Файл: 1. 2 История происхождения вандализма.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вандалы отличались особой жестокостью, они не только разрушали святыни и храмы, но старались сделать это особенно унизительным образом. Изобретение термина приписывают члену конвенции Генеральных Штатов аббату Грегуару. В 1794 г. он выступил с "Докладом о разрушениях, творимых вандализмом, и средствах их предотвращения", призывая самым суровым образом пресекать уничтожение памятников искусства. В XIX в. слово "вандализм" вошло в литературный обиход как обозначение разрушения или порчи произведений искусства и памятников архитектуры. Большая советская энциклопедия определяет вандализм как "бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей". Сходные толкования дают и другие современные отечественные справочники и словари, акцентируя внимание на иррациональности поведения разрушителя, а также на наносимом ущербе.

В современном англоязычном источнике обращается внимание на правовой аспект вандализма: "Вандал - тот, кто намеренно или вследствие невежества разрушает собственность», принадлежащую вандализма стало распространяться на повседневные проявления хулиганства. Оно стало обозначать порчу общественной, частной, коммунальной собственности, поломки оборудования в учебных заведениях, на транспорте, нанесение рисунков и надписей на стены и т.п. В российском Уголовном кодексе до 1996 г. такой состав преступления не предусматривался.

Следует заметить, что юридические определения вандализма в разных странах не совпадают. Кроме того, действия, связанные с разрушением чужого имущества, циничные поступки в отношении святынь и т.п. могут иметь различную юридическую квалификацию. УК РФ содержит несколько статей, связанных с уничтожением или порчей материальных и культурных ценностей и имущества. Помимо "вандализма" это "хулиганство", "умышленное уничтожение, разрушение или повреждение памятников истории и культуры", "умышленное уничтожение или повреждение имущества".

Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парка и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков. Трудность в выработке определения состоит также в том, что индивидуальные, групповые и социальные нормы в понимании того, какие именно разрушения имеют деструктивный для общества характер, не совпадают. С. Коэн справедливо пишет: "Мы приходим к неприятному признанию того, что вандализм не является ни точной характеристикой поведения, ни узнаваемой правовой категорией, это ярлык, применяемый к определенным типам поведения при определенных условиях".


В общественном сознании понятие вандализм часто предстает немотивированным, бесцельным, бессмысленным поведением. Выявление причин проявление и главное мотивов вандализма стало одной из основных задач социальных исследователей с первого момента появления первых сообщений по этой проблеме. Наиболее точное определение проявления и мотивов вандализма дал американский социолог С. Коэна, в частности именно он первым назвал шесть основных типов вандализма:

1) Тактический вандализм. Разрушение применяется как средство для достижения иных целей. Например, с целью не допустить снижения розничных или оптовых цен, уничтожаются огромные партии товара.

2) Вандализм как метод приобретения. Основной мотив разгрома составляет материальная выгода. По сути, эта форма вандализма является разновидностью воровства. Примеры подобных явлений без труда можно найти в действительности современной России. Известно, что значительный вред наносится, прежде всего, всякому оборудованию, содержащему дорогие цветные металлы. Демонтируются дверные ручки, доски приборов и различных устройств, мемориальные доски. Широко распространена эта форма вандализма на территориях кладбища, когда крадут венки, цветы, золото надписей, памятные доски.

3) Вандализм как игра (способ утверждения). Это распространенная форма детского и подросткового вандализма. Уничтожение рассматривается, как одна из возможностей поднять социальный статус в группе сверстников, демонстрируя свою силу, ловкость, смелость. Подобное времяпрепровождение, как правило, имеет характер личного соревнования

4) Идеологический вандализм. Об идеологическом вандализме вспоминают, когда разрушитель преследует определенные политические или социальные цели. Объект разрушения, как правило, имеет ярко выраженный и не скрываемый символический смысл. Он вполне может обозначать вид власти, национальную или социальную группу, социальные институты. Давно доказано, что практически все происходящие ранее социальные революции и катаклизмы, как правило, сопровождаются усилением идеологического вандализма. Возвращаясь к Великой французской революции можно увидеть, что разрушения памятников архитектуры носило антимонархический, антикатолический и антифеодальный характер. Именно эти символы разрушались особенно интенсивно. Бастилия, например, была разрушена, как символ королевского суда. Хорошо известно, сколь массово уничтожались символы предыдущего строя и в революционной России. Только, за период с 1917 года было разрушено 25-30

тысяч церквей и соборов, более 500 монастырей, уничтожено 20 миллионов икон, снято и переплавлено около 400 тысяч колоколов.

5) Вандализм как форма мщение. Разрушение осуществляется как ответ на обиду или личное оскорбление. Особенность этой формы состоит в том, что уничтожение имущества представляет собой отсроченный ответ на действие противоположной стороны и совершается, как правило, анонимно. Обида вполне может быть надуманной, а объект разрушения может только косвенно или символически связан с первоисточником враждебности. Такая форма мести привлекательна тем, что в эмоциональном плане эффективна, но позволяет предотвратить личное столкновение.

6) Злобный вандализм. Это акты, вызванные чувствами злости, неприязни, враждебности, зависти к другим людям и моральное удовольствия от нанесенного вреда. При этом объект не столь важен, как в случае вандализма связанного с местью. Например, в 2018 году некий мужчина уничтожил, при помощи кислоты, 23 художественных полотна, которые представляли собой произведения классической живописи. На вопрос, зачем он это сделал, он ответил: «Мне было необходимо уничтожить то, что дорого и важно другим».

