Файл: Правовое обеспечение профессиональной деятельности (пдо) Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1611
Скачиваний: 39
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цели, задачи и полномочия Государственной инспекции труда описаны в статьях 354 — 355, 365 - 367 ТК РФ.
Российская система государственной инспекции труда как органа по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права построена по принципам подчиненности федеральной исполнительной власти. Важно иметь в виду, что российский законодатель относит правовое регулирование деятельности государственной инспекции труда к компетенции Правительства РФ, закрепляя в ч. 2 ст. 354 ТК РФ правило о том, что положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ. Регламентация, осуществляемая федеральной исполнительной властью, является обязательной для всех подразделений государственной инспекции труда.
В ст. 5 Конвенции N 81 сказано, что компетентный орган власти принимает соответствующие меры для того, чтобы содействовать эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими Правительственными службами, государственными и частными учреждениями - с другой, а также предпринимателями и трудящимися или их объединениями. С целью выполнения этого требования международно-правового акта в содержании трудового законодательства включена ст. 365 ТК РФ. В соответствии с этой нормой Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по надзору и контролю в соответствующей сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями. Обращение перечисленных органов и организаций в государственную инспекцию труда является основанием для возникновения отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права с участием государственной инспекции труда. В рамках этих отношений государственная инспекция труда может использовать документы перечисленных органов и организаций для выявления нарушений трудовых прав работников, а также для устранения выявленных нарушений путем издания правоприменительного акта. Данное взаимодействие с другими органами и организациями может стать стимулом к реальному выполнению инспекцией труда ее координаторской функции по защите трудовых прав, которая на практике почти незаметна.
Использование государственной инспекцией труда норм трудового права происходит в виде выдачи предписания, обязательного для исполнения.
В ст. 2, 17, 18 Конституции РФ провозглашено непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, обеспечение их реализации отнесено к обязанностям государства, что им исполняется и через деятельность органов исполнительной власти. Поэтому выдача государственной инспекцией труда предписаний об устранении нарушений трудовых прав граждан, на наш взгляд, является одним из направлений деятельности органов исполнительной власти, предусмотренных в перечисленных конституционных нормах.
Профессиональный союз (
1 2 3 4
профсоюз) — добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д.
Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наёмных работников.
Деятельность любого профсоюза должна соответствовать требованиям законодательства. К основным нормативным актам относится:
- Конституция РФ. Статья 13 гарантирует право на идеологическое многообразие, а также все объединения равны перед законом. По статье 30 Конституции любой человек может организовать объединение для защиты интересов сотрудников. При этом гарантируется свобода деятельности. Граждане не могут принудительно включаться в какие-либо профсоюзы.
- Закон «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности»
- Положения ТК
- Законы РФ «Об охране труда» и «О коллективных соглашениях».
Представители профсоюзов должны заниматься вопросами, связанными с улучшением условий работы и оплаты труда. Они помогают сотрудникам разных предприятий во время защиты их прав, а также представляют их интересы в государственных инстанциях. Основная цель заключается в контроле над соблюдением требований ТК.
Самозащита — это отказ от выполнения работы в целях защиты индивидуальных трудовых прав работника (права на определенность трудовой функции, закрепленной трудовым договором, права на своевременное и в полном объеме получение заработной платы, права на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности).
Задание 6
Проведите анализ следующей учебной ситуации. Молодой педагог дополнительного образования, работающий в частном детском центре, получил расчётный листок за первый месяц работы. В данном листке к выплате был указан только
должностной оклад. Педагог решил разъяснить для себя данную ситуацию. Он уточнил, что в тексте трудового договора, помимо должностного оклада, значатся ежемесячные стимулирующие и компенсационные выплаты.
Педагог обратился к директору учреждения с просьбой предоставить более полную информацию по данному вопросу. Ответ руководителя центра был озвучен следующим образом:
— Выплаты, указанные в трудовом договоре, носят необязательный характер. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает месяцы, когда будут выплачиваться стимулирующие и компенсационные, а также премиальные выплаты конкретным педагогическим работникам.
