ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Абеев Ален Александрович
Студент 1 курса магистратуры ЮИ ПГУ, г. Пятигорск
Научный руководитель: д.ю.н, проф.,
зав. кафедрой конституционного и муниципального права ЮИ ПГУ
Тхабисимова Л.А.
Некоторые вопросы защиты прав и свобод человека
Ключевые слова: государство, правоохранительные органы, защита прав и свобод человека, правоохранительные органы, гражданин, международная защита прав.
Аннотация. Современная история нашего государства проделала серьёзный путь в правозащитном направлении. Однако на сегодняшний день в различных юридических и политических журналах можно проследить тенденцию, которая выражается в том, что российская правовая система сильно подверглась интеграции в международную правовую систему, предоставив, таким образом, обширный комплекс прав и свобод гражданам России.
В данной статье рассматривается влияние Европейского Суда по правам человека (ЕСЧП) на отечественную правозащитную систему, основанное на анализе решений, которые ЕСПЧ вынес в отношении России.
Keywords: state, law enforcement agencies, protection of human rights and freedoms, law enforcement agencies, citizen, international protection of rights.
Annotation. The modern history of our state has made a serious way in the human rights direction. However, to date, in various legal and political journals, it is possible to trace the trend, which is expressed in the fact that the Russian legal system has been heavily integrated into the international legal system, thus providing an extensive set of rights and freedoms to Russian citizens.
This article examines the influence of the European Court of Human Rights (ECHR) on the domestic human rights system, based on an analysis of the decisions that the ECHR has made against Russia.
В соответствии со ст. 8 Всеобщей декларации прав человека правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав человека и гражданина – должно иметь эффективно работающую систему органов, осуществляющих эту задачу.1
В России в подтверждение провозглашенного ст. 1 Конституции Российской Федерации характера демократического правового государства, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина также названы обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ).2 Выполнение этой обязанности – сущность деятельности ряда государственно-правовых институтов.
Начнем с того, что Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Ему, в свою очередь, принадлежит особая роль по защите прав и свобод человека и гражданина, он обеспечивает такое правовое состояние, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы компетенции (ст. 80 Конституции РФ).
Особая роль в правозащитной системе Российской Федерации отводится, согласно ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, судебной власти, органы которой являются основным звеном конституционной системы защиты прав человека, осуществляют деятельность, направленную на противодействие и предупреждение нарушений и ограничений прав человека и его основных свобод, их незаконных ограничений. Все лица, находящиеся на территории Российской Федерации, вправе обращаться в российские национальные суды, а также в международные, в том числе в судебные органы по защите прав человека, когда исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Право на обращение в суд признается естественным и неотчуждаемым. Обязанность рассматривать обращения граждан о восстановлении нарушенных прав возложена на все суды, входящие в единую судебную систему.
Ключевой юридической гарантией защиты прав и свобод не только российских граждан, но и всех, кто находится под юрисдикцией России, является деятельность, осуществляемая Конституционным Судом РФ. Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» защита основных прав и свобод гражданина представляет собой его ключевую функцию.3
Деятельность конституционного правосудия нацелена на обеспечение единства законодательной и судебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы выступают как основополагающий критерий оценки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия законов и других нормативных актов РФ.
Наряду с механизмом правового регулирования, конституционная правозащитная система включает институт ответственности государственных органов в этой сфере. На основании ст. 52 Конституции РФ гарантируется охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, а также обязывает государство обеспечить доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Законодательные органы также выполняют свою роль в конституционной системе защиты прав человека, прежде всего посредством правотворческой деятельности, выражающейся в принятии законов и других нормативно-правовых актов, нацеленных на обеспечение конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, создания и функционирования наиболее эффективных механизмов, необходимых для их защиты.4
Особо важным принципом, определяющим функционирование законодательных органов в развернутой системе защиты прав человека и гражданина, является введение прямого запрета закона, нарушающего права человека: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ). Права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Следует также выделить, что российская прокуратура исторически сформировалась как орган, осуществляющий государственный надзор за исполнением законов, а также деятельность, которая является неотъемлемым атрибутом правового государства. В сфере внимания прокуратуры находится деятельность практически всех органов исполнительной власти.5 При осуществлении своих функций прокурор, наряду с иными полномочиями, рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушениях прав граждан, принимает меры, направленные на предупреждение и пресечение таких нарушений, привлечение к ответственности виновных в нарушении закона, возмещение причиненного вреда.
Немаловажное место в системе несудебных органов, осуществляющих защиту прав граждан, занимает институт Уполномоченного по правам человека. Уполномоченный осуществляет свою деятельность преимущественно при рассмотрении поступивших к нему жалоб. Выявив факты нарушения прав и законных интересов конкретных лиц, он принимает меры, направленные на восстановление их прав. Лицам, которые могут самостоятельно защитить себя в административном и (или) судебном порядке, но не приняли надлежащих мер, разъясняется установленный законом механизм защиты их прав и свобод.
Гарантированная в РФ государственная защита прав человека и гражданина не исключает возможности человека предпринимать самостоятельные действия по защите своих прав. В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.6
Например, российские граждане довольно активно используют международно-правовой механизм в качестве способа защиты своих прав и обращаются в Европейский суд по правам человека. Основанием подачи значительной части жалоб против Российского государства является нарушение статьи 3 Конвенции, которая звучит следующим образом: «Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию».7 По данному основанию чаще всего гражданами оспариваются действия должностных лиц правоохранительных органов или суда. Огромное количество жалоб данной категории, свидетельствуют о невозможности защитить права граждан национальными правовыми средствами. Это обусловлено целым рядом причин: сформировавшейся судебной практикой по данной категории дел, большим объемом необоснованных заявлений, подаваемых в национальные суды, что в свою очередь и способствует формированию отрицательной судебной практики, а также действия должностных лиц правоохранительных органов и т.д.
Таким образом, гарантированность и защита личных прав и свобод человека становится в настоящее время одной из приоритетных задач не только в рамках государства, но и на международном уровне.
Список использованной литературы
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – № 144(8198). – 04.07.2020. -
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. – № 67. – 05.04.1995. -
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. – 08.01.2001. – № 2. – Ст. 163. -
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 25.07.1994. – № 13. – Ст. 1447. -
Зутиков А.И. Конституционно- правовые основы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: монография А.И. Зутиков. – М.:Приор, 2017. С. 346. -
Козлова Е.И. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. С 592. -
Ульянов А.Ю. Конституционное назначение и функции прокуратуры. Российская юстиция, 2018, № 3. С. 7.
1 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. – № 67. – 05.04.1995.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – № 144(8198). – 04.07.2020.
3 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 25.07.1994. – № 13. – Ст. 1447.
4 Козлова Е.И. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. С 592.
5 Ульянов А.Ю. Конституционное назначение и функции прокуратуры. Российская юстиция, 2018, № 3. С. 7.
6 Зутиков А.И. Конституционно- правовые основы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: монография А.И. Зутиков. – М.:Приор, 2017. С. 346.
7 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. – 08.01.2001. – № 2. – Ст. 163.