Файл: Практическое задание в чём заключается место и роль практической психологии в современном обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 504

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание

1. В чём заключается место и роль практической психологии в современном обществе?

Психологическая культура необходима современному специалисту. Человек получает мало психологических знаний и в школе, и в институте. Развитие психики происходит скорее стихийно, поэтому в отношении к окружающим и к себе человек часто проявляет эгоцентрическое, допонятийное мышление ребенка. В то же время потребность в самопознании – это одна из объективно существующих и закономерно возникающих потребностей роста развивающейся личности, и как каждая потребность, должна быть удовлетворена достаточно полно, чтобы не стать источником напряжения, дискомфорта для человека. Психологическое познание может осуществляться различными методами, каждый из которых не исключает другого, они дополняют и обогащают друг друга.
Практическая психология как «особая психологическая практика» – ориентация на «работу с психикой», а не на ее исследование. Т.е. психолог работает с клиентами, которые в большей степени доверяются психологу как специалисту. В этих случаях психолог самостоятельно ставит перед собой и стратегические задачи, и тактические и конкретные оперативные задачи исследования и вмешательства в ситуацию данного клиента.

В настоящее время практическая психология может рассматриваться не только как сфера приложения психологических знаний, как психологическая практика и способ проверки психологических моделей, но и как активно развивающаяся отрасль психологической науки, имеющая свой предмет изучения и разработки: принципы, методы и формы психологической помощи, психологической поддержки, психологического содействия и психологического сопровождения развития человека.

Вся система образования претерпевает в настоящее время серьезные изменения: осуществляется переход к многоступенчатой системе образования, что значительно расширяет возможности выбора профессионального пути в сфере деятельности. Свободный выбор может быть осуществлен на основе осознания и понимания молодыми людьми своих индивидуальных возможностей. Большую роль здесь должна сыграть психологическая наука, которая призвана помочь в создании благоприятных 1условий для развития индивидуальности человека, раскрытия его творческого потенциала, умения представлять себя.


Какова взаимосвязь психологии с другими науками?

Психология прочно связана со многими науками, они расширяют и обогащают её знания о сознании человека и закономерностях функционирования психики. Психология характеризуется тесными связями, прежде всего с другими науками о человеке - философией, социологией, историей.

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности — Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психоло­гия. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философ­ских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль, как общая психология.

Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мыс­ли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психо­логией. Связь между психологией и социологией обеспечивает соци­альная психология.

История. Современный человек — есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов — начиная от биологического процесса естес­твенного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процес­се исторического развития и роль психологических качеств историчес­ких деятелей на ход истории.

Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретичес­кой и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиоло­гия.

Технические науки также связаны с психологией, так как у них за­частую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.



Медицина помогает психологии лучше понять возможные меха­низмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психоло­гии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, поз­воляющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспе­чению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспе­чивают педагогическая психология и возрастная психология.

Схематически связь психологии с другими отраслями показано на рисунке 1.


Дайте характеристику методологии в психологии.

Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Если теория представляет собой результат познания, то методология определяет способы достижения и построения этого знания. В переводе с греческого термин "методология" означает "путь познания". Однако определить методологию как путь познания можно только в том случае, когда будет выявлен сам объем понятия.

Общая методология – обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также о месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука.

Специальная методология – позволяет науке формулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она изучает.

Частная методология – совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет науки.

2. Опишите модели педагогического общения.

Выделяют две основные модели:

  1. Учебно-дисциплинарная модель общения. Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было «Делай как я». Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения где: Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или опека. Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы. В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно-ориентированная модель общения.

  2. Личностно-ориентированная модель общения. Цель личностно-ориентированной модели общения — обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический стиль общения. Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности. Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции). Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. В связи с этим, в современной науке и практике все большее признание приобретает концепция педагогического процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников этого процесса, а также методы групповой дискуссии. В этом плане педагогическое общение выступает как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.



Охарактеризуйте структуру и психологию индивидуальности.

Психологию индивидуальности можно разделить на 3 направления:

  1. Поведенческую психология. Лозунг бихевиоризма выражает формула: «стимул-реакция», согласно ей, предметом психологии составляет поведение, а не сознание человека. Развитие этого направления в 20 веке связано с именами Э. Толмена, К. Халла и Б. Скиннера.

  2. Второе ведущее направление развития психологии в 20 веке – фрейдизм. Фрейд считал подсознание источником первичных стимулов поведения человека. С одной стороны, психоанализ – общая теория механизмов человеческого подсознания. С другой стороны, психоанализ – система специальных методов, с помощью которых можно исследовать подсознание человека с целью излечения нервных и психических заболеваний. Среди приверженцев теории бессознательного выделяются работы З. Фрейда, его соратников А. Адлера и Г. Юнга, неофрейдистов: К. Хорни, Э.Фромма и др.

  3. Третье значительное и широко распространенное направление в психологии – гуманистическая психология. Центром гуманистической психологии является личность – “Я” любого человека, его право быть самим собой, сохранять свою целостность и уникальность, быть свободным в выборе решений, творить свою жизнь и нести за нее ответственность.

  4. Особенности психического мира человека представлены на рисунке 2.



Структура индивидуальности.

Индивидуальность человека представляет собой сложную структуру, которая есть целостное образование с определенной организацией свойств. Функционирование такого образования возможно лишь при взаимодействии различных свойств, являющихся компонентами этой структуры.

Первым уровнем является природная основа (психофизиологический уровень), вторым – психологические свойства личности и третьим, самым высоким – социально-психологические свойства. Фундаментом в структуре личности является индивидуальный опыт человека, реализуемый в знаниях, умениях и навыках, привычках и поступках личности. Управляет системой самосознание (рисунок 3).




Рисунок 3

Опишите социальный заказ на работу практического психолога.

Социальный заказ на работу практического психолога – это продуктивное общественное признание необходимости данной формы профессиональной деятельности, проявляющееся в готовности пользоваться услугами консультантов, психотерапевтов и практических психологов иных специализаций. О необходимости конкретного психологического знания о человеке говорят представители смежных практических областей: учителя, врачи, юристы. Люди этих профессий нуждаются в психологических знаниях, потому что без них они не могут решать главную задачу своей профессии – целенаправленно воздействовать на человека. Как правило, этот заказ исходит от психически здоровых людей, которым нужен совет относительно сложной внутренней или межличностной проблемы.

Непосредственными носителями заказа на работу психолога выступают клиенты и заказчики. Клиент в практической психологии — это человек, получающий помощь от психолога. Клиентом практического психолога является взрослый или ребенок, который сообщает ему психологическую информацию о себе, о других людях и о взаимоотношениях с ними. Клиент будет также и получателем психологической информации, то есть именно ему предстоит решать свою собственную проблему, не перекладывая ее на плечи психолога.

  1. Каковы основные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста?

  1. Психологическая диагностика

Задача — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям. Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:

  • диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);

  • диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);

  • диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).

  1. Психологическая коррекция

Проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Каждый ребенок индивидуален. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. С учетом особенностей развития каждого малыша психолог строит психокоррекционную работу в следующих направлениях: