Файл: Практическое занятие по темам 1 Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Например, при применении ст. 105, 158, 161 УК РФ и множества других, необходимо обратиться к нормам общей части, определенных в ст. 20 и 21 УК РФ), либо к определенному кругу лиц (ими могут быть работники различных отраслей, должностные лица и т.п.; например, в ч. 1 ст. 264 УК РФ указано на нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, в ч. 1 ст. 285 УК РФ - на использование должностным лицом своих служебных полномочий, вопреки интересам службы), действующих в определенных сферах общественной жизни и в силу этого несущих определенные обязанности. Примером санкции может быть часть 1 статьи 105 УК РФ, в которой предусматривается ответственность за умышленное причинение смерти другому человеку. ("наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового" - сама санкция).

Диспозиция - как само правило поведения всегда присутствует в любой норме. Возможность совершать лицом (гражданином) определенные законом действия, либо возможность воздержаться от их совершения. Примером диспозиции может быть часть 1 статьи 30 Конституции, согласно которой каждый имеет право на объединение. Также в ч. 1 ст. 158 УК РФ диспозицией является формулировка: «Кража, т.е. тайное хищение чужого имущества». В общем, диспозиция указывает деяние (в данном случае действие), подлежащее уголовной ответственности и определяет признаки, при наличии которых она возможна.

Норма права не может не иметь диспозиции. Например: ст. 63 ск РФ «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Или п.1 ст. 63 «Родители имеют право… воспитывать своих детей». Диспозиция всегда имеет представительно - обязывающий характер, соответственно п.1 ст. 63 « Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей» п. 1 ст. 37 ГК РФ «Распоряжение имуществом подопечного»: «Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода» п.1. ст. 486 ГК РФ «Оплата товара»: «Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара…».

Задание 3. Составьте карту сравнительного анализа:


Критерии сравнения

Конституция РСФСР 1918 г.

Конституция РСФСР 1925 г.

Конституция РСФСР 1937 г.

Конституция РСФСР 1978 г.

Конституция РФ 1993 г.

Основы государственного и общественного строя

Она законодательно закрепила основы нового общественного строя:национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком. В Декларации были зафиксированы основы государственного строя «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Конституция исходила как бы из "разделения труда" между Законодательством союза и республиканским законодательством. Более ощутимой становилась перспектива огосударствления соответствующих общественных отношений.

Она закрепляла как и Конституция СССР все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства, и социалистической собственности на орудие труда и средства производства, установление государственного плана которым определялась вся хозяйственная жизнь государства.

Закреплялась общественная собственность на средства производства. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации.

Российская Конституция как по форме, так и по содержанию существенно отличается от своих предшественниц. Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте Конституции предшествует главам об органах государственной власти.

Государственное устройство

Государственное устройство по Конституции РСФСР 1918г. Ст. 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политическую основу государства как систему Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу — диктатуру пролетариата в форме Республики Советов. В Конституции нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

 Основной закон Российской Советской Федеративной республики 1937 по 1978 год. Заменила Всероссийский Съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и ВЦИК Советов новым высшим органом государственной власти — Верховным Советом, местные Съезды Советов рабочих и крестьянских депутатов — Советами депутатов трудящихся.

В Конституции 1978 года государство признавалась советским и социалистическим, но не объявлялось правовым.

Конституция РСФСР 1978 года в значительной степени подчеркивала роль коммунистической партии, провозглашенной в рамках данного нормативного акта руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы.

В Конституции 1993 г. заложена трехуровневая модель государственного устройства России: федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации и муниципальный уровень. Каждый уровень власти имеет законодательно закрепленную собственную компетенцию и каждый уровень власти защищен через механизмы, принуждающие исполнять его решения.

Система органов государственной власти

Общая же структура власти в РСФСР по Конституции 1918 года базировалась на следующих ветвях:

Законодательная власть - Всероссийский Съезд Советов

Исполнительная власть - Совет Народных Комиссаров (выступал в роли современного правительства)

Судебные полномочия - Народный суд


Высшим органом власти СССР объявлялся Всесоюзный съезд рабочих и крестьянских депутатов, образующий Всесоюзный центральный исполнительный комитет. Съезд также формировал и правительство – Совет народных комиссаров (СНК).

Высшим органом власти РСФСР является Верховный совет РСФСР. Верховный совет РСФСР является единственным законодательным органом РСФСР. Верховный совет РСФСР избирает Президиум Верховного совета РСФСР в составе: Председателя Президиума Верховного совета РСФСР, 17 его заместителей по числу автономных республик, Секретаря Президиума и 20 членов Президиума. Верховный совет РСФСР образует Правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров РСФСР.

Высшим органом власти РСФСР является Верховный совет РСФСР. Верховный совет РСФСР избирает Президиум Верховного совета РСФСРпостоянно действующий орган Верховного совета РСФСР. Совет Министров РСФСР – является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР.

В Конституции РФ 1993 г. закреплялась следующая система органов государственной власти: 1) Президент Российской Федерации; 2) Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации; 3) Правительство Российской Федерации; 4) органы государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Федерации; 5) система судов, осуществляющих правосудие в Российской Федерации; 6) Прокуратура Российской Федерации.

Правовой статус личности (права, свободы, обязанности,

гражданство)

1.Конституция представляла гражданам широкий круг демократических свобод.

2.Задачей Советской власти объявлялось представление рабочим и беднейшим крестьянам образования.

3.Провозглашалось равенство граждан.

4.Конституция указала и их важнейшие обязанности, в частности, в частности всеобщую обязанность трудиться и всеобщую воинскую обязанность.

1.РСФСР признает труд обязанностью всех граждан Республики.

2.Конституция РСФСР исходит из основных положений декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, декларации прав народов России от 2 ноября 1917 г. и основных начал Конституции РСФСР.

1.Граждане РСФСР имеют право:

-на труд

- отдых

-на материальное обеспечение и старости

-на образование.

2.Женщине в РСФСР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях.

3.В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам РСФСР гарантируются законом:

-свобода слова

-свобода печати

-свобода собраний и митингов

-свобода уличных шествий и демонстраций

1.Граждане РСФСР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией РСФСР и советскими законами. Граждане РСФСР имеют право:

-на охрну здоровья

-на материальное обеспечение в старости

-на жилище

-на образование


1.Права, свободы, и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. В ст. 19 Конституции выделены 3 основных его аспекта:

равенство перед законом и судом,

равенство прав и свобод человека, и гражданина,

равноправие мужчины и женщины.
2. Права свободы и обязанности человека, гражданина основывается на их гарантированности.

3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека,и гражданина. Недопустимости ограничения прав, и свобод.

4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Это универсальный принцип находит свое выражение не только в том, что у каждого есть права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются , и обязанностями- одни в правовом плане, другие в моральном,в виде общественного долга.

Избирательное право и избирательная система

Глава тринадцатая

64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:

а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;

б) солдаты советской армии и

флота;

в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере

трудоспособность.

65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в

России дома;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Глава четырнадцатая

О производстве выборов

66. Выборы производятся, согласно установившимся обычаям, в дни, устанавливаемые местными Советами.

67. Выборы производятся в присутствии избирателей комиссии и представителя местного Совета.

68. В тех случаях, когда присутствие представителя Советской власти оказывается технически невозможным, его заменяет председатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового —председатель избирательного собрания.

69. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета.

70. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяются местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.


А. Об активном и пассивном избирательном праве
68. Правом избирать и быть избранным в советы пользуются, независимо от пола, вероисповедания, расы, национальности, оседлости и т.п., следующие граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, которым ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:
а) все, добывающие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда;
б) красноармейцы и краснофлотцы Рабоче-Крестьянских Красных Армии и Флота;
в) граждане, входящие в категории, перечисленные в п.п. "а" и "б" настоящей статьи, потерявшие в какой-либо мере трудоспособность.

69. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они и входили в одну из перечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) духовные служители религиозных культов всех вероисповеданий и толков, для которых это занятие является профессией, и монахи; (в ред. постановления XIV Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 г.)
д) служащие и агенты бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, а также лица, руководившие деятельностью полиции, жандармерии и карательных органов;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными;
ж) лица, осужденные за преступления с поражением в политических правах на установленный судебным приговором срок. (в ред. постановления XIV Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 г.)
Б. О производстве выборов
70. Выборы производятся в дни, устанавливаемые местными советами или их исполнительными комитетами.
71. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписями членов избирательной комиссии.
72. Порядок производства выборов, а равно и участие в них профессиональных союзов и иных рабочих организаций, определяется Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом или его Президиумом.

В. О проверке и отмене выборов и отзыве депутатов

73. Проверка правильности выборов в советы производится избирательными комиссиями, а проверка правильности полномочий делегатов, избираемых на с`ездах советов, - мандатными комиссиями.
74. В случае неправильности выборов в целом, вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти. Высшим органом по кассации Советских выборов является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и его Президиум.
75. Избиратели, пославшие в совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы.

