ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Все люди стремятся к знанию»
Для полноценной реализации человека необходим досуг (схолЭ)
Человек- воплощенный разум
Движение разума к физическому миру есть путь к познанию
Система наук:
1. Теоретические или созерцательные- теория
2. практические- праксис (предполагает совместные действию с другим человеком, политика)
3. поэтические- поэзис (чувственные науки)
Поэтические науки делятся на риторику и поэтику
Практические – политика, этика (нравственность), экономика
Теоретические – философия, физика, математика
Чем бесполезнее наука, тем она совершеннее (чистая, лишенная каких-либо интересов и желаний)
Предметом первой философии (метафизики- нечто после физики) является:
-то, что существует отдельно и не движется (то, что существует отдельно от мира, т.к. мир постоянно движется)
-высшие начала и причины всего существующего
-сущее в виде конкретных предметов
-Бог, как начало и причина всего сущего. Бог, как неподвижное, дающее движение всему остальному
Модель мира:
-
Пустоты не существует (не существует бесконечности по Пармениду) -
Все, что движется, движется потому, что приводится в действие чем-то другим -
У мира должна быть цель -
Есть перводвигатель
Перводвигатель:
-
Весь мир это совокупность взаимосвязанных природных процессов, бесконечности не существует значит есть какая- то вещь, к-я движется в первую очередь, т.е. первая движущаяся вещь -
Мир устроен так, что мы живем внутри неба, оно объемлет мироздание, в каком-то смысле олицетворяет его -
Бог есть вечный небесный неподвижный перводвигатель (Бог не имеется в виду конкретный человек, это некая неподвижная субстанция, ограничивающая мир. Мы живем в небе, небо обрамляет физический мир)
Категории Аристотеля:
1. сущность (конкретный предмет)
2. остальные категории это состояние объекта (кол-во, кач-во, место и т.д.)
Сущность:
Первая сущность- это то, что не сказывается ни о каком подлежащем (вот этот вот предмет)
Вторая сущность- это предикативы (что-то разное, что меняется)
Есть конкретный предмет эйдоса (чертежа) предмета нет, есть конкретный предмет. Не существует градации, существует конкретный предмет. Конкретный предмет это и есть первая сущность по Аристотелю. А все остальное, что случается с этим предметом- вторая сущность. Это напрямую соперничает с концепцией Платона.
Мысль Аристотеля:
-
Опыт есть единичное знание предметов -
Для Платона первично всеобщее, идея, то для Аристотеля первична первая сущность, чувственная и единичная -
Философия единственно свободная наука, так как существует ради самой себя (философия на деле бесполезна) -
Платона не интересует изменение и движение, а Аристотель осмысляет его -
Первый историк философии -
Телеологизм (понимание движение мира к цели, все движется почему-то и куда-то)
Субстанция (конкретный предмет):
-
Материя есть начало всего чувственного. В этом смысле материя- субстрат формы. -
Форма определяет и реализует материю, образует суть вещи, то, благодаря чему вещь существует. -
Форма образует вещь из материи.
Материя- набор вещества, из которого может появиться предмет.
Материя+ форма
По Аристотелю не существует время и пространство, т.к. это вторая сущность, стоящая за предметом и не обладающая своим существованием.
Космология:
-
Мир- шарообразен, имеет конец и вечен -
Принцип дуализма. Космос состоит из 2 частей: мир надлунный (сфера божественного перводвигателя) и мир подлунный -
В подлунном мире (мир движения предметов) действуют 4 стихии: огонь, вода, земля и воздух -
Космос: закрытая единая сфера, ничто из вне не может туда попасть
Этика Аристотеля:
Аристотель – самый знаменитый представитель эвдемонИзма (счастье- высшая цель жизни)
Цель этики- воспитание нравственного (добродетельного человека)
Добродетельный человек- настоящий человек
Из всех добродетелей самая прекрасная- справедливость
Добродетели бывают этическими и интеллектуальными (у Платона и Сократа добродетель- это только знание)
! Деятельность человека всегда имеет цель
Цель это благо, счастье
- цель как средство (для достижения других целей)
-цель сама по себе (счастье)
Счастье- процесс, деятельность разума, практика
Не все являются людьми добродетельными в равной степени (люди разные, люди по-разному относятся к добродетели)
Политика Аристотеля:
Полис древнегреческий понимается как совокупность людей и отношений между людьми ради достижения общего блага.
1) Монархия и тирания. Правит один, но, если монарх правит в интересах большинства, то тиран правит исключительно в собственных интересах.
2) Аристократия и олигархИя. Это власть немногих. В условиях аристократии власть осуществляется ради большинства, а в олигархии- в интересах меньшинства.
3) ПолитИя и демократия. Демократия- это нехорошая форма правления, это власть демоса (власть слабо интеллектуально развитого большинства). Полития- это форма правления, при к-й зажиточное большинство осуществляет власть в интересах, в том числе и демоса.
Лучшая форма правления- АРИСТОКРАТИЯ (власть образованного меньшинства ради большинства), (напоминает Государство Платона, где правит философ).
Важнейшими нравственными добродетелями в гос-ве будут справедливость и дружба (высшая связь между людьми в принципе для Аристотеля, причем особенно дружба между мужчиной и мужчиной, т.к. очищена от биологического интереса).
Способ жизни:
1. Гедонистическая жизнь (самый худший сп-б, жизнь, поглощённая чувственным удовольствием)
2. Практическая жизнь (жизнь, посвящённая политике)
3. Созерцательная жизнь (жизнь, способная созерцать первичные сущности)
Душа
Структура души:
1. Вегетативная. Рождение, питание, рост (растения)
2. Чувственная. Ощущения, движения (животные)
3. Рациональная. Познание, выбор (человек, сочетает в себе все 3 стадии)
Поэтика:
Какова природа поэтического?
МИмезис- подражание искусства действительности
Катарсис- медицинское слово, чувственное очищение души, эмоциональный всплеск, высшее чувство.
Цицерон