ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2021
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
|
|
УтверждаюЗаведующий
кафедрой информационных систем и
технологий
___________ Н.В. Макарова _________________ 2011 г. |
Примерный перечень вопросов и типовых заданий для промежуточного контроля (экзамена / зачета) по дисциплине «Информационные системы»
-
Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине
-
Понятие ИС.
-
Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
-
Информационная система предназначена для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации. (законодательство РФ)
-
Информационная система – это коммуникационная система по сбору, передаче и обработке информации об объекте, снабжающая работников различного ранга информацией для реализации функций управления. В общем виде система охватывает комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое в интересах цели.
-
Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения цели.
-
-
Особенности современных ИС
-
Высокая сложность ИС
-
I сложность описания
II многокомпонентность
III отсутствие прямых аналогов
IV невозможность создания «в одиночку»
-
Преемствен-ность ИС
необходимость интеграции старых наработок
функционирование в неоднородных средах (разные платформы)
необходимость групповой работы
-
существенная временная протяженность
-
Жизненный цикл ИС. Понятие ЖЦ. Этапы ЖЦ.
-
ЖЦ ИС - это модель создания и использования ИС, отражающая ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в ИС и заканчивая моментом полного ее выхода из употребления у всех пользователей.
-
ЖЦ ИС – непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости разработки ПО и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.
-
Основной нормативный документ, определяющий структуру ЖЦ – международный стандарт ISO/IES 12207, был разработан международной организацией по стандартизации и международной комиссией по электронике. В РФ ГОСТ 34.601-90
-
Жизненный цикл проекта имеет определенную начальную и конечную точки, привязанные к временной шкале. Проект в своем естественном развитии проходит ряд отдельных фаз.
-
Жизненный цикл проекта включает все фазы от момента инициации до момента завершения…
… Существует общее соглашение о выделении четырех обобщенных фаз жизненного цикла:
-
концепция (инициация, идентификация, отбор);
-
определение (анализ, проектирование);
-
выполнение (практическая реализация или внедрение, производство и развертывание, сдача в эксплуатацию, тестирование …);
-
закрытие (завершение, вывод из эксплуатации) …
-
Жизненный цикл ИС. Модели ЖЦ ИС.
-
Классификация ИС с учетом сферы применения.
-
поэтапная
-
Поэтапная итерационная модель –предполагает наличие циклов обратной связи между этапами.
-
-
Спиральная
-
Спиральная модель – делает упор на начальные этапы жизненного цикла: анализ и проектирование. Каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания фрагмента или версии системы, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество, планируются работы следующего витка спирали.
-
-
-
Каскадная
-
Каскадная модель – предполагает переход на следующий этап после полного завершения работ предыдущего этапа
-
-
Уровни информатизации на предприятии (анализ подходов к информатизации организации).
-
Зачаточный (. Отдельные компьютеры на отдельных рабочих местах)
-
Лоскутный (Локальные программы (АРМ) и локальная ВС)
-
Продвинутый (АСУП) (Интегрированные системы управления (MRPII/ERP))
-
-
Место ИС в управлении организацией.
-
Ключевым фактором конкуренто-способности
-
Типовым инструментом, обеспечивающим выполнение рутинных операций
-
Взаимосвязь информационных потоков (ПС и ОС), средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, составляет информационную систему объекта.
-
Информационная система (ИС) - это система, предназначенная для хранения, поиска и выдачи информации по запросам пользователей. Из-за сложности структуризации информации и формализации процессов ее переработки, с помощью ИС может перерабатываться далеко не вся информация, используемая для управления объектом.
-
В ИС от объекта управления направляется только та часть информации - ОС2, которую можно систематизировать и обрабатывать с помощью компьютера. Аналогично от УА передается в ЭИС лишь часть директивной информации - ПС2, которая может быть переработана и передана объекту управления. Доля информации, обрабатываемой в АЭИС, для различных уровней управления колеблется по отношению к общему объёму от 10 до 20%.
-
-
-
Состав и структура ИС. Понятие БД. Понятие СУБД.
-
База данных – специальным образом организованная и хранящаяся во внешней памяти компьютера взаимосвязанная информация (данные) об объектах, относящихся к определенной предметной области.
-
Данные – это описание отдельных фактов, характеризующих объекты, процессы и явления в предметной области, а также их свойства
-
-
СУБД (Система Управления Базами Данных) – система программ, позволяющая создавать БД, обновлять хранимую в ней информацию, обеспечивающая удобный доступ к ней с целью просмотра и поиска.
-
-
Состав и структура ИС. Понятие «среда конечного пользователя». Классификация пользователей ИС по правам доступа.
-
Среда конечного пользователя обеспечивает доступ пользователей к данным в соответствии с их статусом в ИС
-
внешние (сторонние) обеспечены только ограниченные поисковые возможности с запретом на изменение (корректировку) данных
-
внутренние (сотрудники) (обеспечены максимальные поисковые возможности с разрешением на корректировку данных (может существовать несколько групп пользователей с разными правами доступа))
-
администратор (возможность администрирования групп пользователей и работа с ИС на уровне структуры БД. Поисковые возможности ограничены (или полностью закрыты).)