Прокопий Кесарийский написал портрет вандалов, который сохраняется в истории, и по сей день: «Из всех известных мне племен вандалы были одними из самых изнеженных. С того времени, как им удалось завладеть Ливией, все вандалы ежедневно принимали ванну и питались за самым изысканным столом. Все они в значительной части носили красивые золотые украшения, одевались в мидийские платья, которые теперь называют шелковыми, проводя время на ипподромах и в театрах, но самое большее удовольствие они получали во время охоты. Они наслаждались и понимали хорошее пение и с удовольствием наблюдали за представлениями мимов. Говоря другими словами, все, что у людей в плане музыки и зрелищ считается особо привлекательным, было у них в почете. Большинство из них поселялось в парках, богатых деревьями и водой, часто между собой они устраивали пиры и с небывалой страстью предавались всем утехам Венеры». Правда, оценить по достоинству уровень материальной культуры древних вандалов сейчас довольно сложно, поскольку после себя они практически не оставили никаких артефактов. Буквально несколько монеток, ювелирных украшений и стела, на которой изображена оперенная свастика, обозначающая солярный знак. Существует целый ряд надгробных надписей, но историки сомневаются в их принадлежности именно вандалам.


вандализм преступление граффити

2. Уголовно-правовая характеристика вандализма
2.1 Объект и объективная сторона вандализма

Одним из необходимых элементов любого состава преступления является непосредственный объект. Наука уголовного права характеризует его как конкретное общественное отношение (или интерес), против которого направлено преступное посягательство, терпящее урон всякий раз при совершении преступления. Правильное определение объекта имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно позволяет раскрыть социально-политическую природу преступного деяния как специфического явления социальной жизни, а в силу этого и необходимость борьбы с ним при помощи мер уголовно-правового характера. Правильное и четкое установление объекта помогает выявлению степени общественной опасности конкретного преступления, оказывает значительное влияние на квалификацию деяния3.

Непосредственным объектом состава преступления, предусмотренного ст. 214 УК РФ, является общественный порядок. Эта позиция на сегодняшний день является преобладающей.

Следует отметить, что в юридической литературе нет единого подхода к определению общественного порядка. Вместе с тем разноречивость толкований данного термина позволяет говорить о том, что ученые занимают две основные позиции, трактуя это понятие.

Сторонники первой позиции, рассматривающие общественный порядок в широком смысле слова, определяют его как систему общественных отношений, складывающихся вследствие соблюдения и реализации всех господствующих в данном обществе социальных норм, принципов, идей, закрепляющих общественно необходимое и наиболее важное для данного экономического и политического строя поведение людей, государственных и общественных организаций .

В частности, А.В. Кузнецов под общественным порядком понимает совокупность установленных в обществе общественных отношений, охраняемых и регулируемых законами и правилами общежития, обеспечивающих укрепление и развитие государственного и общественного строя, неприкосновенность личности, сохранность имущества. Л.С. Явич представляет его как результат соблюдения социальных норм, порядок конкретных экономических и иных общественных отношений, складывающихся в результате всех господствующих социальных норм, отражающих и закрепляющих потребности нормативного функционирования данного способа производства и беспрепятственного осуществления соответствующей ему политической власти. Ю.А. Соколов видит в общественном порядке форму
упрочнения и развития общественных отношений, регулируемых правилами общежития или совместно с нормами права и правилами общежития. По мнению ученого, основная задача общественного порядка заключается в том, что он "обеспечивает неприкосновенность общественных отношений...". П.И. Гришаев утверждает, что общественный порядок охватывает все общественные отношения и связи.

В специальной литературе - административной и уголовно-правовой - определение общественного порядка приводится в более узком понятии этого слова. Приверженцы данной позиции в своем большинстве высказывают мнение, согласно которому дефиниция "общественный порядок" охватывает собой лишь общественные отношения, обеспечивающие общественное спокойствие, нормальные условия труда и быта граждан. Вместе с тем исследователи все же различно конструируют определение общественного порядка, исходя из объема общественных отношений, составляющих его содержание.

Так, М.И. Якубович указывает, что под изучаемым нами термином надлежит понимать установленные государством и закрепленные в правовых и моральных нормах правила поведения в обществе, условия нормального труда, отдыха и быта, нравственные устои членов общества. П.С. Дагель считает, что общественный порядок есть регулируемая нормами права и правилами общежития система общественных отношений, обеспечивающих общественное спокойствие безопасность личности и сохранность имущества, а равно нормальные условия труда, отдыха граждан и деятельности государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений. Т.М. Кафаров и Ч.Т. Мусаев видят в общественном порядке необходимую предпосылку одобряемого функционирования государственных учреждений и предприятий, общественных организаций, нормальной общественно-политической, производственной и иной социальной деятельности, а также нормального быта и отдыха граждан. О.М. Якуба определяет общественный порядок как систему урегулированных различными социальными нормами общественных отношений, выражающихся во внешнем поведении каждого члена общества в связи с удовлетворением общих потребностей.

Еще более сужая границы рассматриваемого понятия, некоторые авторы специально указывают, что общественный порядок есть система волевых отношений, складывающихся главным образом в общественных местах. "Общественный порядок, - пишет В.С. Комиссаров, - представляет собой систему общественных отношений, сложившихся на основе соблюдения норм права, направленных на поддержание общественного спокойствия и нравственности, взаимного уважения, надлежащего поведения граждан в общественных местах, отношений в сфере социального общения". Н.Ф. Кузнецова об общественном порядке говорит как об определенной совокупности видов и форм поведения граждан в обществе, сформулированных в нормах морали и нормативных актах, регулирующих поведение граждан в общественных местах.