Файл: Практическое задание в чём заключается место и роль практической психологии в современном обществе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 507
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе; -
коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье; -
познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).
-
Психологическое консультирование
Состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого ребенка. Педагоги и родители получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.
-
Психологическое просвещение
Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д. Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; достигать понимания необходимости работы психолога в детском саду.
-
Психологическая профилактика
Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень и проводить работу в направлении их предупреждения. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа.
-
Организационно-методическая работа
-
оформление документации; участие в методических объединениях практических психологов; -
курсы повышения квалификации и дополнительное образование; -
методическая помощь в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, -
семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов по плану МБДОУ;
Охарактеризуйте компоненты школьной готовности: умственная и личностная готовность.
Умственная готовность предполагает зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), владение знаниями, умениями и навыками по программе детского сада и сформированность общих интеллектуальных умений.
Умственная готовность включает:
-
достаточный багаж знаний об окружающем мире; -
умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач; -
любознательность, потребность в получении новых знаний; -
уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний; -
наличие словесно-логического и образного мышления; -
развитую речь, достаточный словарный запас; -
сформированные сенсорные навыки; -
устойчивое внимание; -
крепкую память.
Личностная готовность предполагает зрелость мотивов учебной деятельности, развитое познавательное отношение к внешнему миру, определенный уровень самосознания, коммуникативную зрелость как сформированность средств, навыков и желания общаться, достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики человека.
Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.
Опишите особенности психологического развития подростков.
Подростковый возраст – долгий переходной период, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
Даже нормальные, здоровые подростки испытывают неустойчивость своего настроения и поведения, постоянные колебания самооценки, резкую смену физического состояния, ранимость, конфликтность и многое другое. Половое созревание сопровождается сексуальным возбуждением, которое усиливает эмоциональную нестабильность.
Психологический аспект подросткового возраста выходит на первый план. Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью. Ощущая свои физические изменения, подросток пытается вести себя как взрослый. Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, он не признает поддержку взрослых. Негативизм и чувство взрослости являются психологическими новообразованиями личности подростка. В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего - то поведения или моральных ценностей. Особенности характера общения с родителями, учителями, одноклассниками и друзьями оказывает значительное влияние на самооценку в подростковом возрасте. Характер самооценки определяет формирование личностных качеств. Адекватный уровень самооценки формирует уверенность в себе, самокритику, настойчивость, или даже чрезмерную самоуверенность и упрямство. У подростков с адекватной самооценкой обычно более высокий социальный статус, нет резких скачков в учебе. Подростки с низкой самооценкой подвержены склонности к депрессии и пессимизму. Зачастую учителям и родителям нелегко найти правильный подход в общении с подростками, но учитывая возрастные особенности этого возраста, пути решения всегда найти можно.
-
Используя лекцию «Работа педагога-психолога в образовательном учреждении» заполните таблицы.
Таблица 1
Виды работ педагога-психолога | Характеристика работы педагога-психолога |
Психологическая диагностика | Дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям. |
Психологическая коррекция | Подразумевает организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности в соответствии с возрастными нормами психического развития. Педагог-психолог оперирует такими понятиями как возрастная норма освоения какого-то вида деятельности и индивидуальный темп ее освоения. |
Психологическое консультирование | Цель психологического консультирования состоит в обеспечении человека продуктивным существованием в конкретных обстоятельствах его жизни. Продуктивность психологического консультирования связана со способностью человека находить множество вариантов своего поведения. |
Психопрофилактическая работа | Формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становленииличности и интеллекта |
Таблица 2
Характеристика деятельности квалифицированного психолога
Характеристика деятельности неквалифицированного психолога
Помогает клиенту ориентироваться в его целях, даёт возможность увидеть множество вариантов поведения. Видит клиента и его цели как цели личности, которая обладает чувством перспективы, необходимым уровнем рефлексии.
Преследует иные цели, использует клиента для реализации своих склонностей. Демонстрирует свою исключительность как носителя профессии, подчеркивает свою компетентность как психолога. Может обесценивать все высказывания клиента своими суждениями, игнорируя переживания клиента. Рассматривает цели психологической помощи на основе своей личной Я-концепции, игнорирует Я-концепцию клиента, не может дать ему направление и поддержку в совершенствовании Я-концепции.
Проявляет множество вербальных и невербальных реакций на разные ситуации и проблемы. Избегает оценочных суждений по поводу действий и чувств клиента.
Характеризуется типичным стилем поведения, не проявляет адекватного ситуации отклика. Применяет шаблонные оценки действий клиента.
Осознаёт сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека, по этой причине стремится использовать множество концепций.
Нет ясной
концепции, не рефлексирует, ограничивает свою работу рамками какой-то одной концепции. Часто происхождение концепции ему неизвестно.
Вырабатывает множество мыслей, слов и моделей поведения в своей культуре и в рамках других культур.
Может работать только в рамках одной культуры, которую он понимает через содержание своей Я-концепции, свою культурную продуктивность рассматривает как проявление стандарта поведения.
Чётко различает, кто заказчик психологической информации, кто клиент, а кто пользователь информации. Оно сознаёт меру ответственности всех участников ситуации и владеет юридическими нормами регуляции ответственности.
Грубо нарушает правило конфиденциальности, склонен к распространению психологической информации, не заботиться о её сохранности.
Реалистично оценивает свои возможности и уровень квалификации. Осознаёт и принимает ограничения своих возможностей, работает совместно с коллегами и представителями смежных специальностей. Свое отношение к профессиональной деятельности не ассоциирует с собственной Я-концепцией. Проявляет адекватное отношение к проблеме профессионального роста.
Всегда работает без ограничения, берётся за любой метод без учёта особенностей конкретной ситуации для его применения. Избегает работы с другими специалистами. Ориентирован только на свою Я-концепцию. Отношение к своей профессии включено в Я-концепцию и не является предметом анализа.
Осознаёт взаимное влияние друг на друга клиента и его самого. Во взаимодействии намеренно выделяет свои чувства, мысли, желания и возможности, также, как и клиента. Все виды воздействия, к которым относятся пересказ переживаний, открытые и закрытые вопросы, на клиента показывают изменения в чувствах, мыслях, желаниях и возможностях как клиента, так и психолога.
Присуще отсутствие понимания межличностного влияния, он склонен видеть в действиях клиента отражение своих прямых воздействий.
Уважение достоинства клиента является приоритетным.
Склонен придавать своей профессии сверхзначимость, которая выражается в высокомерном отношении к другим людям.
На основе обобщенного научного знания разрабатывает и развивает свою собственную концепцию психологической помощи.
Приверженец одного подхода, не думает об альтернативах, проявляет оценочное отношение к другим точкам зрения.
Относится к теории как к отражению реальности, он видит в ней манеру мышления. Считает, что теория как способ мышления может развиваться и меняться в зависимости от уровня культурны и пола человека
Игнорируются способы мышления авторов различных теорий, он не видит предмета теории и способа мышления автора. Психолог не видит проблемы в соотношении своей теории с теориями других авторов. Обобщенная теория не является его личным способом мышления, свой подход психолог считает неизменным и принимает в качестве правила.
Позиция строится на профессиональной рефлексии
ПКП=Р (ОТ; Я-ПСИХОЛОГ, Я-КОНЦЕПЦИЯ)
Позиция строится на личной Я-концепции
ПНП = (Я-ПСИХОЛОГ; Я-КОНЦЕПЦИЯ)
-
Дайте характеристику профессиональной этике в работе психолога.
Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения