Файл: Деменьшина Светлана Юрьевна, 1 квалификационная категория г. Сысерть, 2023 г пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление образования Администрации Сысертского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Сысерть
Рассмотрено: на заседании педсовета______________ «____» __________ 2023 г. | | Утверждаю: Директор МАОУ СОШ № 1 _________ А.Ф.Тарханова «____» __________ 2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественно – научной направленности
«Юный химик»
Возраст обучающихся: 15-16 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: учитель
МАОУ СОШ № 1
Деменьшина Светлана Юрьевна,
1 квалификационная категория
г. Сысерть, 2023 г.
Пояснительная записка
Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ и среде его обитания. Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. С целью формирования основ химического мировоззрения предназначена модульная разноуровневая дополнительная общеразвивающая программа «Юный химик».
Программа составлена на основе программы Чернобельской Г.М., Дементьева А.И. «Мир глазами химика» (Чернобельская, Г.М., Дементьев А.И. Мир глазами химика. Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии 7 класса. Химия, 1999) и ориентирована на обучающихся 7-8
класса, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает.
Данная дополнительная общеразвивающая программа относится к базовому уровню. Она предоставляется обучающимся в возрасте от 8 до 18 лет, осваивающим программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. При этом срок освоения программы составляет не менее 1 года, время обучения – 2 часа в неделю для программ, формирующих современные умения и навыки для учебы, жизни и труда. Результатом обучения является участие в конкурсных мероприятиях, а также муниципальных и всероссийских олимпиадах не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призёров перечня конкурсных мероприятий, а также городских и всероссийских олимпиад не менее 10% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; переход на углублённый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.
При реализации данной программы будет задействовано оборудование центра «Точка роста».
Цель: удовлетворить познавательные запросы детей, развивать исследовательский подход к изучению окружающего мира и умение применять свои знания на практике, расширить знания учащихся о применении веществ в повседневной жизни, реализовать общекультурный компонент.
Задачи:
Предметные:
-
Сформировать навыки элементарной исследовательской работы; -
Расширить знания учащихся по химии, экологии; -
Научить применять коммуникативные и презентационные навыки; -
Научить оформлять результаты своей работы.
Метапредметные:
-
Развить умение проектирования своей деятельности; -
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации; -
Продолжить развивать творческие способности.
Личностные:
-
Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе; -
Совершенствовать навыки коллективной работы; -
Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год и разбита на модули, общее количество часов - 68.
Учебно -тематический план
| Тема | Содержание | Целевая установка | Кол-во часов | Планируемые результаты | Средства ЦО «Точка роста» |
Образовательный модуль 1. Методы познания в химии («стартовый уровень») | ||||||
1 | Экспериментальные основы химии | Практическая работа № 1 «Изучение строения пламени» | Знакомство с основными методами науки | 2 | Умение пользоваться нагре вательными приборами | Датчик температуры (термопарный), спиртовка |
2 | Экспериментальные основы химии | Лабораторный опыт № 1 «До какой температуры можно нагреть вещество?» | Знакомство с основными методами науки | 2 | Определять возможность проведения реакций и процессов, требующих нагревания | Датчик температуры (термопарный), спиртовка |
| Экспериментальные основы химии | Лабораторный опыт № 2 «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра» | Дать представление о точности измерений цифровых датчиков и аналоговых приборов | 2 | Умение выбирать приборы для проведения измерений, требующих точности показаний. | Датчик температуры платиновый, термометр, электрическая плитка |
4 | Экспериментальные основы химии | Лабораторный опыт № 3 «Определение температуры плавления и кристаллизации металла» | Сформировать представление о температуре плавления, обратимости плавления и кристаллами | 2 | Знать процессы, протекающие при плавления веществ и их кристаллизации | Датчик температуры (термопарный) |
Образовательный модуль 2. Первоначальные химические понятия («базовый уровень») | ||||||
