Файл: Задание. Определение темпоритмических особенностей речи с помощью измерителя темпоральных характеристик речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание. Определение темпо-ритмических особенностей речи с помощью измерителя темпоральных характеристик речи.

Темпо-ритмические особенности речи при говорении относятся к числу достаточно сильных психодиагностических показателей, с давних времен и до наших дней интересующих многих исследователей. Высказываются предположения, зачастую экспериментально подкрепленные, что речевая динамика определяется свойствами нервной системы, темпераментом, активностью и эмоциональностью говорящего.

Эти предположения приобретают даже парадоксальную форму о совпадении темпа речи и темпа жизни. С этой точки зрения скорость речи оказывается константной характеристикой, и в криминалистике, например, она входит в перечень опознавательных признаков. Действительно, можно сознательно ускорять или замедлять скорость речи, но как только представится возможность, каждый говорящий вновь переходит на персональный, свойственный ему и комфортный для него темп. Очевидно, в этническом аспекте также можно говорить о предпочтениях скорости речи. Например, русская речь по своим скоростным особенностям ближе всего к немецкой. Для итальянцев русские слишком медлительны, их собственный темп значительно выше. Быстрее русских говорят американцы, а северные соседи — норвежцы, финны, шведы — по сравнению с русскими используют еще более медлительный темп.

В то же время достаточно много и более сдержанных, осторожных замечаний:

  • связи скоростных особенностей речи со сложностью излагаемой темы, степенью осведомленности о тех или иных вопросах (вряд ли в этом можно усомниться, слушая на экзамене ответы плохо знающего материал студента);

  • знанием языковой структуры (сравните скорость собственной речи на родном и неродном языках);

  • возрастом (вспомните замедленную речь пожилых людей);

  • эмоциональным состоянием (медленная тягучая речь в состояниях тоски и печали и быстрая, оживленная — при радостном ожидании).

Скорость речи определяется по показателям количества речевых сегментов в единицу времени. Чаще всего в виде наиболее стабильного сегмента выбираются слоги (сочетания из 2-3 гласных и согласных звуков), а за единицу времени выбираются минуты. В таком случае показатели темпа речи для русскоговорящих следующие:


120 слогов в минуту (или 4-5 звуков в секунду) — медленный и очень медленный,

250 слогов в минуту (или 7-8 звуков в секунду) — средний,

350 слогов в минуту (или 9-10 звуков в секунду) — быстрый,

400 слогов в минуту (или 10 и более звуков в секунду) — сверхбыстрый. Темп речи, помимо продолжительности звучания слогов, включает в себя и паузы между словами и предложениями. Они могут быть нормальными лингвистическими маркерами, отделяющими один сегмент от другого. В таких случаях их длительность не превышает 250 мс. Если же продолжительность пауз увеличивается, то они приобретают другое значение и становятся паузами нерешительности, заполненными посторонними звуками типа «м-м-м», «эээ» или даже ненужными словами типа «в общем», «ну, это» и т.д. Могут быть и молчаливые паузы, свидетельствующие о собственных проблемах говорящего. Обычно быстроговорящие люди делают более короткие паузы, иногда их речь даже воспринимается как слишком плотная, без пропусков, а потому и более трудная для восприятия. В клинике встречается даже такая патология динамики речи, как «болезненная поспешность речи», свойственная, кстати, многим, весьма, одаренным людям. Медленно говорящие, напротив, растягивают паузы. Их речь становится тягучей, к ней достаточно трудно приспособиться, создается представление о намеренном затягивании времени.

Инструкция: Измерьте собственные скоростные параметры речи, временя чистого говорения, времени пауз и количество пауз, превышающих длительность лингвистических. Заполните таблицу.

Выполните следующие задания:

  1. Свободный рассказ на русском языке на произвольную тему в течение одной минуты,

  2. Свободный рассказ на иностранном языке на произвольную тему в течение одной минуты,

  3. Чтение скороговорок в удобном темпе в течение одной минуты,

  4. Чтение скороговорок в максимально быстром темпе в течение одной минуты.

Скороговорки используются в этом задании для улучшения артикуляции звуков, как это рекомендуют делать специалисты по технике речи на занятиях по сценическому искусству.

Таблица 1. Показатели темпа речевого говорения в различных условиях.




Показатели темпа

Время чистого горения

Длительность пауз

Количество пауз

1.

Говорение на русском языке в удобном темпе, (1 мин)

267 сл

238 мс

30

2.

Говорение на иностранном языке, (1 мин)

148 сл

280 мс

47

3.

Чтение скороговорок, удобный

темп, (1 мин)

260 сл

205 мс

35

4.

Чтение скороговорок в

максимально быстром темпе,

(1 мин)

353 сл

183 мс

18


Между собой сравниваются 1-2-й показатели и 3-4-й. При свободном владении иностранным языком темповые характеристики по обеим языковым системам совпадают; при недостаточно уверенном поведении они расходятся в сторону увеличения количества и длительности пауз и уменьшения времени чистого говорения.

При сравнении 3-го и 4-го показателей оцениваются максимально возможные артикуляционные скоростные свойства собственной речи. Поскольку тексты скороговорок даны для чтения, известны также и их лингвистические особенности, прежде всего — количество слогов. Пользуясь показателями матрицы и сведениями о длине текста в слогах, каждый испытуемый рассчитывает свою оптимальную и максимально возможную скорость.

Тексты скороговорок для чтения

Два дровосека, два дровокола говорили про Варю, про Ларю, про Ларину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора изрыла, вырыла, подрыла. О пустяках спорить — дело упустить.

Объем текста — 130 слогов.

Из-под Костромы, из-под Костромщины везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева — тень тетерева, мол, у гусыни усов ищи не ищи, не сыщешь, мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.

Объем текста — 100 слогов.

Сделайте письменные выводы о собственных темпо-ритмических особенностях речи

Сравнивая показатели говорения на русском языке и говорения на иностранном языке, можно сделать вывод, что темп речи у обследуемого находится в пределах средних значений, а иностранный язык знаком в малом не разговорном объеме. При говорении на иностранном языке скорость говорения уменьшилась, количество пауз и их длительность возросли.

При чтении скороговорок в максимально быстром темпе скорость чтения увеличивается, а количество пауз и их длительность уменьшаются. Темп речевого говорения со среднего переходит в быстрый, что при обычной речи не свойственно обследуемому.

Слушатель: Кузнецова Татьяна Викторовна