Файл: Анализ поведения детей первой группы на занятиях показал, что на них каждый ребенок занимался в основном индивидуальной игрой с игрушками.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина:

Практическое занятие 1


Выполнил:

Обучающийся Манукян Елена Акоповна

Преподаватель:

Савченко Виктория Андреевна


Задание 1.

Анализ поведения детей первой группы на занятиях показал, что на них каждый ребенок занимался в основном индивидуальной игрой с игрушками. Инициативные обращения детей друг к другу выражались в основном в обмене игрушками или в попытках отобрать их. Эмоционально окрашенные действия носили преимущественно негативный характер: малыши сердито отбирали игрушки друг у друга, замахивались один на другого. Чувствительность к инициативе сверстника также была слабой; она сводилась в основном к тому, что дети брали у сверстника предлагаемую игрушку. На просьбу ровесника дать игрушку дети либо не отвечали, либо отказывались ее выполнить.

Во второй экспериментальной группе на протяжении формирующих занятий неуклонно увеличивался интерес детей друг к другу. Несмотря на то, что индивидуальная игра по-прежнему занимала их, они с интересом рассматривали лицо и руки ровесника. Малыши радостно улыбались, наблюдая за игрой сверстника, смеялись над его необычными действиями. После 4—6-го занятия возникли эмоционально-окрашенные действия, адресованные сверстнику (игра «в прятки», «в козу» и т. п.). В результате между детьми возникали совместные игры, протекающие очень оживленно. Периоды индивидуальной игры сменялись эмоционально-практическим взаимодействием детей, и взрослому все реже приходилось организовывать контакты малышей. Характерно, что взрослый не обучал детей тем способам общения, которые они демонстрировали на занятиях. Он просто привлекал внимание детей к сверстнику, его достоинствам, стремился вызвать к нему интерес и сочувствие. В результате этого появились не только интерес к ровеснику и доброжелательное отношение к нему, но и специфические способы взаимодействия, характерные для общения детей более старшего возраста.

Таким образом, эксперименты по формированию общения между детьми показали, что переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребенку выделить сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам. Наиболее эффективным путем для этого является организация субъектного взаимодействия детей.

Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия; общность действий и эмоциональных экспрессий дает им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. Решающая роль в процессе формирования общения со сверстником принадлежит взрослому. 

Уважаемы родители, это для вас!

Общение — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, который

направлен на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений. Роль общения в жизни человека велика.

Для успешного развития общения детей со сверстниками и со взрослыми рекомендую:

  • Формируйте положительное отношение к сверстникам и к взрослым, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям.

  • Привлекайте внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку.

  • Организуйте совместные игры, учите координировать свои действия, учитывая желания других детей.

  • Помогайте детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.)

  • Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.

  • Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.


Организация общения детей и доброжелательных отношений между ними – одна из наиболее трудных и важных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями   детей дошкольного возраста.

Задание 2.

Дата

Суть конфликта

Действия ребенка, причины

Мои действия

Результат

Примечания

31.05.23.

Матвей обижает Сергея в песочнице.

Сергей обижен и плачет

Необходимо Сергею контролировать свои агрессивные действия и переводить их в адекватные выражения своего гнева.

Уделила максимум внимания Сергею : «Тебе больно. Извини, пожалуйста Сергей. Матвей пока не знает, что песком кидаться нельзя!»

- Обратилась к Матвею, сделала ему короткое замечание и помогла исправить ситуацию: «Кидаться песком нельзя! Сергею больно. Давайте теперь вместе отряхнем малыша (пожалеем, погладим Сергея)».

- Помогла детям наладить конструктивное взаимодействие: «Хотите, я научу вас копать глубокие колодцы? Тогда берите лопатки»

Сергей успокоился. Матвей задумался о необходимости изменить свое поведение

Игра способствовала прекращению конфликта.

Задание 3.

Форма общения

Время появления в онтогенезе

Основная потребность

Ведущий мотив

Средства общения

Место в системе общей жизнедеятельности

Ситуативно-личностная 

1-6 мес. 

Внимание и доброжелательность взрослого 

Личностный 

Экспрессивно- мимические 

Формирование персептивных действий, подготовка к общению хватанием 

Ситуативно-деловая  

3 мес.- 2 года 

Сотрудничество со взрослыми 

Деловой 

Предметно-действенный 

Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью 

Внеситуативно-познавательная 

3 года 

Уважение взрослого 

Познавательный 

Речевые 

Развитие наглядных форм общения 

Внеситуативно-личностная 

6-7 лет 

Сопереживание и взаимопонимание 

Личностный 

Речевые 

Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества, создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному общению 


Задание 4.

Для ребенка является важным последовательный ход развития общения. Ребенок должен полноценно прожить каждую из форм общения в соответствующем возрасте. Способность и возможность общаться, в зависимости от ситуации и от партнера, является главным показателем развития общения. Нельзя не согласиться с тем, что внеситуативно-личностное общение ребенка с взрослым имеет важное значение для развития личности дошкольника. В ходе неситуативно-личностного общения формируется моральное сознание, усваиваются нормы и правила поведения. Общение личностное учит видеть себя со стороны, что помогает развиваться самоконтролю и самосознанию. Личностное общение помогает детям различить роли взрослых – учителя, продавца, врача, воспитателя и пр. и, соответственно, строить свои отношения с ними. Иногда бывает, что внеситуативно-личностное общение не возникает до 6-7 лет, но бывает оно в очень простом варианте встречается и у 3-х леток.

Задание 5.

Организация образовательной деятельности по внеситуативно-личностному общению.

Возраст: средняя группа.

Цель: формировать умение контролировать своё поведение; совершенствовать себя, как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём.

Задачи:

Образовательные:

Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.

Создать условия для освоения норм поведения через решение детьми проблемных ситуаций.

Развивающие:

Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умение договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение. Упражнять слуховое и зрительное внимание детей.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные основы личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе.

Развивающая предметно-пространственная среда: ноутбук, проектор, цветные карандаши, чистые листы, сюжетные картинки.

Методы и приёмы: проблемные ситуации; активизирующие вопросы педагога детям; игровые приемы. Занятие провести в группе в начале недели.

Ход занятия: игра, беседа, музыкальное сопровождение.

Задание 6.

1. Первоначально возникает ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) форма общения с близкими взрослыми. Общение происходит с помощь экспрессивно-мимичесих средств.


2. Внеситуативно-личностная форма

3. Внеситуативно-познавательная форма

4. Ситуативно-деловая форма общения

Пермь - 2023