-
Для каждой группы пользователей задаются права доступа (набор доступных функций и полей для работы) и, как правило, разрабатывается своя среда конечного пользователя
-
-
-
Классификации ИС. Классификация ИС по функциональному признаку. СОД, АСУ, ИПС.
-
Виды ИС с учётом сферы применения
-
Банковские ИС
-
страховые ИС
-
ИС фондового рынка
-
И тд
-
-
Функциональный признак
-
СОД (Системы Обработки Данных - это БД, дополненная прикладными программами различного назначения.)
-
АСУ (Автоматизированные системы управления - СОД, способные выполнять выбор управленческих решений. Принятие решения системой (автономно или с участием специалистов) осуществляется на основе математических методов либо путем моделирования действий специалиста по принятию управленческих решения. Типичные задачи этого направления: задачи оптимизации управления запасами материалов и полуфабрикатов.)
-
ИПС (Информационно-поисковые системы - системы, предназначенные для отыскания в множестве документов тех, которые посвящены указанной в информационном запросе теме или содержат необходимые сведения. Индексирование - процесс, состоящий из двух этапов:
-
определение тем, которые отражаются в данном документе;
-
выражение этих тем на языке, принятом в ИПС, и запись в виде поисковых образов, которые связываются с документом.
-
-
-
Поиск осуществляется сопоставлением поисковых образов документов с поисковым образом запроса. При полном или частичном совпадении образов документ считается соответствующим запросу и выдается потребителю.)
-
-
выа
-
Классификации ИС. Классификация ИС по режиму работы; по способу распределения вычислительных ресурсов; по характеру работы.
-
По режиму
-
пакетный
-
диалоговый
-
-
Распределение выч. ресурсов
-
Локальная система использует один компьютер, вычислительная мощность которого должна соответствовать решаемым задачам.
-
Распределенная система представляет собой объединение информационных систем, каждая из которых реализована, как правило, на отдельном компьютере и выполняет собственные не зависимые от других систем функции. Основная цель создания таких систем - коллективное использование информационных фондов и вычислительных ресурсов.
-
-
-
-
Классификации ИС. Классификация ИС по степени автоматизации; по характеру информации; по сфере применения.
-
Характер работы
-
Административно-организационные ИС, вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают высокой степенью интеллекта, т.к. для них характерна в большей степени обработка знаний, а не данных. Пример - аудиторские ИС: на основе законодательных актов, законов, норм и постановлений.
-
Управляющие ИС, вырабатывают информацию, на основе которой человек принимает решения. Для них характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Пример - система бухгалтерского учета, система оперативного планирования выпуска продукции
-
-
степень автоматизации
-
Автоматизированные ИС - предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и компьютера, причем основная роль отводится компьютеру. Пример - "1С-Бухгалтерия" (работа бухгалтера на компьютере по расчету например, заработной платы).
-
Автоматические ИС - выполняют все операции по переработке информации без участия человека. Пример - ИС, обслуживающие станки с числовым программным управлением;
-
Ручные ИС - характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.
Пример - бухгалтерская книга (бухгалтер для расчетов использует калькулятор и даже сохранившиеся счеты)
-
-
характер информации
-
Информационно-решающие системы - производят все операции по переработке информации по определенному алгоритму.
-
Информационно-справочные системы - производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации без преобразования данных.
Пример - ЭИС в железнодорожных и авиакассах по продаже билетов
-
-
сфера применения
-
ИС автоматизированного проектирования - предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии
-
ИС управления технологическими процессами - предназначены для автоматизации функций производственного персонала. Подобные ИС широко используются при организации поточных линий, изготовления микросхем, на сборке, для поддержания технологического процесса в промышленности
-
ИС организационного управления - предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. К ним относятся ИС управления как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами. Их основные функции: контроль и регулирование, учет и анализ; перспективное и оперативное планирование управление сбытом и снабжением и другие задачи
-
-
-
Виды информационных технологий предприятия.
-
CAE - Computer-aided engineering
-
CAD/CAM Computer-aided design/ Computer-aided manufacturing
-
SCADA Supervisory Control And Data Acquisition
-
ERP Enterprise Resource Planning
-
ERP II Enterprise Resource and Relationship Processing
-
DSS Decision Support system
-
SPSS Statistical Package for the Social Sciences
-
OLAP online analytical processing
-
MIS management information system
-
CRM Customer Relationship Management
-
SCM Supply Chain Management (цепочки поставок)
-
PLM Product Lifecycle Management
-
Состав экономической информационной системы. Информационное обеспечение ИС.
-
Информационная система состоит их набора элементов (подсистем), находящихся в определенных отношениях друг с другом. Множество этих отношений совместно с каждым элементом системы образуют структуру ИС.
-
Информационное обеспечение ИС - это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации и массовой информации, циркулирующей в ИС, а также построение и ведение баз данных.
-
-
-
Состав экономической информационной системы. Техническое обеспечение ИС.
