Файл: Теория спроса и предложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2021

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория спроса и предложения.

  1. Рыночный спрос и его факторы;

  2. Рыночное предложение и его факторы;

  3. Рыночное равновесие,равновесная цена;

  4. Сущность, функции и виды цен.





1.Рыночный спрос и его факторы.

D – спрос. Потребность покупательной способности,представленная на рынке в виде денег.

Q – количество.

QD – величина,количество,объём спроса.

Р – цена.



На спрос влияют многие факторы, но мы от них абстрагируемся, кроме одного – цены товара, тогда объем спроса является функцией от цены: QD = f (P).

Между ценой и объемом спроса существует обратно пропорциональная зависимость. Это закон спроса.

Кривая спроса – это кривая, точки которой показывают по каким ценам, в течение определенного времени, покупатели могли бы приобрести различные количества товара.
Кроме цены на спрос влияют и другие факторы – неценовые:

    • доход;

    • цены на товары заменители (субституты);

    • цены на товары дополняющие друг друга (комплементарные);

    • потребность покупателей;

    • ожидания покупателей.

    Неценовые факторы сдвигают кривую спроса вправо или влево, в зависимости от того, как они ведут себя.

    Следует различать два понятия:

    1. «Изменение величины спроса» - происходит под влиянием изменения цен, и выражается в движении вдоль кривой спроса;

    2. «Изменение спроса» - происходит под влиянием неценовых факторов; выражается в сдвиге кривой спроса.

    Кривая спроса не всегда имеет отрицательный наклон. Бывает ситуация,когда снижение цены приводит к уменьшению величины спроса – эффект Гиффена.

    Некоторые потребители могут сокращать свой спрос на товар при снижении цены, так как товар становится более доступным и эти потребители не хотят быть как все – «эффект сноба».

    Спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может расти,потому что богатый покупатель приобретает их из-за престижных соображений.

    Закон спроса имеет отношение практически ко всем товарам. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи 2-х известных эффектов в экономической теории:

    1. Эффект дохода;

    2. Эффект замещения.

    • 2)Если у товара х есть заменители,то при падении цены на х покупатели охотнее приобретают х,нежели его заменители.

    Такое увеличение спроса на товар х называют эффектом замещения.

    • 1)Если х дешевле,то покупателю нужно тратить меньше денег,т.е у покупателя появляется дополнительное количество денег,что равносильно росту его дохода, эти дополнительные деньги он может потратить на покупку других товаров, в том числе и товара х.

    Говорят,что при этом объём спроса на х вырос под влиянием эффекта дохода.

    Итог: Оба эффекта могут действовать как в одном направлении,так и в противоположном.

    2.Рыночное предложение и его факторы.

    Предложение (S) – это количество товара, реализуемого производителями на рынке. На предложение товара влияют различные факторы, но мы от них абстрагируемся, кроме одного – цены товара. Тогда величина предложения есть функция от цены: QS = f (P). Между предложением и ценой существует прямая пропорциональная зависимость – это закон предложения.


    Кривая предложения показывает количества товара, которые продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течение определенного периода.

    Кроме цены на предложение влияют и другие факторы – неценовые. Они сдвигают кривую предложения вправо и влево.
    Неценовые факторы, влияющие на предложение:

      • цены на сырье и материалы;

      • издержки производства;

      • технология производства;

      • налоги и субсидии;

      • число товаропроизводителей…


      Следует различать два понятия:

          1. «Изменение величины предложения» - происходит под влиянием изменения цен, и выражается в движении вдоль кривой предложения;

          2. «Изменение предложения» - происходит под влиянием неценовых факторов; выражается в сдвиге кривой предложения.



          3.Рыночное равновесие,равновесная цена.



          Спрос и предложение взаимодействуют между собой. Их равновесие достигается при равенстве спроса и предложения. Графически – это точка пересечения кривых спроса и предложения.





          В точке пересечения (E) объем спроса и объем предложения равны: QD = QS

           - равновесный объем производства;

           - равновесная цена, одинаково удовлетворяющая продавцов и покупателей.

          Если цена () ниже равновесной цены, то спрос больше предложения, в результате возникает дефицит, который толкает цену вверх к равновесному уровню. Если же цена () выше равновесной цены, то спрос меньше предложения, в результате возникает избыток, который толкает цену вниз к равновесному уровню.


















          Изменения




          1


          D увеличивается, S = const


          увеличивается


          увеличивается


          2


          D уменьшается, S = const


          уменьшается


          уменьшается


          3


          D = const, S увеличивается


          уменьшается


          увеличивается


          4


          D = const, S уменьшается


          увеличивается


          уменьшается



          Изобразим графически на примере № 3 (D = const, S увеличивается):

          На самом деле меняется и спрос, и предложение: 
          если спрос увеличивается, а предложение уменьшается на одну и ту же величину.















          4.Сущность, функции и виды цен.



          Сущность цены определяется разными школами по-разному:

          1. одни экономисты определяют ее предельной полезностью;

          2. другие издержками производства;

          3. третьи соотношением спроса и предложения;

          4. четвертые стоимостью.


          В современной экономической теории наибольшее распространение получила концепция цены Маршалла, который предпринял попытку объединить первые три концепции (подходы). 
          В условии мгновенного равновесия цена полностью зависит от спроса. В условиях краткосрочного равновесия на цену влияют издержки. В условиях долгосрочного равновесия предложение приспосабливается к спросу, и устанавливается постоянная цена. 
          Существует крест Маршалла, когда цена устанавливается при пересечении спроса и предложения.



          Функции цены:

          1. Ориентирующая – дает информацию о действии покупателей и продавцов.

          2. Стимулирующая – способствует наиболее экономичным способам производства и рационализации спроса.

          3. Распределительная – способствует распределению доходов между участниками рыночной экономики.




          Существует три вида цен:

          1. Государственные цены – устанавливаются на продукцию предприятий монополистов на базовые для данной страны экономики ресурсов на социально-значимые товары. Они состоят из двух элементов:

          • фиксированные цены – жестко устанавливаются правительством,

          • регулируемые цены – учитывающие колебания спроса и предложения.

          1. Договорные цены – устанавливаются соглашением между продавцами и покупателями (учитывают только спрос и предложение). Их удельный вес определяет степень «рыночности» экономики данной страны.

          2. Мировые цены – применяются в международной торговле, рассчитываются на базе наиболее крупных импортных и экспортных сделок.