Файл: Понятие организации. Общие характеристики организации. Классификация организаций. Организация как функция менеджмента. 1.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие организации. Общие характеристики организации. Классификация организаций. Организация как функция менеджмента. [1]

Организация (от греч. ὄργανον — инструмент) — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Термин употребляется преимущественно для обозначения социальной группы, которая распределяет выполнение задач между участниками для достижения определённой коллективной цели. Налоговый кодекс РФ приравнивает организации к юридическим лицам, которые с физическими лицами являются основными налогоплательщиками России. При этом иностранными организациями признаются образования, обладающие гражданской правоспособностью в соответствии с законодательством иностранных государств, а также их филиалы и представительства на территории Российской Федерации, даже если они не являются самостоятельными юридическими лицами.

Отечественные экономисты термином «организация» чаще всего обозначают сложное производственное образование, сформированное из производственно самостоятельных, но объединённых общим руководством, предприятий.

В зарубежной литературе это понятие рассматривают гораздо шире. Например, в американском менеджменте организация определяется как «группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей». Такая трактовка позволяет рассматривать проблематику организаций комплексно — от исследования причин возникновения и организационного оформления к построению эффективных организаций (выбора оптимальных организационных форм и структур, проведения организационных изменений и т. д.).

Для целей управления изучение организации является ценным в основном с инструментальной точки зрения. Для коммерческих компаний организация является средством достижения цели, которая заключается в создании определённых ценностей для заинтересованных сторон (акционеров, сотрудников, клиентов, поставщиков, общества). Кроме того, организацию описывают как «функцию управления, которая заключается в назначении задач, определении задач для подразделений и выделении ресурсов для их выполнения в подразделениях».

Организация состоит из групп (коллективов). По определению Марвина Шоу группа (коллектив) — это два и более лица, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на конкретных людей (работников) и одновременно находится под влиянием конкретных людей. В организации тесно переплетены два вида групп: формальные и неформальные.


Формальные группы создаются по необходимости руководителя в результате вертикального и горизонтального разделения труда с целью выполнения определённых задач и достижения конкретных целей. Выделяют 3 типа формальных групп:

- Группы руководителей (командные группы): президент компании и вице-президент, начальник цеха и его заместители и тому подобное.

- Целевые производственные (хозяйственные) группы: группы технологов, дизайнеров, конструкторов, финансистов, экономистов и тому подобное.

- Комитеты, которые в свою очередь делятся на специальные (комитет по устранению брака на производстве, комитет по сокращению работников, ликвидационная комиссия) и постоянные (ревизионная комиссия, научно-технический совет, совет директоров и др.).

Неформальные группы создаются спонтанно на основе социального взаимодействия. Работники вступают в неформальные группы для удовлетворения необходимости чувств сопричастности, взаимопомощи, взаимной защиты, тесного общения. В неформальных группах также определённая структура, неформальный лидер, они используют в своей деятельности неписаные правила (нормы), но управлять ими гораздо сложнее, чем формальными группами.

Общие черты организаций:

- Целевой характер создания.

- Наличие ресурсов: людей, капитала, материалов, технологии, информации и тому подобное.

- Зависимость от внешней среды (экономических условий, общественных организаций, международных событий, законодательных актов, конкурентов, менталитета общества и т. п.).

- Горизонтальное разделение труда (выделение конкретных задач), подразделения, которые возникли в результате горизонтального разделения труда.

- Вертикальное разделение труда, направленное на координацию работы, то есть осуществление процесса управления.

- Необходимость управления.

- Планирование деятельности.

- Наличие формальных и неформальных групп.

- Осуществление определённых видов деятельности (государственной, производственной, финансовой, инвестиционной, торговой, научно-исследовательской и т. п.).

Изучение организации включает в себя исследования  организационной структуры с целью её оптимизации.

Организация как специфическое социальное образование, форма совместной деятельности людей в производстве материальных благ (товаров) и услуг, обладает определёнными особенностями.

Успешный менеджмент (управление) организацией предполагает понимание их основных черт и принципов функционирования, составляющих внутренней и внешней среды, развития организаций в различных социально-экономических формациях,

особенностей коммерческих и некоммерческих организаций, функций, способов управления организационным развитием. Жизненный цикл организации - последовательность качественно различающихся стадий развития системы. Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий:

1) рождение организации: цель - выживание; руководство - единоличное; основная задача - выход на рынок;

2) детство и юность: цель - получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; руководство - жестко контролирующее; основная задача - полный захват своего сегмента рынка; задача в области организации труда - увеличение заработной платы, расчет мотиваций персонала;

3) зрелость: цель - систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; руководство - демократическое, делегирование полномочий; основная задача - завоевание рынка; задача в области организации труда - разделение и кооперация труда, ориентация на высокую квалификацию персонала, оценка и поддержка индивидуальных результатов;

4) старение организации: цель - сохранение достигнутого; руководство - четкая координация действий; основная задача - стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях;

5) возрождение: цель - оживление по всем функциям; рост организации достигается за счет сплоченности персонала; главная задача - омоложение, внедрение инновационного механизма, научной организации труда и премирование по результатам труда подразделения, отдела, цеха.