-
Технические средства служат основой построения ИС. Мощность этих средств в значительной мере определяет состав решаемых задач управления. (компьютеры, сети и тп)
-
Техническое обеспечение – это комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация
-
Техническая документация ИС
-
Общесистемная
-
Специализированная
-
Нормативно-справочная
-
-
-
Централизованные формы и нецентрализованные формы
-
-
Организация клиент-серверного взаимодействия. Архитектура «клиент-сервер». ODBC.
-
Архитектура современных ЭИС базируется на принципах клиент-серверного взаимодействия программных компонентов ИС
-
Сервер – это процесс, обслуживающий информационную потребность клиента
-
Клиент – это приложение (процесс), посылающее запрос на обслуживание сервером
-
В общем случае, клиент-серверная архитектура реализует многопользовательский режим работы и является распределенной, когда клиенты и серверы располагаются на разных узлах локальной или глобальной вычислительной сети
-
Open Database Connectivity (ODBC) – стандарт представленный фирмой Microsoft.
-
Он представляет собой стандарт интерфейса прикладных программ (Application Programming Interface - API) и позволяет программам, работающим в среде Microsoft Windows, взаимодействовать (посредством операторов языка SQL) с различными СУБД, как с персональными, так и с многопользовательскими, функционирующими в различных операционных системах.
-
-
Состав экономической информационной системы. Организационное и правовое обеспечение ИС.
-
-
Функции организационного обеспечения
-
сбор первичной информации об ОУ и окружающей среде
-
передача информации с помощью локальных, региональных или других сетей
-
хранение и поддержка в работоспособном состоянии коллективно используемой информации в центральной базе данных или распределенной по узлам сети
-
обработка информации на основе централизованной или распределенной технологии
-
-
Правовое обеспечение ИС – совокупность правовых норм, регулирующих создание и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации, а также юридический статус ее функционирования
-
-
Этапы ЖЦИС. Понятие системного проекта. Подходы к выбору программного обеспечения системы.
-
I. Определение класса системы
-
II. Выбор производителя системы
-
III. Выбор конкретного ПО
-
Функциональность
-
Совместимость с имеющимся ПО
-
Технология внедрения
-
Общая стоимость владения
-
Наличие отраслевого решения
-
И так далее
-
-
-
Стадия внедрения в ЖЦИС. Критерии успешного внедрения. Подходы к внедрению ИС.
-
Внедрение «под ключ» силами компании-консультанта
-
Полное внедрение собственными силами
-
Критерии успешного внедрения
-
С точки зрения хозяев бизнеса: повышение капитализации, привлечение внешних инвестиций для расширения бизнеса или увеличения доходности
-
С точки зрения высшего менеджмента предприятия: снижение издержек, повышение уровня управляемости, увеличение оборота, снижение срока исполнения заказа
-
С точки зрения фирмы-внедренца: окупаемость работ, уложиться в сроки проекта
-
С точки зрения поставщика базовой платформы: лицензии проданы, деньги получены
-
-
-
Корпоративные ИС. Роль и место КИС в управлении организацией.
-
В «идеале», КИС должна обеспечивать ВСЕ процессы планирования, учета и контроля в фирме
-
«Главная задача любого производственного предприятия состоит в зарабатывании денег. Если КИС не будет помогать в достижении этой цели, значит ее применение приведет к дополнительным бесполезным и дорогостоящим накладным расходам. Компании процветают и приходят в упадок в зависимости от своей способности добиваться запланированного уровня доходов, получения соответствующей прибыли от инвестиций для своих акционеров ...»
-
В «идеале» КИС должна охватывать всю организационную структуру компании
-
-
-
Корпоративные ИС. Основные положения. Обзор стандартов управления производством.
-
30 gloriueses
-
MRP (mrp0 mrp1) . MRP (англ. Material Requirement Planning — планирование потребности в материалах) — система планирования потребностей в материалах, одна из наиболее популярных в мире логистических концепций, на основе которой разработано и функционирует большое число микрологистических систем. На концепции MRP базируется построение логистических систем «толкающего типа». В России, как правило, представлена различными программными продуктами иностранного производства. Появление более развитой концепции MRP II и развитие программ класса ERP, снижение их стоимости, привело к тому, что программные продукты класса MRP можно встретить очень редко, как правило, в составе устаревших информационных систем предприятий.
-
MRPII Manufacturing Resource Planning Планирование производственных ресурсов на основе данных , полученных от поставщиков и потребителей, ведение прогнозирования, планирования и контроля за производством. Принципы MRP в замкнутом цикле были распространены за пределы управления материалами. Планирование производственных ресурсов предполагает планирование всех ресурсов, включая оборудование, людские ресурсы, материальные запасы и денежные средства. Данный метод позволяет воспользоваться преимуществами одной системы всем службам предприятия от отдела сбыта до службы маркетинга, отдела снабжения, финансового отдела, конструкторского отдела, а также на производстве.
-
ERP
-
FRP Financial Resource Planning финансовое планирование
-
DRP Distribution Resource Planning - планирование ресурсов для распределения
-
exERP Extend ERP Supply Chain – управление цепочками поставок, позволяющей направлять и контролировать движение материальных и информационных потоков от поставщика к потребителю .
-
Enterprise Resource Planning. Планирование ресурсов предприятия.
-
-