Статья 138. Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет РСФСР, краевые и областные Советы депутатов трудящихся, Верховные Советы автономных республик, Советы депутатов трудящихся автономных областей, Советы депутатов трудящихся национальных и административных округов, районные, городские и сельские (станицы, деревни, хутора, аула) Советы депутатов трудящихся, — производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 139. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав.

Статья 140. Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.

Статья 141. Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.

Статья 142. Граждане, состоящие в рядах Красной Армии, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

Статья 143. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета РСФСР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов.

Статья 144. Голосование при выборах депутатов является тайным.

Статья 145. Выборы в Советы депутатов трудящихся РСФСР производятся до избирательный.


Статья 91. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 92. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.

Статья 93. Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Статья 94. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно.

Статья 95. Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.

Статья 96. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям.

Гражданам РСФСР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счет государства.

Статья 97. Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам.

Гражданин РСФСР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов.

Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям.

Порядок проведения выборов в Советы народных депутатов определяется законами Союза ССР, РСФСР и автономных республик.

Статья 98. Избиратели дают наказы своим депутатам.

Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.

В новой Конституции РФ избирать имели право лица, достигшие 18-летнего возраста:
- с 18-летнего возраста можно избираться депутатом местного совета;
- с 21 года- депутатом Государственной Думы;
- с 35 лет- Президентом страны.
Некоторые граждане были ограничены в праве избирать и быть избранным:
- лица, признанные судом недееспособными;
- лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Выборы депутатов в Государственную Думу проводились по смешанной избирательной системе -- на основе сочетания территориальных одномандатных округов (мажоритарная система) и пропорционального представительства, но общефедеральному избирательному округу Федеральный Закон от 21 июня 1995г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».. При этом вся территория Российской Федерации в ее субъектах была разделена на 225 одномандатных округов. Эти округа должны были отвечать следующим требованиям: на территории субъекта Федерации должно было быть не менее одного округа, должно было соблюдаться равенство по числу избирателей и территориальное единство. Общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включал в себя всю территорию Российской Федерации. Депутаты по этому округу избирались по системе пропорционального представительства, т. е. не индивидуально, а в составе списков избирательных объединений (партий, движений и их блоков).






Практическое занятие № по темам 4-7.
В практическом занятии по темам 4-7 предполагается проверка качества знаний, полученных после изучения лекционного материала, посредством решения задач.
Задание 1. Конституция определяет Российскую Федерацию как демократическое, федеративное, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления.

Проанализируйте приведенные конституционные характеристики современного российского государства. Все ли из них объективны и реализованы на практике? Если нет, то почему?
Ответ: 1. Российская Конституция признает Российскую Федерацию демократическим государством. Теоретически это означает, что граждане имеют право свободно выбирать своих представителей и участвовать в политическом процессе. Однако на практике в России существуют ограничения политической свободы, такие как ограничения свободы слова, ограничения доступа к независимым СМИ, ограничения мирных собраний и деятельности оппозиционных политических партий. Эти ограничения вызывают сомнения в полной реализации демократических принципов в России.
2. Федеративное государство: Конституция признает Российскую Федерацию федеративным государством, состоящим из республик, краев, областей и других территориальных образований. Это говорит о том, что власть разделена между центральным правительством и субъектами федерации. Однако на практике в России имеет место централизация власти, когда федеральная власть часто принимает решения, ограничивающие автономию регионов. Это вызывает сомнения в полной реализации принципов федерализма.
3. Верховенство права: Конституция РФ устанавливает принципы верховенства права, но на практике возникают проблемы с их соблюдением. Некоторые критики указывают на случаи политически мотивированных судебных решений, ограничения свободы собраний и выражения мнений и проблемы с независимостью судебной власти. Кроме того, некоторые законы, принятые в последние годы, могут ограничивать гражданские свободы и права, такие как свобода Интернета и ограничения на определенную политическую и общественную деятельность.

Эти проблемы вызывают сомнения в полной реализации принципов верховенства закона в России. Для достижения полного соответствия конституционным принципам верховенства права и обеспечения справедливости и законности в Российской Федерации могут потребоваться реформы в сфере правосудия и укрепление независимости судебных органов.


