Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
1.1. Анализ состояния проблемы одаренности в психолого-педагогической теории и практики
1.2. Определение понятия «одаренность». Виды одаренности
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте
2.3. Методы выявления одаренности
3. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
3.2. Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми
Таким образом, давняя и вместе с тем актуальная проблема создавать ли однородные по умственному уровню классы, не имеет простого, однозначного, решения. Она требует дальнейших исследований. Это дискуссионная проблема должна решаться с учетом конкретных социально-психологических обстоятельств. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.
Одной из форм работы с одаренными детьми является индивидуальное руководство.
Потребность в таких взаимоотношениях особенно велика у ребенка с высоким интеллектом с необычными запросами, которые трудно удовлетворить в условиях школьного обучения.
Индивидуальное руководство осуществляется в нескольких видах. Педагоги могут привлекаться периодически к работе с группой или отдельными выдающимися воспитанниками для того, чтобы расширить их знания о мире профессии, специальностях, и видах деятельности. Педагоги могут систематически работать с малой группой или одним учащимся над проектом на протяжении какого-то времени.
Такой метод работы приводит «к учению с увлечением» и дает воспитанникам не только знания и умения, но способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и, умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные, дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим, достижениям. Дети учатся учитывать свои не только сильные, но и слабые стороны.
3.3. Подготовка педагога для одаренных детей
Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.
Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей.
Такие педагоги могут использовать для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки педагогов, специально для одаренных. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе [27. С. 4-56].
Педагог, работающий с одаренными детьми, должен:
-
Быть доброжелательным и чутким -
Хорошо знать психологические аспекты одаренных детей -
Обладать высоким уровнем интеллектуального развития -
Иметь второе высшее образование -
Иметь крепкое здоровье, живой ум, чувство юмора -
Быть высоко-квалификационным специалистом, иметь опыт работы с одаренными детьми -
Быть воспитанным, порядочным, в меру строгим специалистом
Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.
Поведение педагога для одаренных детей в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристиками: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы, создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в группе, предоставляет воспитанникам обратную связь, использует различные стратегии, обучения, уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ребенка, уважает его ценности, поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня, проявляет уважение к индивидуальности воспитанника.
Чуткость, т.е. чувствительность к переживаниям и потребностям других, имеет особое место при обучении одаренных детей, т.к. они очень ранимы, склонны ставить перед собой непосильные задачи и, если не удается их разрешить, огорчаться. Педагогу, работающему с такими детьми, осень важно уметь видеть причину беспокойств и помощь справиться со своими чувствами. Такая поддержка помогает детям развивать способности и одновременно успешно справляться с проблемами. Обязательным условием успешности педагога в работе с одаренными детьми является то, что работа должна вестись не однобоко, а с участием родителей и семьи. Педагог должен выработать эффективные пути совместной работы, и тогда можно надеяться на успех.
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” педагоге. Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные педагоги враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие педагоги часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с воспитателем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы воспитателя является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
Проблема подготовки педагогического персонала - неотъемлемая часть всякой хорошей программы. Некоторые принципы программы практического обучения и постоянного повышения квалификации были разработаны Карне (1980), однако жизнь не стоит на месте, и время требует новых подходов к подготовке специалистов с учетом возможностей общества.
Программы обучения и воспитания одаренных детей должны быть индивидуализированными, должны учитывать такие факторы, как опыт, специальная подготовка, мировоззрение и интересы детей. Часто руководители ДОУ без участия воспитателей и родителей пытаются определить, что должно входить в программы практического обучения одаренных детей. Это ошибка. Составление программ для одаренных детей должно быть совместной деятельностью педагогов, психологов и родителей, а координатор программы обязан следить за ее выполнением и продвижением детей в «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский).
Подготовка и повышение квалификации специалистов занимают в программах значительное место. Работникам детских садов частично оплачивают время, которое они затрачивают на повышение квалификации. Это достойно высокой оценки, но, к сожалению, мы забыли опыт дошкольных образовательных учреждений 1970-1990 гг. Мы забыли о проблемных семинарах как для педагогов, так и для родителей, о круглых столах, «кустовых методических объединениях», на которых можно решить множество проблем, связанных с обучением и воспитанием одаренного ребенка, поделиться своими наработками. Опыт тех лет достоин того, чтобы о нем вспомнили.
