ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2021
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
Теория спроса и предложения.
-
Рыночный спрос и его факторы;
-
Рыночное предложение и его факторы;
-
Рыночное равновесие,равновесная цена;
-
Сущность, функции и виды цен.
1.Рыночный спрос и его факторы.
D – спрос. Потребность покупательной способности,представленная на рынке в виде денег.
Q – количество.
QD – величина,количество,объём спроса.
Р – цена.
На спрос влияют многие факторы, но мы от них абстрагируемся, кроме одного – цены товара, тогда объем спроса является функцией от цены: QD = f (P).
Между ценой и объемом спроса существует обратно пропорциональная зависимость. Это закон спроса.
Кривая
спроса –
это кривая, точки которой показывают
по каким ценам, в течение определенного
времени, покупатели могли бы приобрести
различные количества товара.
Кроме
цены на спрос влияют и другие факторы
– неценовые:
-
доход;
-
цены на товары заменители (субституты);
-
цены на товары дополняющие друг друга (комплементарные);
-
потребность покупателей;
-
ожидания покупателей.
Неценовые
факторы сдвигают кривую спроса вправо
или влево, в зависимости от того, как
они ведут себя.
Следует
различать два понятия:
-
«Изменение величины спроса» - происходит под влиянием изменения цен, и выражается в движении вдоль кривой спроса;
-
«Изменение спроса» - происходит под влиянием неценовых факторов; выражается в сдвиге кривой спроса.
Кривая спроса не всегда имеет отрицательный наклон. Бывает ситуация,когда снижение цены приводит к уменьшению величины спроса – эффект Гиффена.
Некоторые потребители могут сокращать свой спрос на товар при снижении цены, так как товар становится более доступным и эти потребители не хотят быть как все – «эффект сноба».
Спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может расти,потому что богатый покупатель приобретает их из-за престижных соображений.
Закон спроса имеет отношение практически ко всем товарам. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи 2-х известных эффектов в экономической теории:
-
Эффект дохода;
-
Эффект замещения.
-
2)Если у товара х есть заменители,то при падении цены на х покупатели охотнее приобретают х,нежели его заменители.
Такое увеличение спроса на товар х называют эффектом замещения.
-
1)Если х дешевле,то покупателю нужно тратить меньше денег,т.е у покупателя появляется дополнительное количество денег,что равносильно росту его дохода, эти дополнительные деньги он может потратить на покупку других товаров, в том числе и товара х.
Говорят,что при этом объём спроса на х вырос под влиянием эффекта дохода.
Итог: Оба эффекта могут действовать как в одном направлении,так и в противоположном.
2.Рыночное предложение и его факторы.
Предложение (S) – это количество товара, реализуемого производителями на рынке. На предложение товара влияют различные факторы, но мы от них абстрагируемся, кроме одного – цены товара. Тогда величина предложения есть функция от цены: QS = f (P). Между предложением и ценой существует прямая пропорциональная зависимость – это закон предложения.
Кривая
предложения показывает количества
товара, которые продавцы предлагают к
продаже по разным ценам в течение
определенного периода.
Кроме
цены на предложение влияют и другие
факторы – неценовые. Они сдвигают кривую
предложения вправо и влево.
Неценовые
факторы, влияющие на предложение:
-
цены на сырье и материалы;
-
издержки производства;
-
технология производства;
-
налоги и субсидии;
-
число товаропроизводителей…
Следует
различать два понятия:
-
«Изменение величины предложения» - происходит под влиянием изменения цен, и выражается в движении вдоль кривой предложения;
-
«Изменение предложения» - происходит под влиянием неценовых факторов; выражается в сдвиге кривой предложения.
3.Рыночное равновесие,равновесная цена.
Спрос и предложение взаимодействуют между собой. Их равновесие достигается при равенстве спроса и предложения. Графически – это точка пересечения кривых спроса и предложения.
В
точке пересечения (E) объем спроса и
объем предложения равны: QD = QS
-
равновесный объем производства;
-
равновесная цена, одинаково удовлетворяющая
продавцов и покупателей.
Если
цена ()
ниже равновесной цены, то спрос больше
предложения, в результате возникает
дефицит, который толкает цену вверх к
равновесному уровню. Если же цена ()
выше равновесной цены, то спрос меньше
предложения, в результате возникает
избыток, который толкает цену вниз к
равновесному уровню.
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изобразим графически на примере № 3 (D = const, S увеличивается):
На
самом деле меняется и спрос, и
предложение:
если
спрос увеличивается, а предложение
уменьшается на одну и ту же величину.
4.Сущность, функции и виды цен.
Сущность
цены определяется разными школами
по-разному:
-
одни экономисты определяют ее предельной полезностью;
-
другие издержками производства;
-
третьи соотношением спроса и предложения;
-
четвертые стоимостью.
В
современной экономической теории
наибольшее распространение получила
концепция цены Маршалла, который
предпринял попытку объединить первые
три концепции (подходы).
В
условии мгновенного равновесия цена
полностью зависит от спроса. В условиях
краткосрочного равновесия на цену
влияют издержки. В условиях долгосрочного
равновесия предложение приспосабливается
к спросу, и устанавливается постоянная
цена.
Существует
крест Маршалла, когда цена устанавливается
при пересечении спроса и предложения.
Функции
цены:
-
Ориентирующая – дает информацию о действии покупателей и продавцов.
-
Стимулирующая – способствует наиболее экономичным способам производства и рационализации спроса.
-
Распределительная – способствует распределению доходов между участниками рыночной экономики.
Существует
три вида цен:
-
Государственные цены – устанавливаются на продукцию предприятий монополистов на базовые для данной страны экономики ресурсов на социально-значимые товары. Они состоят из двух элементов:
-
фиксированные цены – жестко устанавливаются правительством,
-
регулируемые цены – учитывающие колебания спроса и предложения.
-
Договорные цены – устанавливаются соглашением между продавцами и покупателями (учитывают только спрос и предложение). Их удельный вес определяет степень «рыночности» экономики данной страны.
-
Мировые цены – применяются в международной торговле, рассчитываются на базе наиболее крупных импортных и экспортных сделок.