Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
1.1. Анализ состояния проблемы одаренности в психолого-педагогической теории и практики
1.2. Определение понятия «одаренность». Виды одаренности
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте
2.3. Методы выявления одаренности
3. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
3.2. Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми
Однако даже при квалифицированном использовании и лучшие тесты не гарантируют от совершения ошибок. Кроме того, необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности.
Любой тест представляет собой измерительный инструмент, поэтому надо четко представлять себе, что именно он измеряет, следует ли под одаренностью понимать некий единый феномен, который можно измерить целиком, или же это многоаспектное явление, требующее различных измерительных процедур. Наравне с тестами необходимо использовать и другие методы: наблюдение, беседу, анализ продуктивной деятельности и т.д.
Чтобы увидеть подлинные творческие способности (креативность) детей, им нужно предлагать особую деятельность, предполагающую активное проявление их самобытности, необычного видения мира. Это могут быть нестандартные темы занятий, особые творческие задания, исследовательские проекты, что в обычном ДОУ не представляется возможным из-за неоднородного контингента детей и усредненной программы обучения. Педагог, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность одаренных детей, должен сам обладать если не креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе. В массовой системе обучения достичь этого очень трудно. Такая система обучения возможна только при сугубо индивидуальных условиях, в которых будут работать специально подготовленные для работы с одаренными детьми специалисты. Это вариативная система семейного образования.
3. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
3.1. Обучение одаренных детей
В условиях образовательного учреждения даже подготовленному к работе с одаренными детьми педагогу трудно самостоятельно провести диагностику психического развития, дифференциацию по способностям и составить индивидуальные программы для их развития, а неподготовленный педагог, чаще всего, не в состоянии это сделать.
Исследования ряда ученых подтверждают: чтобы составить программу, надо определить ее структурные составляющие, т.е. глобальную тему, обобщения и тематические разделы из разных дисциплин.
-
В качестве глобальной темы (изменения в природе, влияние космоса на природные условия, порядок в экологической системе, системный подход в обучении и др.) обычно выступает философское исходное понятие или проблема, которые являются связующим и организующим элементом программы и определяют ее фокус. -
В качестве обобщений выступают утверждения, которые могут быть доказаны с той или иной степенью точности. Междисциплинарное обобщение не привязано к отдельному предмету изучения, а представляет собой идею, справедливую для ряда областей знания. Обобщения определяют границы изучения глобальной темы, раскрывают ее суть, а также обеспечивают смысл проведения исследований. Одаренные дети могут приходить к обобщению как индуктивным, так и дедуктивным способом. -
Тематические разделы из разных дисциплин позволяют наполнить обобщения конкретным содержанием и смыслом. Они являются своеобразной библиотекой фактов, с помощью которых идеи выдвигаются, доказываются и развиваются (или опровергаются). Тематические разделы отбираются с учетом содержания обязательной программы, уровня развития одаренных детей и их интересов, а также значения этих разделов для раскрытия и обобщения темы.
Чтобы одаренный ребенок мог стать успешным членом группы, он должен обладать соответствующими навыками общения и сотрудничества; поэтому специалистам, работающим в условиях семьи, следует формировать у ребенка способность взаимодействовать с окружением в соответствии с социально принятыми нормами, а также умение считаться с чувствами и потребностями других людей, сострадать и помогать им.
Сверхчувствительность одаренных детей к окружающей среде, обостренное восприятие ими своих достижений и неудач, динамическая связь между эмоциональным настроем и способностью к саморегулированию говорят о том, что коммуникативное развитие должно стать предметом пристального внимания при обучении и воспитании одаренных детей. Основные задачи коммуникативного развития: обеспечение формирования адекватной Я-концепции, развитие чуткого отношения к людям и навыков социального взаимодействия.
Важно, чтобы родители одаренных детей и педагоги осознавали, что правильное воспитание является основой хорошего образования. Программа обучения одаренного ребенка позволяет достичь лучших результатов, если за ходом ее реализации следит педагог, имеющий и специальную подготовку, и опыт работы с одаренными детьми. Следовательно, требуется непрерывное обучение педагогов по месту работы. Кроме того, повторим: родителям и специалистам важно сотрудничать, чтобы договориться о целях, которые ставят перед ребенком, и о путях их достижения.
Неотъемлемой частью программы для одаренного ребенка должна быть система ее оценки, учитывающая следующее: в какой мере ребенок достигает поставленных целей? довольны ли родители программой? каковы ее слабые места? Только тогда, когда существует четкая система оценки программы, специалисты и родители могут судить, отвечает ли она потребностям ребенка и добивается ли он необходимых результатов.
Программа должна предусматривать оптимальный и плавный переход ребенка с одного уровня на другой, чтобы обеспечить поступательный ход его развития. Это требует совместных усилий педагогов и родителей.
Программа должна развивать настойчивость в достижении целей, а главное - творческие способности. Дифференцированные курсы образования одаренных детей, безусловно, не должны обходить вниманием этот важный аспект развития личности.
В обучении одаренных применяем три основных подхода:
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем или областей знания.
Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем, за счет установления связей с другими темами, проблемами, занятиями. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
Итак, необходимо искать пути привлечения к обучению и воспитанию одаренных детей талантливых наставников, обладающих специальными знаниями.
3.2. Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми
В нашей стране с 60-х годов существуют специализированные классы и школы куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. Обучение определенным предметам ведется по специально разработанным программам. Данные по этим классам показывают, что в целом успехи этих детей гораздо выше, чем их сверстников, обучающихся в обычных школах.
За рубежом существуют и другие формы организации. Одна из них -выделение внутри одного класса групп с разными уровнями умственной одаренности. Одаренные дети получают возможность учиться в своем классе, но в группе сверстников близких им по уровню способностей. В том случае, когда такие учащиеся занимаются по специально разработанной программе эффект очень высок. Если эти дети обучаются в группе по той же программе, что и остальной класс эффект выделения в группу весьма невелик.
Положительный, но не столь заметный эффект дает еще одна форма организации - создание групп с высоким уровнем интеллекта на основе нескольких классов.
Итак, влияние обучения в однородных группах на академические успехи одаренных детей положительна, но только в случае специально разработанных программ.
Вместе с тем среди педагогов на Западе многие критически относятся к специализированным школам для одаренных. Это связано как с заботой о других категориях учащихся, так и с мнением, что предпочтительнее иные возможности, обучения детей с высоким умственным потенциалом.
Чаще всего высказывается опасение, что обучение среди себе подобных, создает у детей с высоким умственным потенциалом чувство принадлежности к элите, формирует завышенную самооценку. Однако данные исследований убеждают, в противоположном. Обучение вместе с другими детьми, имеющими высокий умственный уровень, благоприятно влияет на самооценку - ведь в такой ситуации необходимо учиться с полной отдачей сил, ощущая постоянную стимуляцию со стороны соучеников. Что же касается очень способных детей, которые учатся в обычных классах, то они часто высокомерно относятся к сверстникам, которые (по их мнению) с трудом усваивают азбучные истины.
Трудность состоит в том, что, оказавшись среди других одаренных с таким же уровнем развития и выше, некоторые из этих детей начинают страдать от уколов самолюбию, от снижения своего статуса. Не для всех одаренных ситуация постоянного интеллектуального соревнования вполне благоприятна.