Оформите развёрнутые ответы на следующие вопросы:
1. Как необходимо оценить позицию директора учреждения с правовой точки зрения?
2. Обязано ли образовательное учреждение в данном случае ежемесячно выплачивать стимулирующие и компенсационные выплаты?
Аргументируйте ваш ответ, ссылаясь на законодательство РФ.
Ответ:
Законодательством установлено, что заработная плата состоит из трех частей: вознаграждения за труд, компенсационных выплат и стимулирующих выплат и в соответствии с трудовым законодательством является обязательной для выплаты.
В то же время ст. ст. 22, 191 Трудового кодекса РФ устанавливают, что работодатель имеет право поощрять работников. Когда же выплата премий является правом, а когда — обязанностью? В зависимости от формулировок, указанных в трудовом договоре, стимулирующие выплаты (включая премии, надбавки, доплаты) могут быть как обязанностью работодателя, так и его правом.
Данный вывод можно сделать, изучив судебную практику. В разделе «Оплата труда» трудового договора должно быть указано, из каких частей состоит заработная плата. Если будет формулировка «Заработная плата работника, в соответствии с действующей у Работодателя системой оплаты труда, состоит из должностного оклада», далее указывается, что работнику может быть выплачена стимулирующая выплата (премия). Далее в трудовом договоре идет отсылочная норма на положение о стимулировании (премировании) работников, и в нём содержатся обобщенные формулировки, например: «При финансовых возможностях организации премия может быть начислена работнику по решению руководителя организации» — в этом случае выплата премии является правом работодателя. Работодатель может и не выплачивать её.
Если в трудовом договоре указано, что заработная плата состоит из должностного оклада, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера, а далее заложены конкретные показатели стимулирования, тем самым закреплено, что стимулирующие выплаты являются составной частью заработной платы. По сути, работодатель в данном случае определил для себя условия, при которых стимулирующие выплаты становится его обязанностью.
В данной же ситуации мы имеем то, что в трудовом договоре прописано, что заработная плата работника состоит не только из окладной части, а так же из стимулирующих и компенсационных выплат. Следовательно, директор исходя из правовой нормы и трудового договора, нарушает права работника.
Задание 7
В современной системе дополнительного образования становятся всё более востребованными услуги частных образовательных центров.
Важно знать, что для открытия нового центра потребуется выполнить множество последовательных действий. С целью обеспечения чёткого представления по данному вопросу опишите основные этапы создания центра дополнительного образования, а также перечислите требуемые для его открытия документы.
Особо необходимо отметить, что на первом этапе бизнес-проектирования будущей образовательной организации необходимо определить её организационно-правовую форму. Изучите содержание, актуальных по данному вопросу нормативно-правовых актов, и составьте список разрешённых законом Российской Федерации организационно-правовых форм для центров дополнительного образования. С учётом данных форм опишите особенности функционирования соответствующих образовательных организаций.
Ответ
Современный учебный центр представляет собой комплексный бизнес. Рассмотрим основные направления его деятельности.
Если 10-15 лет назад учебный центр представлял собой специализированную учебную организацию, занимающуюся обучением слушателей какой-либо деятельности или нескольким смежным областям деятельности, то в настоящее время учебный центр представляет собой, по сути, тренинговую и консалтинговую компанию.
Современный процесс обучения может быть как групповым, так и индивидуальным. Индивидуальный процесс обучения более близок к предоставлению консалтинговых услуг, где эксперты проводят обучение в соответствии с конкретными задачами клиента. Также и процесс группового обучения становится более близок к индивидуальному обучению, так как программа обучения гибко меняется в соответствии с пожеланиями и задачами слушателей. Программы обучения, в данном случае, становятся нацеленными на решение определенных практических задач, их становится много, каждая из них конкретно выражает требования определенной группы клиентов.