5 | Чистые вещества и смеси | Лабораторный опыт № 4 «Определение водопроводной и дистиллированной воды» | Экспериментальное определение дистиллированной и водопроводной воды | 3 | Уметь отличать водопроводную воду от дистиллированной, знать, почему для проведения экспериментов используют дистиллированную воду | Датчик электропроводности, цифровой микроскоп |
6 | Физические и химические явления | Демонстрационный эксперимент № 1 «Выделение и поглощение тепла — признак химической реакции» | Изучение химических явлений | 3 | Уметь отличать физические процессы от химических ре- акций | Датчик температуры платиновый |
7 | Простые и сложные вещества | Демонстрационный эксперимент № 2. «Разложение воды электрическим током» | Изучение явлений при разложении сложных веществ | 3 | Знать, что при протекании реакций молекулы веществ разрушаются, а атомы сохраняются (для веществ с молекулярным строением) | Прибор для опытов с электрическим током |
8 | Закон сохранения массы веществ | Демонстрационный эксперимент № 3. «Закон сохранения массы веществ» | Экспериментальное доказательство действия закона | 3 | Знать формулировку закона уметь применять его на практике, при решении расчётных задач | Весы электронные |
Образовательный модуль 3. Классы неорганических соединений («базовый уровень») | ||||||
9 | Состав воздуха | Демонстрационный эксперимент № 4. «Определение состава воздуха» | Экспериментально определить содержание кислорода в воздухе | 4 | Знать объёмную долю coставных частей воздуха | Прибор для определения со става воздуха |
10 | Свойства кислот. | Практическая работа № 2 «Получение медного купороса» | Синтез соли из кислоты и оксида металла | 4 | Уметь проводить простейшие синтезы неорганических веществ с использованием инструкции | Цифровой микроскоп |
11 | Растворы | Лабораторный опыт № 5 «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры» | Исследовать зависимость растворимости от температуры | 4 | Иметь представление о раз- ной зависимости растворимости веществ от температуры | Датчик температуры платиновый |
12 | Растворы | Лабораторный опыт № 6 «Наблюдение за ростом кристаллов» | Показать зависимость растворимости от температуры | 4 | Уметь использовать цифровой микроскоп для изучения формы кристаллов | Цифровой микроскоп |
13 | Растворы. | Лабораторный опыт № 7 «Пересыщенный раствор» | Сформировать понятия «разбавленный раствор», «насыщенный раствор», «пересыщенный раствор» | 4 | Иметь представление о различной насыщенности pacтвора растворяемым веществом | Датчик температуры платиновый |
14 | Растворы | Практическая работа № 3 «Определение концентрации веществ колориметрическим по калибровочному графику» | Сформировать представление о концентрации вещества и количественном | 4 | Уметь определять концентрацию раствора, используя инструкцию | Датчик оптической плотности |
15 | Кристаллогидраты | Лабораторный опыт № 8 «Определение температуры разложения кристаллогидрата» | Сформировать понятие «Кристаллогидрат» | 4 | Знать способность кристаллогидратов разрушаться при нагревании | Датчик температуры платиновый |
16 | Основания | Практическая работа № 4 «Определение pH растворов кислот и щелочей» | Сформировать представление о pH среды как характеристики кислотно сти раствора | 4 | Уметь определять pH pacтворов | Датчик pH |
17 | Основания | Лабораторный опыт № 9 «Определение pH различных сред» | Сформировать представление о шкале ри | 4 | Применять умения по определению pH в практической деятельности | Датчик pH |
Образовательный модуль 4. Химические свойства неорганических соединений («продвинутый уровень») | ||||||
18 | Химические свойства оснований | Лабораторный опыт № 10 «Реакция нейтрализации». Демонстрационный эксперимент № 5 «Осно- вания. Тепловой эффект реакции гидроксида натрия с углекислым газом» | Экспериментально доказать химические свойства оснований | 4 | Понимать сущность процесса нейтрализации и применять процесс нейтрализации на практике | Датчик pH, дозатор объёма жидкости, бюретка, датчик температуры платиновый, датчик давления, магнитная мешалка |
19 | Свойства неорга- нических соединений | Лабораторный опыт № 11 «Определение кислотности почвы» | Использовать полученные знания для определения кислотности pacтворов | 4 | Уметь определять кислотность почв | Датчик pH |
20 | Химическая связь | Демонстрационный опыт № 6 «Температура плавления веществ с разными типами кристаллических решёток» | Показать зависимость физических свойств веществ от типа химической связи | 4 | Уметь определять тип кристаллических решёток по температуре плавления | Датчик температуры платиновый, датчик температуры термопарный |
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
Принцип добровольности. К занятиям допускаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.