Файл: Анализ поведения детей первой группы на занятиях показал, что на них каждый ребенок занимался в основном индивидуальной игрой с игрушками.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина:
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Манукян Елена Акоповна
Преподаватель:
Савченко Виктория Андреевна
Задание 1.
Анализ поведения детей первой группы на занятиях показал, что на них каждый ребенок занимался в основном индивидуальной игрой с игрушками. Инициативные обращения детей друг к другу выражались в основном в обмене игрушками или в попытках отобрать их. Эмоционально окрашенные действия носили преимущественно негативный характер: малыши сердито отбирали игрушки друг у друга, замахивались один на другого. Чувствительность к инициативе сверстника также была слабой; она сводилась в основном к тому, что дети брали у сверстника предлагаемую игрушку. На просьбу ровесника дать игрушку дети либо не отвечали, либо отказывались ее выполнить.
Во второй экспериментальной группе на протяжении формирующих занятий неуклонно увеличивался интерес детей друг к другу. Несмотря на то, что индивидуальная игра по-прежнему занимала их, они с интересом рассматривали лицо и руки ровесника. Малыши радостно улыбались, наблюдая за игрой сверстника, смеялись над его необычными действиями. После 4—6-го занятия возникли эмоционально-окрашенные действия, адресованные сверстнику (игра «в прятки», «в козу» и т. п.). В результате между детьми возникали совместные игры, протекающие очень оживленно. Периоды индивидуальной игры сменялись эмоционально-практическим взаимодействием детей, и взрослому все реже приходилось организовывать контакты малышей. Характерно, что взрослый не обучал детей тем способам общения, которые они демонстрировали на занятиях. Он просто привлекал внимание детей к сверстнику, его достоинствам, стремился вызвать к нему интерес и сочувствие. В результате этого появились не только интерес к ровеснику и доброжелательное отношение к нему, но и специфические способы взаимодействия, характерные для общения детей более старшего возраста.
Таким образом, эксперименты по формированию общения между детьми показали, что переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребенку выделить сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам. Наиболее эффективным путем для этого является организация субъектного взаимодействия детей.
Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия; общность действий и эмоциональных экспрессий дает им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. Решающая роль в процессе формирования общения со сверстником принадлежит взрослому.
Уважаемы родители, это для вас!
Общение — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, который
направлен на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений. Роль общения в жизни человека велика.
Для успешного развития общения детей со сверстниками и со взрослыми рекомендую:
-
Формируйте положительное отношение к сверстникам и к взрослым, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям. -
Привлекайте внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку. -
Организуйте совместные игры, учите координировать свои действия, учитывая желания других детей. -
Помогайте детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.) -
Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности. -
Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.
Организация общения детей и доброжелательных отношений между ними – одна из наиболее трудных и важных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями детей дошкольного возраста.
Задание 2.
Дата | Суть конфликта | Действия ребенка, причины | Мои действия | Результат | Примечания |
31.05.23. | Матвей обижает Сергея в песочнице. | Сергей обижен и плачет | Необходимо Сергею контролировать свои агрессивные действия и переводить их в адекватные выражения своего гнева. Уделила максимум внимания Сергею : «Тебе больно. Извини, пожалуйста Сергей. Матвей пока не знает, что песком кидаться нельзя!» - Обратилась к Матвею, сделала ему короткое замечание и помогла исправить ситуацию: «Кидаться песком нельзя! Сергею больно. Давайте теперь вместе отряхнем малыша (пожалеем, погладим Сергея)». - Помогла детям наладить конструктивное взаимодействие: «Хотите, я научу вас копать глубокие колодцы? Тогда берите лопатки» | Сергей успокоился. Матвей задумался о необходимости изменить свое поведение | Игра способствовала прекращению конфликта. |
Задание 3.
Форма общения | Время появления в онтогенезе | Основная потребность | Ведущий мотив | Средства общения | Место в системе общей жизнедеятельности |
Ситуативно-личностная | 1-6 мес. | Внимание и доброжелательность взрослого | Личностный | Экспрессивно- мимические | Формирование персептивных действий, подготовка к общению хватанием |
Ситуативно-деловая | 3 мес.- 2 года | Сотрудничество со взрослыми | Деловой | Предметно-действенный | Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью |
Внеситуативно-познавательная | 3 года | Уважение взрослого | Познавательный | Речевые | Развитие наглядных форм общения |
Внеситуативно-личностная | 6-7 лет | Сопереживание и взаимопонимание | Личностный | Речевые | Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества, создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному общению |
Задание 4.
Для ребенка является важным последовательный ход развития общения. Ребенок должен полноценно прожить каждую из форм общения в соответствующем возрасте. Способность и возможность общаться, в зависимости от ситуации и от партнера, является главным показателем развития общения. Нельзя не согласиться с тем, что внеситуативно-личностное общение ребенка с взрослым имеет важное значение для развития личности дошкольника. В ходе неситуативно-личностного общения формируется моральное сознание, усваиваются нормы и правила поведения. Общение личностное учит видеть себя со стороны, что помогает развиваться самоконтролю и самосознанию. Личностное общение помогает детям различить роли взрослых – учителя, продавца, врача, воспитателя и пр. и, соответственно, строить свои отношения с ними. Иногда бывает, что внеситуативно-личностное общение не возникает до 6-7 лет, но бывает оно в очень простом варианте встречается и у 3-х леток.
Задание 5.
Организация образовательной деятельности по внеситуативно-личностному общению.
Возраст: средняя группа.
Цель: формировать умение контролировать своё поведение; совершенствовать себя, как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.
Создать условия для освоения норм поведения через решение детьми проблемных ситуаций.
Развивающие:
Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умение договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение. Упражнять слуховое и зрительное внимание детей.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные основы личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе.
Развивающая предметно-пространственная среда: ноутбук, проектор, цветные карандаши, чистые листы, сюжетные картинки.
Методы и приёмы: проблемные ситуации; активизирующие вопросы педагога детям; игровые приемы. Занятие провести в группе в начале недели.
Ход занятия: игра, беседа, музыкальное сопровождение.
Задание 6.
1. Первоначально возникает ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) форма общения с близкими взрослыми. Общение происходит с помощь экспрессивно-мимичесих средств.
2. Внеситуативно-личностная форма
3. Внеситуативно-познавательная форма
4. Ситуативно-деловая форма общения
Пермь - 2023