Нужны дополнительные расходы на повышение квалификации работников образования. Включение в бюджет статьи расходов на подготовку кадров является убедительным доказательством важности проблемы. Деньги нужны и на покупку методической литературы и компьютерной техники, и на командировки с целью обмена опытом, и на оплату труда специалистов.
Важно в программе подготовки специалистов предусматривать разнообразные методы. Они в том числе должны логически связывать теорию с практикой, включать демонстрацию индивидуальных планов сотрудников различных учреждений и их анализ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изученная литература позволяет сделать следующие выводы: одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития. В результате
многолетней работы по созданию методик, концепций, систем развития одаренности накопился оригинальный опыт, который должен быть использован в педагогической практике и дальнейших исследованиях.
Работа по предлагаемым нами методам требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями – особой организации работы педагогического коллектива в целом.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе существует множество определений одаренности. Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать программу, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. В данной курсовой работе были приведены основные определения одаренности, используя психолого-педагогическую литературу, была раскрыта сущность понятия одаренности, были приведены классические методы и концепции, используемые в работе с одаренными детьми, а также – наиболее перспективные на наш взгляд современные методики.
Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Воспитателю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, очень ранимы. Поэтому от педагога больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество воспитателя и воспитанника и семьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86. -
Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс] / Э.А. Аксенова // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. - http://www.eidos.ru/journal/2007/ 0115-9.htm. -
Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать - М; 1998 -251с -
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с. -
Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности/ под редакцией В.Д. Шадриков - М., 1998. -
Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212с. -
Большая Советская энциклопедия. (В 30 томах)/под ред. А. М. Прохоров.- М.: Советская энциклопедия,. Т. 18 -.1994, — 632 с., -
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.: СОЮЗ, 1997. -96с. -
Друшлякова Е. В. Тестовая методика выявления одаренных детей / Е. В. Друшлякова // Учитель в школе. – 2009. – № 1. – С. 83 – 85. -
Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. - М.: Российское педагогическое агентство, 2007. - 312 с. -
Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. - 2002. - № 3. - С. 58-65. -
Запорожец А.В.Избранные труды:В2- хт..Т.1.Психологическое развитие ребенка – М.:Педагогика, 2006 – 320с. -
Климешина И. В. Выявление музыкально одаренных детей на уроках музыки и методы работы с ними / И. В. Климешина // Учитель в школе. – 2010. – № 5. – С. 84 – 87. -
Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. -192 с. -
Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: М.: Издательский центр «Академия», 2000.-320 с. -
Леонтьев А.Н.О формировании способностей// Вопросы психологии – 1999- №6 –С.58. -
Моклакова Н. А. Работа с одаренными детьми в МОУ “Гимназия” г. Моршанска / Н. А. Моклакова // Учитель в школе. – 2010. – № 6. – С. 75 – 79. -
Новиченкова Т. И. Праздник юных художников: сценарий детского праздника / Т. И. Новиченкова // Учитель в школе. – 2009. – № 1. – С. 92 – 97. -
Одаренные дети: пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого- М.: Прогресс, 2001. — 376 с. -
Одаренный ребенок /под ред. О.М. Дьяченко - М; 2007 г. -
Ожегов С. И. и Шведова П. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: 000 «ИТИ-Технологии», 2003. -944с. -
Панов В.И. Если одаренность - явление, то одарённые дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 3-11. -
Петровский А.М. История психологии – М.:Педагогика, 2004- 448с. -
Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. -2000. -№3.- С. 58-65. -
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С-Лейтеса. - М.: Изд. Центр "Академия", 2006. - 416 с. -
Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с. -
Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. / В.А.Моляко.//Вопросы психологии.№ 5- 2004.- С. 95. -
Перегудова Н. Г. Одаренные дети, их выявление, обучение и развитие / Н. Г. Перегудова // Учитель в школе. – 2008. – № 5. – С. 94 – 96. -
Пасечник Л. Журнал «Дошкольное воспитание» 2009 №2, 4. -
Российская педагогическая энциклопедия/ под ред. В. В. Давыдова в 2-х.- Т.1 –М, 1999 -573с. -
Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 220 с. -
Сивцева Л. Т. Проблема обучения одаренных детей математике / Л. Т. Сивцева // Учитель в школе. – 2010. – № 4. – С. 95 – 97. -
Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106. -
Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., Т.1.- М..: Просвещение, 2012. -
Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста./ Пер. с нем. А. П. Болтунова; Под ред. В. А. Мукова. - СПб.: СОЮЗ, 1997. – 128 -
Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души./ пер. с нем.. - М.: Канон, 2007.-336 с. -
Эльконин Д.Б.Избранные труды –М.:Педагогика, 2005- 560с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Упражнения на развитие внимания в старшем дошкольном возрасте
«Лабиринт»
Цель: развивать внимательность, глазомер и мелкую моторику руки.
