живых существ, но и их внутреннюю сущность, их характер, их душу (Внутренний Свет). При этом разные люди и предметы светятся разными цветами. Кто-то синим, кто-то красным. Представляешь, как красиво — самые обычные улицы, с самыми обычными домами, фонарями, прохожими сияют и переливаются всеми цветами радуги! Посмотри на цветные карточки. Если бы ты попал(а) в эту страну, какого цвета был бы твой внутренний лучик? Выбери самую подходящую тебе карточку и покажи... Интересно, какими цветами светились бы твои родные и знакомые или разные предметы? Давай поиграем в такую игру: я буду называть людей или предметы, а ты подберёшь подходящий цвет для их внутренних лучиков. Один и тот же цвет можно подбирать для разных людей. Попробуем? Подбери цвет, подходящий твоему папе...» (ребёнок подбирает цвета всем людям и понятиям из списка).
3. После завершения ассоциативной процедуры ребёнок ранжирует цвета в порядке убывания предпочтения, начиная с «самого красивого, приятного для глаза» и заканчивая «самым некрасивым, неприятным» (таким образом, выполняется краткий вариант восьмицветового теста М. Люшера).
Протокол обследования по методике ЦТО
Фамилия, имя ребёнка __________________________________________
Класс _________ Дата обследования ________________
(до начала или после завершения профилактической работы)
Список значимых людей, явлений и понятий, отношение к которым исследуется | Цвет-ассоциация |
| |
| |
| |
| |
| |
Раскладка по предпочтению
Цвет | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 0 |
Ранг | | | | | | | | |
Обработка и интерпретация полученных данных
Стандартное обозначение цветов, используемых в ЦТО и цветовом тесте М. Люшера: 1 – синий, 2 – зелёный, 3 – красный, 4 – жёлтый, 5 – фиолетовый, 6 – коричневый, 7 – чёрный, 0 – серый.
Интерпретация результатов основывается на двух процедурах:
1. Сопоставление цветов, ассоциируемых с определенными людьми и понятиями, с их местом (рангом) в раскладке по предпочтению. Если с каким-либо лицом или понятием ассоциируются цвета, занимающие первые места в раскладе, значит, к данному лицу или понятию ребёнок относится положительно, эмоционально принимает его, удовлетворён существующими отношениями. Если же с ним ассоциируется цвет, занимающий последние места в раскладе, значит, отношение ребёнка — негативное, существует эмоциональное неприятие, отношения с ним чем-то не устраивают.
Сводная таблица результатов обследования ребёнка по методике ЦТО
Список значимых людей, явлений и понятий, отношение к которым исследуется | До начала профилактической работы | После завершения профилактики | ||
цвет | ранг | цвет | ранг | |
В семье | ||||
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
В школе | ||||
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Отношение к употреблению ПАВ | ||||
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
2. Интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации, на основе которой может быть составлено представление о содержательных особенностях отношения.
Личностные характеристики цветов, входящих в ЦТО:
Цвет | Характеристика цвета |
Синий (1) | Честный, справедливый, добросовестный, добрый, спокойный. Выявляет чувствительность, умение сопереживать, склонность к созерцательности, доверие, преданность. |
Зелёный (2) | Чёрствый, самостоятельный, невозмутимый. Выявляет упорство, целеустремлённость, сопротивление изменениям, постоянство воззрений. Вариант самоутверждения. Ассоциация родителей с этим цветом чаще всего указывает на их доминантную роль, высокий контроль, предъявление чрезмерных требований и строгость наказаний. |
Красный (3) | Решительность, энергичный, напряжённый, суетливый, дружелюбный, уверенный, общительный, раздражительный, сильный, обаятельный, деятельный. Выражает жизненную силу, стремление и волю к успеху. |
Жёлтый (4) | Разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный. Выражает раскованность, оптимизм, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Ассоциация родителей с этим цветом часто указывает на воспитание по типу потворствующей гиперпротекции. |
Фиолето- вый (5) | Может рассматриваться двойственно: с одной стороны, выражает эгоизм, неискренность, самостоятельность, с другой – характеризует стремление к интуитивному пониманию, высокой степени чувственной близости, ведущей к слиянию субъекта и объекта, желание восхищать других, безответственность. |
Коричне- вый (6) | Уступчивый, зависимый, спокойный, добросовестный, расслабленный. Характеризует отношения зависимости. |
Чёрный (7) | Непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый. Символизирует отказ, отречение или неприятие, приписывание негативных качеств. |
Серый (0) | Нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный. Характеризуется стремление отгородиться, уйти от общения и обязательств. |