4. Социальное государство: Конституция признает Российскую Федерацию социальным государством, которое обязуется защищать права и свободы граждан, обеспечивать социальное равенство и заботиться о социальном благополучии. В России есть система социального обеспечения, такая как пенсионные выплаты и государственная медицинская помощь, но есть проблемы с их достаточностью и эффективностью. Некоторые группы населения, такие как малообеспеченные семьи и пенсионеры, сталкиваются с трудностями в получении социальной поддержки. Поэтому не все аспекты государства всеобщего благосостояния реализуются на практике в полной мере.
5. Светское государство: Конституция определяет Российскую Федерацию как светское государство, гарантирующее свободу совести и религиозные права граждан. В России принята система разделения религии и государства, и граждане имеют право свободно исповедовать свою религию или быть нерелигиозными. Однако в последние годы имели место ограничения свободы вероисповедания, в том числе ограничение деятельности некоторых религиозных групп и преследование определенных конфессий.

Задание 2. Современные права и свободы человека и гражданина тесно связаны с двумя основными направлениями юридической мысли: естественно - правовым и позитивистским.

Первое рассматривает права человека как неотъемлемые, вытекающие либо из разума, из неизменной природы самого человека, либо из божественной воли (т.е. прав и свободы есть у человека в силу естественных причин или воли Бога но не по прихоти государства).

Второе (позитивистское) подходит к правам и свободам как к категории, установленной государством (т.е. права у граждан есть по столько, постольку они даны им государством)

На каком из названных подходов, по Вашему мнению, основывается наличие прав и свобод личности в Российской Федерации? Свой ответ аргументируйте.
Ответ: Судя по предоставленной информации, права и свободы личности в Российской Федерации строятся скорее на позитивистском подходе. Позитивистский подход рассматривает права и свободы как категории, которые устанавливаются государством. В условиях Российской Федерации права и свободы личности определены и закреплены в Конституции Российской Федерации и иных актах законодательства. Государство признает и гарантирует эти права гражданам. Хотя Конституция Российской Федерации содержит некоторые элементы естественно-правового подхода, такие как утверждение о неотчуждаемости прав и свобод человека, многие права и свободы, в том числе их конкретное содержание и ограничения, определяются законами и иными нормативными правовыми актами, принятыми состояние.


Таким образом, существование прав и свобод личности в Российской Федерации основывается больше на позитивистском подходе, где государство является источником и гарантом прав и свобод, чем на естественно-правовом подходе, утверждающем, что права и свободы существуют независимо от действия государства и неотъемлемы для лица.

Задание 3. Студентка 1 курса Ирина Смирнова, желая реализовать свое конституционное право на объединение, предложила создать политическую партию «Молодые женщины России», в устав которой включить следующие положения:

а) партия создается для защиты прав лиц женского пола;

б) членами партии могут быть только лица женского пола;

в) не старше 40 лет.

Дайте правовую оценку указанной инициативе.

Ответ: Данная инициатива по созданию политической партии «Молодые женщины России» и включение в ее устав положений, ограничивающих членство только женщинами и определяющих возрастной ценз, может подлежать правовой оценке.

Согласно Конституции Российской Федерации все граждане имеют равные права и свободы независимо от пола. Дискриминация по половому признаку противоречит принципу равенства перед законом и неприемлема. Такие положения, как требование ограничить членство женщинами, нарушают принципы равенства и недискриминации.

Кроме того, установление возрастного ценза для членства в политической партии также может противоречить принципу равенства и свободы граждан. Возрастное ограничение в 40 лет может быть воспринято как возрастная дискриминация и отстранение определенной группы граждан от участия в политической жизни.

Таким образом, данная инициатива и включение данных положений в устав политической партии нарушает принципы равноправия и дискриминации по признаку пола и возраста. В соответствии с законодательством Российской Федерации такие положения могут быть признаны неприемлемыми и не соответствующими конституционным нормам.

Задание 4. Охарактеризуйте нормативно - правовое предписание: «Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, ч.4 ст.4 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О гражданстве Российской Федерации»).
Ответ: Правовая норма «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» является важным принципом, закрепленным в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации».


Согласно этому предписанию гражданин Российской Федерации не может быть принудительно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Это означает, что ни государство, ни другие стороны не вправе лишать гражданина гражданства или запрещать ему менять гражданство без его согласия.

Это положение имеет важное значение для обеспечения прав граждан на свободу передвижения и самоопределение. Он защищает право граждан свободно принимать решение о своем гражданстве и право изменить его, если они того пожелают.

Таким образом, данное правовое регулирование гарантирует неприкосновенность гражданства граждан Российской Федерации и защищает их право на свободу передвижения и самоопределение в отношении гражданства.