Эта стадия при неудачном подходе может смениться стадией умирания (исчезновения), при которой снижается спрос на продукцию, убытки возрастают, квалифицированный персонал переходит в другие компании. При невозможности или нежелании руководства прилагать усилия для возрождения главная цель - ликвидация с наименьшими потерями. Организация с официально установленными взаимоотношениями является формальной (система отношений зафиксирована должностными инструкциями, положениями, приказами).

Группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации называются формальными.

Стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определённых целей – неформальная группа или организация (отношения формируются на основе личных симпатий, общности взглядов, интересов, склонностей).


Процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации, но надо знать, что внутри неё существуют и неформальные организации, которые влияют в определённой мере на политику формальной. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали. Менеджер должен научиться управлять неформальными группами.

Понятие мотивации. Мотивация как функция менеджмента [2]

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к достижению личных целей и целей организации.

Мотивированную деятельность можно определить как свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов, а мотивацию труда как стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определённые блага) посредством трудовой деятельности. Мотивация труда является важнейшим фактором результативности работы.

Различают мотивацию двух видов: положительную и отрицательную.

Положительная мотивация - это стремление добиться успеха в своей деятельности. Она обычно предполагает проявление сознательной активности и связана определенным образом с проявлением положительных эмоций и чувств, например, одобрение тех, с кем трудится данный человек.

К отрицательной мотивации относится все то, что связано с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле слова. При отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Боязнь наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств. А следствием этого является нежелание трудиться в данной области деятельности.

Известно, что многократное применение наказания существенно снижает его действие. Такова психологическая закономерность. В результате люди привыкают к отрицательному воздействию наказания и, в конце концов, перестают реагировать на него.

Парадоксально, но факт, что подобное действие оказывает и вознаграждение. Если человек все время получает, например, материальную награду, то со временем оно теряет свою мотивационную нагрузку, т.е. перестает действовать. Ученые-психологи доказали, что длительно действующая отрицательная мотивация вредным образом отражается не только на результатах труда, но и на самой личности работника.

Мотив – причина деятельности, связанная с удовлетворением объективных потребностей.


Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

Первичные потребности заложены генетически (потребность в еде, сне и др.), а вторичные – психологические потребности, вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта.

Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к действию. Человек не будет трудиться, если у него нет потребности (мотива) в получении предоставляемого блага. Например, если вы хотите заставить работать представителей какого-нибудь отсталого племени, живущего в условиях каменного века, давая им взамен целый чемодан долларов (что для современного человека, безусловно, является ценным), то они будут работать скорее из-за самого чемодана, а не из-за бесполезных с их точки зрения бумажных купюр. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.

Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным.

Руководители используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.

Многообразие взглядов подтверждает, что мотивация - это сложный процесс, протекание которого зависит от многих причин. Упрощенно схему мотивационного процесса можно разбить на шесть стадий:

1 Стадия. Возникновение потребности: физиологической, психологической или социальной.

2 Стадия. Поиск путей устранения таковой.

3 Стадия. Определение целей (направлений) действия. Человек фиксирует что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить, чтобы устранить потребность.

4 Стадия. Осуществление действия.

5 Стадия. Получение вознаграждения за осуществленные действия (либо то, что нужно, либо то, на что он может обменять).

6 Стадия. Полное или частичное устранение потребности либо не устранение

Но, бесспорно, на мотивацию работника можно воздействовать, создавая лишь условия для возникновения (а не саму) мотивации.

Д. Риль указывает пять основных источников мотивации:

1. Общие социальные мотиваторы. Многие люди работают из чувства долга. Связанное с этими мотиваторами вознаграждение – личное удовлетворение, возникающее из чувства выполненного долга.

2. Цели организации. Считается, что люди, чьи цели совпадают с целями организации, чувствуются себя мотивированными, потому что могут помочь организации достигнуть этих целей. Однако не всегда цели организации являются сильными мотиваторами, потому, что они не ясны, трудно определяемы, или потому, что люди больше времени уделяют своим конкретным профессиональным целям, чем абстрактным целям организации.