ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»



(наименование института полностью)



(Наименование учебного структурного подразделения)




(код и наименование направления подготовки / специальности)



(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №1
по учебному курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

Морозова Виктория







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбд-2101а













Преподаватель

Ошкина Алла Анатольевна







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023
Практическое задание 1

Тема 2. Воспитание, образование и развитие детей с нарушением слуха


  1. Материально-техническое обеспечение получения образования.


Организация, реализующая АООП, должна обеспечить материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи, в том числе: осуществлять все виды деятельности для слабослышащего ребенка (Х), как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей совместно с нормированными детьми.


В Организации, реализующей адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для слабослышащего ребенка (Х), создается соответствующее материально-техническое обеспечение.

Под материально-техническим обеспечением понимаются такие условия реализации АООП, которые отражают:

- общие характеристики инфраструктуры дошкольного образования;

- специфические характеристики: организации пространства;

-организации временного режима обучения;

- организации рабочего места; технических средств обучения;

-специальных учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов, компьютерных инструментов обучения, отвечающих особым образовательным потребностям слабослышащих детей.

Материально-технические условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для слабослышащего ребенка (Х) должны обеспечивать:

1) возможность достижения для слабослышащего ребенка (Х) требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы, установленных ФГОС дошкольного образования;

2) соблюдение:

- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);

- санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.);

- социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, кабинетов специалистов, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

- пожарной и электробезопасности;

- требований охраны труда;

3) возможность для беспрепятственного доступа слабослышащих детей к информации, объектам инфраструктуры образовательной организации.

Оснащение образовательного процесса на ступени дошкольного образования для слабослышащего ребенка (Х) обеспечивают образовательные организации за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств самостоятельно.
Организация пространств.

Пространство (здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование слабослышащего ребенка (Х) дошкольного возраста, должно соответствовать

действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к:

- участку (территории) образовательной организации (площадь, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательной организации и их оборудование);

- зданию образовательной организации (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса на ступени дошкольного образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательной организации, для активной деятельности, сна и отдыха).
В дошкольной образовательной организации должны быть кабинеты специалистов - учителя-дефектолога (сурдопедагога), педагога-психолога, помещения для физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, медицинский кабинет; помещение для питания воспитанников; помещения, предназначенные для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, актовый зал; спортивный зал; площадка на территории образовательной организации для занятий и прогулок на свежем воздухе.
Организация рабочего места.

Рабочее место для слабослышащего ребенка (Х) в дошкольной образовательной организации должно занимать такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо педагога и большинства сверстников. Рабочее место слабослышащего ребенка (Х) должно быть хорошо освещено.

Обязательным условием является обеспечение ребенка современной электроакустической и звукоусиливающей аппаратурой индивидуального и группового пользования.
Технические средства обучения.

Результативность работы со слабослышащим ребенком (Х) во многом зависит от использования качественной звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, слухо-речевых тренажеров для фронтальных и малогрупповых и индивидуальных занятий, индивидуальных слуховых аппаратов.

Для слабослышащего ребенка (Х) используются технические средства индивидуального пользования: электроакустическая аппаратура; сурдотехнические средства обучения и реабилитации
; электроакустические комплексы; световые маяки; индукционные системы; системы вызова помощника; табло - бегущая строка; информационные киоски (напольные); FМ-системы; реабилитационное оборудование; радиосистемы, которые обеспечивают связь слуховых аппаратов детей через приёмник с передатчиком и микрофоном педагога (по необходимости).

Постоянное использование звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов является одним из важных компонентов слухоречевой среды в дошкольной образовательной организации.

Для создания оптимальных условий восприятия помещения, в которых проводятся занятия, оборудуются стационарной индукционной петлей, создающей внутри себя магнитное поле, преобразующееся в слуховых аппаратах в акустические сигналы. Это позволяет воспринимать звуки вне зависимости от их удалённости от их источника. Аппаратура, работающая на инфракрасном излучении, позволяет детям воспринимать речь педагога с одной интенсивностью вне зависимости от расстояния, на которое он удалён от ребёнка. Однако это возможно лишь в том помещении, где установлены инфракрасные излучатели. Преодолеть недостатки помогает использование аппаратуры, работающей на радиопринципе.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабослышащего ребенка (Х) совместно с нормированными детьми оставляет за образовательной организацией право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации АООП.

2. Программно-методическое обеспечение
Специальные учебники, рабочие тетради, дидактические материалы.
Выбор специальных учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов определяется этапом обучения и содержанием занятий для слабослышащего ребенка (Х). Их комплексы соответствуют тематическому принципу для каждого занятия, возрасту и индивидуальным особенностям развития, доступны для восприятия детей.

Недостаток, а иногда и отсутствие необходимых дидактических материалов и пособий (игрушек, картинных словарей, табличек, аппаратуры, визуальных технических средств) играет тормозящую рольв процессе специального обучения слабослышащих.Обеспечение дошкольной группы компенсирующей и комбинированной направленности для слабослышащих методическими материалами без учета возраста, ведущего нарушения и структуры дефекта обучающихся мешает достижению нужного уровня и качества овладения речью, подготовки детей к дальнейшему обучению в школе.


Компьютерные инструменты обучения.
К необходимым техническим средствам относятся также специализированные компьютерные инструменты, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих детей.

Компьютерные инструменты обучения поддерживают развитие жизненной компетенции детей: дифференциацию и осмысление картины мира; развитие устной и письменной коммуникации; читательское развитие; развитие слухового восприятия окружающего мира; формирование элементарных математических представлений, необходимых в обиходе и др.

Для слабослышащих дошкольного возраста могут быть использованы интерактивные наглядные; игровые познавательные; конструкторские; коррекционные; диагностические электронные образовательные ресурсы (ЭОР), компьютерные программы, направленные на работу по развитию речи, над ее произносительной стороной.

Электронный образовательный ресурс для детей дошкольного возраста – это совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети, предназначенная для использования в психолого-педагогической работе с детьми для получения ими новых знаний и навыков, развития важных умений и индивидуальных способностей, а также формирования ключевых для развития действий и видов деятельности. Каждый ЭОР предполагает полноценную реализацию ребенком какого-либо вида деятельности, включающего совокупность действий, приводящих к результату по следующим образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Основным достоинством ЭОР являются их инновационные качества: высокая интерактивность, полномасштабная мультимедийность, широкое использование моделирования.

Использование ЭОР нового поколения создает условия для развития слабослышащих воспитанников, их подготовке к обучению в системе начального общего образования, обеспечивает реализацию АООП.Адаптированной программой предусмотрено использование образовательной организацией обновляемых образовательных ресурсов, расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, информационно-телекоммуникационной сети Интернет.