Материал: карандаш.
Задание: помоги волку выбраться из лабиринта и забрать шарики. Ребенок с помощью карандаша рисует волку путь выхода из лабиринта.
«Рисуем сами»
Цель:тренировать концентрацию внимания и мелкую моторику руки.
Вариант 1. Подготовить карандаш, несколько листов бумаги в крупную клетку с разными нарисованными узорами, но не до конца строчки. Показать ребенк лист с узором. Рассмотреть узор вместе с ребенком: как нарисованы линии.
Задание: продолжи рисунок.
Вариант 2. Подготовить несколько листов бумаги в крупную клетку, карандаш, карточки с образцами рисунков. Показать ребенку карточку с узором, рассмотреть вместе узор, объяснить, как считать клетки, вспомнить вправо-влево, вверх-вниз.
Положить перед ребенком данную карточку.
Задание: нарисуй на своем листе точно такой же узор.
«Что лишнее?»
Цель: развивать концентрацию внимания, общие сенсорные способности.
Материал: карточки с заданиями, карандаш.
Положить перед ребенком карточку. Попросить внимательно на нее посмотреть и ответить на вопросы: «Что лишнее на этой карточке?», «Почему?». Если ребенок затрудняется найти лишнее на рисунке или не может объяснить, почему данный рисунок лишний,выполнить первое задание вместе с ребенком, поясняя задание, отвечая на возникшие вопросы.
Приложение 2. Упражнения на развитие мышления в старшем дошкольном возрасте
«Назови одним словом»
Цель: формировать умение анализировать и обобщать слова по смыслу. Педагог по очереди называет ряд слов, объединенных одним признаком, и просит ребенка это множество предметов назвать одним словом.
Например:
стол, стул, диван, шкаф – это…
синий, зеленый, желтый, красный – это…
ромашка, тюльпан, роза – это…
картофель, свекла, морковь – это…
Усложнение:
корова, коза, свинья, лошадь – это (домашние животные);
медведь, лиса, заяц, волк – это (дикие животные);
осень, зима, лето, весна – это (времена года);
дождь, снег, молния, ветер – это (природные явления) и т.д.
«Интересные треугольники»
Цель: развивать пространственное мышление и математические способности распознавания заданных геометрических фигур.
Материал: белые листы бумаги, клей-карандаш, салфетка, треугольники разного размера.
Задание: педагог предлагает ребенку посмотреть на рисунок, задает вопрос.
Из каких фигур составлены птички? (из треугольников). Какой треугольник нужен для туловища павлина? Найди его.
Какой треугольник нужен для головы курочки, а какой для туловища? Найди их.
Затем ребенок самостоятельно делает аппликацию, ориентируясь на образец, отыскивая нужные треугольники.
«Светофор»
Цель: развивать логическое мышление, формировать умение понимать и устанавливать закономерности, способствовать развитию мелкой моторики руки.
Материал: красный, желтый, зелененый карандаши, карточка с 9 квадратами 3x3.
Задание: закрась клеточки красным, желтым, зеленым карандашами так, чтобы в каждой строчке и в каждом столбце не было одинаковых цветов.
| | |
| | |
| | |
«Пятна-загадки»
Цель: развивать воображение и творческое мышление.
Материал: листы бумаги, чернила.
Вариант 1. Перед игрой взрослый капает на лист бумаги несколько капель чернил, затем складывает лист бумаги пополам, открывает его и просит сказать, на что похоже это пятно.
Вариант 2. В эту игру можно играть на улице. Вместе с ребенком разглядывая облака на небе, спрашивать его: «На что похоже вот то облако?» Выслушивать ребенка до конца и предлагать свой вариант ассоциации.
Вариант 3. Ребенку необходимо определить, на что похожи изображения на карточках.